Версальский договор: мир, породивший войну

Feb 25, 2019 11:37


Этот год отмечен двумя круглыми датами: столетием подписания Версальского мирного договора и 80-летием начала Второй мировой войны.



Вокруг второй даты уже разворачиваются идейные баталии: кто виноват, кто, как и зачем развязал войну. Есть немало желающих свалить это историческое преступление на Советский Союз «в связке» с гитлеровской Германией в духе запущенного на Западе и тиражируемого антисоветчиками как в России, так и в Белоруссии клеветнического клише о «тождестве Сталина и Гитлера».

Этой клевете должно дать отпор, вскрыв настоящих пособников германского нацизма, настоящих поджигателей Второй мировой войны, корни которой уходят именно в Версальский мир. Обратимся же к историческим фактам.

В 1918 ГОДУ Первая мировая война подходила к концу. Несмотря на продолжавшиеся военные действия противоборствующих сторон, итог становился всё более очевидным. Страны Антанты выходили на победную финишную прямую. 29 сентября 1918 года из войны вышла Болгария, 30 октября Турция согласилась подписать перемирие, 3 ноября капитулировала Австро-Венгрия.

Последним актом, за которым наступило прекращение огня на фронтах Первой мировой войны, было соглашение о перемирии с Германией, подписанное 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу. Оно означало завершение Первой мировой войны и признание Германией своего поражения.



Условия Компьенского перемирия были тяжёлыми для Германии: немцы должны были эвакуировать свои войска с территории Франции, Бельгии, Люксембурга и Эльзас-Лотарингии. На Восточном фронте они должны были отвести свои войска на позиции по состоянию на 1 августа 1914 года. Германия обязывалась сдать Антанте орудия (5 тыс.), пулемёты (25 тыс.), мортир-миномёты (3 тыс.), самолёты (1700), локомотивы (5 тыс.) и вагоны (15 тыс.); все корабли немецкого ВМФ и подводные лодки интернировались.

Союзные солдаты, находившиеся в немецком плену, подлежали освобождению; немецкие же пленные остались в руках союзников. В то же время, как считали союзники, в распоряжении Германии оставлялись достаточные силы, чтобы бороться с революцией внутри страны и принять активное участие в интервенции против Советской России. В частности, статья 12 условий перемирия предусматривала: немецкие войска должны задержаться в России и будут отведены с её территории лишь после того, как союзники признают, что для этого настало время. Таким образом, уже в Компьене наметился сговор с Германией против России.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что ещё 23 декабря 1917 года Англия и Франция подписали Конвенцию о разграничении районов будущих операций английских и французских войск на территории России. США и страны Антанты были одержимы идеей подавить Советскую власть силой оружия. Поэтому «русский» вопрос был одним из ключевых при подготовке Версальского договора.

С целью подписания всеобъемлющего договора в Париже 18 января 1919 года открылась конференция победителей. В её работе приняли участие свыше тысячи делегатов из 27 стран. Но верховодили на Парижской мирной конференции представители США, Франции и Англии. Заметную роль играла также итальянская делегация. Именно из представителей этих стран на конференции был образован её главный орган - Совет четырёх, в который входили Клемансо (Франция), Ллойд Джордж (Великобритания), Вильсон (США) и Орландо (Италия). Руководители конференции отказались допустить на этот форум представителей Советской России, но зато пригласили в Париж русских белогвардейцев.

В тиши кабинетов перекраивалась карта мира, а на пленарных заседаниях конференции произносились лицемерные речи о свободе и самоопределении народов. Перед конференцией и в ходе её шла острая борьба между США, Англией, Францией, Италией и Японией за передел мира. Представители каждой страны стремились получить для себя большую часть добычи.



Соединённые Штаты Америки в годы войны окрепли в экономическом, финансовом, военном и политическом отношениях. Поэтому они считали естественным требовать для себя руководства капиталистическим миром. С этой целью они противодействовали захвату Англией, Францией и другими державами территорий, отнятых у Германии и Турции, выдвинув идею передачи этих территорий под управление Лиги Наций, которую американцы надеялись сразу подчинить своему влиянию.

Американские предложения о «свободе морей», «свободе торговли», «свободном урегулировании колониальных вопросов» преследовали те же цели: не допустить усиления Англии, Франции и Японии и иметь доступ к их колониальным владениям. Одновременно США проводили линию на сохранение сил Германии как, во-первых, для борьбы с Советской Россией, так и, во-вторых, для противовеса Англии и Франции.

На протяжении практически полугодовой работы конференции в центре внимания находился «русский» вопрос, то есть комплекс таких проблем, как организация военной интервенции против Советской России, её экономическая блокада и политическая изоляция, материальная, военная, финансовая поддержка контрреволюции на территории России. Парижские «миротворцы» были солидарны в том, что их цель - уничтожить большевизм, но расходились относительно выбора средств.

Французы, например, а также некоторые члены английской делегации выступали за продолжение открытой военной интервенции в России с участием войск союзников, действующих совместно с германскими войсками. В отличие от них президент США В. Вильсон и премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж опасались, что открытая интервенция будет способствовать перенесению революционных идей в их страны.

В конце концов эта точка зрения возобладала, и руководители Парижской конференции сконцентрировали свои усилия на организации интервенции против Советской России в скрытой форме, то есть с помощью внутренней контрреволюции, получающей широкую поддержку от США и стран Антанты.

Острая борьба развернулась на форуме и при формулировке условий мирного договора с Германией. После долгих консультаций и согласований мирный договор с Германией был подписан в Зеркальном зале Версальского дворца 28 июня 1919 года, то есть в годовщину убийства в Сараеве. Согласно ст. 231 Договора, на Германию возлагалась вся ответственность за развязывание Первой мировой войны. Поэтому большая часть условий договора носила характер «наказания агрессора» или была призвана за его счёт компенсировать потери победителей.

Договор состоял из 15 частей и 440 статей. Территориальные постановления определяли границы Германии с Францией, Бельгией, Люксембургом, Швейцарией, Австрией, Чехословакией, Польшей и Данией.

По результатам Версальского мира Германия потеряла 11% населения (около 7 млн человек), 13% территории, 75% добычи железной руды, 26% всего имевшегося в Германии калия, 68% цинка, 26% угля, 35% производства чугуна, 25% стали. Количество производимого в стране картофеля сократилось на 15-18%, поголовье рогатого скота и свиней уменьшилось на 11%. И это помимо того, что Германия осталась должна странам-победительницам.

По Версальскому мирному договору Германия возвращала Франции Эльзас-Лотарингию (в границах 1870 года); Бельгии - округа Мальмеди и Эйпен, а также так называемую нейтральную и прусскую части Морене; Польше - Познань, части Поморья и другие территории Западной Пруссии; г. Данциг (Гданьск) и его округ был объявлен «вольным городом»; г. Мемель (Клайпеда) передан в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 года присоединён к Литве).

Вопрос о государственной принадлежности Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии должен был быть решён плебисцитом (в результате часть Шлезвига перешла в 1920 году к Дании, часть Верхней Силезии в 1921 году - к Польше, южная часть Восточной Пруссии осталась у Германии); к Чехословакии отошёл небольшой участок силезской территории.

Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены между главными державами-победительницами на основе системы мандатов Лиги Наций.

Версальский договор предусматривал серьёзные военные ограничения Германии. Её армия не должна была превышать 100 тысяч человек, генеральный штаб ликвидировался, вооружённые силы сохранялись лишь в размерах, необходимых для поддержания внутреннего порядка. Всеобщая воинская повинность отменялась. Германии запрещалось иметь тяжёлую артиллерию, танки, подводные лодки, военную авиацию, дирижабли. Военно-морской флот ограничивался шестью броненосцами, шестью лёгкими крейсерами и 12 контрминоносцами, а численность его личного состава не должна была превышать 15 тысяч человек.

Особенно тяжёлым последствием было то, что страны-победители наложили на Германию репарации размером 132 млрд золотых марок, при том, что в 1918 году объём её промышленного производства составлял 57% от довоенного.

В зачёт репарационных сумм победители вывозили всё, что представляло ценность: материально-сырьевые ресурсы, оборудование, скот, товары. В 1923 году франко-бельгийские войска, воспользовавшись временной слабостью Германии, даже оккупировали Рурскую область, дававшую 90% угля и 50% металла Германии, для беспрепятственного вывоза продукции местных предприятий, вызвав тем самым недовольство немцев.

Версальский мирный договор чрезмерно наказывал Германию, что подтверждает английский экономист Д.М. Кейнс, представлявший в Версале британское казначейство: «…Договор, будучи грубым, жестоким и несправедливым, непременно породит ужасные возмущения…»

В.И. Ленин определил Версальский мир как откровенно грабительский. По его словам, «Германии был навязан мир, но мир этот был ростовщический, мир душителей, мир мясников, потому что они разграбили и раздробили Германию и Австрию. Они лишили их всех средств жизни, оставили детей голодать и умирать с голоду, это мир неслыханный, грабительский. Таким образом, что такое Версальский договор? Это неслыханный, грабительский мир, который десятки миллионов людей, и в том числе самых цивилизованных, ставит в положение рабов. Это не мир, а условия, продиктованные разбойниками с ножом в руках беззащитной жертве».

В целом можно сказать, что по отношению к Германии со стороны её бывших противников проводилась двоякая политика. Империалисты Франции грубо и жестоко грабили и унижали немцев. А США и Великобритания смотрели в будущее: в их стратегических планах Германии отводилась роль главного орудия борьбы с Советской Россией. А для этого требовалась сильная страна с развитой экономикой и мощными вооружёнными силами. Поэтому американцы начали активно помогать немцам.

Уже в 1924 году на Лондонской конференции был принят план Дауэса. У истоков плана стояли США, а непосредственным автором являлся американский банкир, руководитель международного комитета экспертов Чарлз Гейтс Дауэс. В соответствии с планом Германия получила около 30 млрд золотых марок. В счёт репараций за время действия этого плана Германия выплатила 8 млрд марок.

Поступление иностранных капиталов в промышленность значительно оживило экономику страны. Уже в 1924 году был снижен объём выплат репараций с Германии. США помогают в возрождении военно-промышленного потенциала страны путём инвестиций. В 1924-1929 годах наблюдается стабилизация германской экономики. Вдвое вырос объём промышленного производства, причём на новой научно-технологической основе.

Особенно высокие темпы наблюдались в развитии относительно молодых отраслей промышленности: химической и электротехнической. Было освоено производство искусственного бензина и синтетического шёлка. Высокий рост был у предприятий «Хёхст», «Байер АГ», «ИГ Фарбениндустри», «Сименс». Благодаря американским инвестициям происходит дальнейшее укрепление монополий. Путём слияний рождаются новые концерны и тресты. В 1926 году возникает «Стальной трест». Это была целая промышленная держава со своими шахтами, электростанциями, машиностроительными и судостроительными заводами.

В этом отношении «Стальной трест» схож с «Концерном Круппа». Отметим, что такая многоотраслевая структура с расчётом на самодостаточность была вообще характерна для Германии того времени. В 1925 году в результате слияния химических компаний рождается знаменитый химический трест «ИГ Фарбениндустри», впоследствии - производитель печально известного газа «Циклон-Б».

К концу 1920-х годов Германия по росту производства вышла на первое место в Европе и второе место в мире (после США). В 1929 году план Дауэса был заменён планом Юнга - «50-летним планом репараций» (назван по имени Оуэна Юнга, президента правления «Дженерал электрик», возглавлявшего разработку плана). Новый план представлял ещё большую уступку Германии. В соответствии с ним общий объём репараций значительно сокращался (до 114 млрд золотых марок) и сужалось количество источников, из которых выплачивались репарации. Основными из них оставались государственный бюджет и доходы железных дорог. Выплачивать их Германия должна была сравнительно небольшими ежегодными платежами до 1988 года.

В результате промышленность освобождалась от выплат репарационных платежей, что давало ей дополнительные средства для развития, все ограничения были сняты. Плану Юнга не суждено было сбыться, так как начался мировой экономический кризис, кредитование и инвестиции стали невозможны. В 1932 году план Юнга, а вместе с тем и репарации были отменены. Всего Германия выплатила в счёт репараций около 20 млрд марок.

С 1924 по 1930 год Германия получила 63 млрд золотых марок кредитов, основная часть которых была использована для кардинальной перестройки экономики, развития наукоёмких отраслей и энергетики. Таким образом, при помощи американских займов буквально в сжатые сроки был воссоздан экономический и военно-промышленный потенциал. Германские монополисты обновили производственную структуру страны, воссоздали мощную военную промышленность, способную в огромных количествах производить вооружение: танки, самолёты, артиллерийские орудия, военно-морские корабли новых типов.

О развитии военной экономики Германии с 1919 по 1933 год пушечный король Крупп писал: «Одной из великих заслуг германской военной экономики является то, что она не оставалась праздной в течение этих тяжёлых лет, несмотря на то, что её деятельность по совершенно понятным причинам не могла быть предана гласности. В годы тайной работы была заложена научная основа и подготовлен фундамент для того, чтобы в назначенный час быть готовыми снова работать для германских вооружённых сил без потерь времени, используя опыт. Только благодаря тайной деятельности германских предприятий и опыту, полученному в тот период путём производства товаров мирного времени, стало возможным после 1933 года идти в ногу с новыми задачами, возникшими в ходе восстановления германской военной мощи».

С приходом к власти Гитлер начал не только демонстративно отказываться от статей Версальского договора, но и требовать всё больших уступок. В условиях ненависти мирового империализма к СССР реализовать свои планы Гитлеру было не так уж и сложно. Англия, Франция и США создали режим максимального благоприятствования для реализации планов третьего рейха.

Это ясно понимало советское руководство. Вот яркий пример. В конце марта 1935 года с визитом в СССР побывал лорд - хранитель печати Великобритании А. Иден. После долгой беседы со Сталиным, которая проходила в Кремле, Иден посмотрел на карту мира, висевшую в кабинете, и отметил тот факт, насколько велик СССР, а Англия на его фоне совсем маленький остров. На это Сталин заметил:

- Да, маленький остров, но от него многое зависит. Вот если бы этот маленький остров сказал Германии: не дам тебе ни денег, ни сырья, ни металла, - мир в Европе был бы обеспечен.

Иден на это ничего не ответил.

В этой реплике Сталина и молчании Идена содержится ясный ответ на вопрос о том, кто и зачем разжигал пожар новой войны. Уже тогда, в марте 1935 года, Сталин ясно указал на то, что именно США и Великобритания выращивали и науськивали на СССР германский фашизм. Именно на них, вместе с Гитлером, и лежит вина за развязывание Второй мировой войны.

Е.А. Соколова,

кандидат исторических наук,

г. Минск

ИСТОЧНИК

В МИРЕ, ВОЙНА, ПРОШЛОЕ

Previous post Next post
Up