Оригинал взят у
https://gusev-a-v.livejournal.com/874402.html Сегодня огромное количество блогеров обсуждают карьерный взлет телеведущей Маши Китаевой. Девушка, которая даже глядя в телесуфлер бесконечно путалась и сбивалась, неожиданно, через несколько лет, обнаружилась в министерстве обороны в классном чине «действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса», что соответствует воинском у званию «генерал-лейтенант».
Это если не заниматься буквоедством и не искать различий между «званием» и «чином». Потому что в нашем контексте - это не принципиально.
То есть, Маня «перепрыгнула» даже Евгению Васильеву. Та имела чин «действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса», что соответствует воинском у званию «генерал-майор».
А Васильева, между прочим, была официальной любовницей министра обороны Анатолия Сердюкова. И всего лишь генерал-майор! С кем спит Маруся, если у неё чин соответствует званию «генерал-лейтенант»?
Я гадать не буду, а так как являюсь историком, то немножко расскажу о гражданских чинах в историческом контексте.
В советское время к обвешанным орденами и большими звездами на погонах женщинам относились с большим скепсисом.
Женщины и дети, закройте мой ЖЖ, я буду ругаться!!! (16+)
Советская пословица гласила (извините мой французский):
«Ваньке за атаку - хрен в сраку, Маньке за пи*зду - Красную Звезду!»
Наши власти ныне очень любят «хрустеть булками». Давайте хрустнем вместе. Для начала с Юрием Федосюком и его книжкой «Что непонятного у классиков?»
В царские времена бабы в погонах ходили в порядке редчайшего исключения и то на закате империи, когда «французские будки» совсем кончились. До высоких чинов добирались исключительно мужчины.
Федосюк цитирует Чехова: «Настоящий мужчина состоит из мужа и чина».
А Маруся у нас кто? «Жен-чина?»
Бывшая любовница министра обороны Сердюкова, а теперь, вроде вторая жена, Евгения Васильева имела чин соответствующий «действительному статскому советнику».
Отец Владимира Ильича Ленина Илья Ульянов стал действительным статским советником только под конец карьеры. Видимо, что-то, Евгения Васильева умеет делать намного лучше, чем отец вождя мирового пролетариата.
По старому табелю о рангах чин Маши Китаевой соответствует тайному советнику. Дальше шёл действительный танйый советник. На 1903 год в России было всего 99 действительных тайных советников. На всю империю! Со всеми украинами, польшами, финляндиями и желтороссиями…
В юмореске Чехова, подписывавшегося еще Антошей Чехонте, некто Правдолюбов выговаривает карикатуристу Упрямову, нарисовавшему проворовавшегося тайного советника:
«Да знаете ли вы, милостисдарь, что тайный советник соответствует в армии генерал-лейтенанту?»
Если брать ещё героев из художественной литературы, то акунинский Эраст Петрович Фандорин, как известно - «статский советник». Это, по сравнению, с телеведущей Машей Китаевой и любовницей Сердюкова - сошка мелкая. Это что-то вроде «бригадного генерала» - уже не полковник, но ещё «недогенерал».
Чины выслуживали при царе-батюшке совсем иным способом, чем нынче. Перефразируя В.С. Черномырдина можно сказать, что министерство обороны - это не тот орган, где можно языком как ни попадя.
А в прошлом ценился почерк.
«Людишки, пишущая тварь», - так оскорбительно аттестует грибоедовский Репетилов мелких чиновников, сделавших себе быструю карьеру.
Приехавшему в Петербург обедневшему князю Мышкину («Идиот» Достоевского) генерал Епанчин прежде всего учиняет экзамен на почерк; Мышкин пишет чудесно; Ганя Иволгин смеется.
«Смейся, смейся, - говорит генерал, - а ведь тут карьера».
Если бы Маша читала классику - она б уписалась. Кто так нынче карьеру делает?
Хотя бог с ними, с литературными героями.
Вот граф Сергей Юльевич Витте. Знаменитейший человек. Не такой знаменитый, конечно, как Китаева, но всё же. Он, если верить Википедии, лишь чуть-чуть обогнал Машу - был «действительным тайным советником» т.е. «полным генералом».
Вешатель Петр Столыпин в Машины годы был ничтожным «коллежским асессором» т.е. майоришкой каким-то. Не умел он делать карьеру, в отличие от Маши Китаевой и Жени Васильевой.
Кстати, при царе-батюшке с 1856 года чтобы перейти на вышестоящий чин нужно было отслужить четыре года.
Если бы это правило сейчас действовало, то телеведущей Маше Китаевой пришлось бы отслужить лет 30 минимум. И свой нынешний чин она получила бы в 55 лет, если бы службу начала в 25. Это при особо благоприятном стечении обстоятельств.
Прожив пустую, никому не нужную жизнь, герой рассказа Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» умирает в высоком чине тайного советника. Как будет умирать Маша - не знаю, но все остальное кажетяс совершенно очевидным.
В 1886 году в журнале «Осколки» появилась составленная молодым Антоном Чеховым юмористическая табель о рангах, где начинающий писатель так распределил своих современников-литераторов (приводим только наиболее известные имена):
• Действительные тайные советники (вакансия)
• Тайные советники: Лев Толстой, Гончаров.
• Действительные статские советники: Салтыков-Щедрин, Григорович.
• Статские советники: Островский, Лесков, Полонский.
• Коллежские советники: Майков, Гаршин, Глеб Успенский, Плещеев.
• Надворные советники: Короленко, Боборыкин, Надсон.
• Коллежские асессоры: Минаев, Вейнберг и другие, ныне забытые литераторы.
• Титулярные советники: Златовратский и др.
• Коллежские секретари: Апухтин, К. Случевский и др.
Среди губернских секретарей и коллежских регистраторов имен, сохранившихся в памяти наших современников, уже не находим. В конце табели указан «не имеющий чина: Окрейц» - сугубо реакционный бездарный литератор, пользовавшийся всеобщим презрением.
Там где у Чехова вакансия, сейчас бы стояла фамилия «М. Китаева».
ПС: В стране - безработица. Эти толпы людей, ищущих места под солнцем, пополнились, массой несостоявшихся пенсионеров. Вся бюджетная сфера заполонена кланами. Везде одно и тоже. Начиная от сельской школы, заканчивая министерством обороны. Профессиональные качества людей никого не интересуют. Набирают "своих". В общем новость про Машу Китаеву меня ничем не удивила.