Одной из особенностей российской экономики является то, что она построена на извлечение инсайдерской ренты. Разобраться, что это такое, мы предлагаем вам на примере одной из самых крупных и известных российских госкорпораций - «Газпрома». Максим Лебский изучил историю и экономические показатели компании, и выяснил, как ей удается «исполнять мечты». И чьи же это мечты, в конце концов.
Современный российский капитализм пережил несколько этапов в своем развитии: 1) Зарождение (1986-1991 гг.); 2) Становление (1992-1998 гг.); 3) Стабилизация (1999-2008 гг.); 4) Кризис (2009-2018 гг.). Период стабилизации выделяется не только за счет смены руководящих лиц в Кремле, но во многом благодаря изменению подхода высшей бюрократии к крупнейшим сырьевым компаниям - «Газпрому» и «Роснефти». Усиление экономического и политического влияния Путина и его соратников из санкт-петербургской мэрии неразрывно связано с подчинением и использованием «Газпрома» в своих политических интересах. Изучение истории «Газпрома» и роли компании в современном российском капитализме позволяет понять значение инфраструктуры инсайдерского контроля в экономике России.
Министерство Газовой промышленности СССР было создано в 1965 г. Его возникновению предшествовало открытие крупных запасов газа в 1960-е гг. на севере Тюменской области и Ямале (Заполярное, Ямбургское). Первые месторождения газа были обнаружены еще в 1950-е гг., но его промышленная добыча была начата в 1965 г.
1 Источник
2 За три десятилетия Советский Союз смог увеличить добычу газа с 45,3 млн м3 в 1960 г. до 643 млн м3 в 1991 г. Экспорт газа стала важным источником валютных поступлений в советский бюджет.
Динамика объемов добычи газа в СССР в период с 1950 по 1991
3 Государственный концерн «Газпром» был создан в 1989 г. на базе министерства газовой промышленности СССР. За образец была взята итальянская государственная компания ENI (Ente Nazionale Idrocarburi)
4. Концерн возглавил бывший министр В. Черномырдин. С момента своего создания «Газпром» был государственной монополией. В 1992 г. начался процесс акционирования активов «Газпрома». А. Чубайс настаивал на приватизации компании, но Черномырдин и другие газовики этому сопротивлялись. В сравнении с нефтяным сектором, добыча газа концентрировалась на нескольких месторождениях. 90 % добычи «Газпрома» в 1992 г. приходилось на три предприятия «Уренгойгазпром», «Ямбургазпром», «Надымгазпром». Лидирующее место по объемам бурения в «Газпроме» занимало «Тюменьбургаз» (64,4 %)
5. Транспортировка газа как на внутренний, так и на внешний рынок осуществлялась через Единую систему газоснабжения (ЕСГ). «Газпром» был вертикально интегрированной компанией, контролировавшей все этапы производства: добыча, транспортировка и переработка газа. Российская газовая промышленность создавалась как единый энергетический комплекс, его разрыв на отдельные куски грозил серьезными экономическим потерями.
Обнаруженные запасы газа на российской территории
6 Как свидетельствует В. Лопухин, министр топлива и энергетики в правительстве Е. Гайдара : «Газпром фактически выпал из ваучерной приватизации»
7. 41% акций остались в руках государства, 10% акций скупила сама компания, 15% купили работники и бывшие сотрудники предприятия, 32,9% купили жители 60 российских регионов, где действовал Газпром, 1,1% был передан компании «Росгазификация»
8. Интересную оценку приватизации «Газпрома» дал сам глава компании, Рем Вяхирев : «В разных местах прятали (акции - М.Л.), потому что в государстве были жулики Чубайс, Немцов и прочие - они же первые все отняли бы»
9.
Но как государство осуществляло управление своим пакетом акций? В 1994 г. был заключен трастовый договор, который предусматривал передачу управления государственным пакетом акций «Газпрома» его руководителю - Вяхиреву. Трастовый договор содержал опцион, в качестве вознаграждения за управлением государственным пакетом акций Вяхирев имел возможность их выкупа у государства по номинальной цене (одна акция - один неденоминированный рубль)
10. Таким образом реальная стоимость «Газпрома» занижалась в сотни раз. Передача государственных акций (35%) под управление топ-менеджмента превращала государственный контроль в одну видимость, что позволяло Вяхиреву выводить активы компании в дочерние фирмы («Итера») и уходить от налогов.
С 1992 г Рем Вяхирев стал председателем Правления «Газпрома», до своего назначения он работал первым заместителем министра газовой промышленности СССР. «Газовый король» Вяхирев был ближайшим соратником Черномырдина, который до 1998 г. занимал должность премьер-министра. Фактически, Черномырдин будучи одним из крупных олигархов, лоббировал свои корпоративные интересы через правительство. Это позволило «Газпрому» создать стабилизационный фонд, поступления в который не облагались налогами. Руководство «Газпрома» в 1995 году увело от налогов сумму в 23,4 трлн рублей, или около 5 млрд долларов
11. В ответ на такие привилегии, «Газпром» предоставлял средства правительству для поддержания курса рубля, выплачивал задолженности по пенсиям и зарплатам бюджетников, обеспечивал дешевым газом российские предприятия и население. В 1997 г. налоги от деятельности «Газпрома» составили 41 % от всех налоговых поступлений в бюджет
12.
После ухода Черномырдина с поста премьер-министра трастовый договор между государством и «Газпромом» был расторгнут, и государственный пакет акций компании передали под управление Министерству топлива и энергетики
13. По версии Б. Немцова, он пришел к Ельцину с трастовым договором в руках, а тот, прочтя договор, вывел на нем свою резолюцию: «Это грабеж России! Скуратову! Принять меры!»
14 Динамика показателей объемов добычи природного газа в России в 1991-2000 гг.
15 «Газпром» занимал монопольное положение на российском рынке, сконцентрировав в своих руках 95% добычи и 100% транспортировки газа. Компания владела магистральными газопроводами, протяженностью 148 тыс. км (т. e. около 15% газопроводов мира), 245 компрессорных станций и подземные хранилища с общей активной емкостью 54 млрд. м³.
16 В 1990-е гг. поставки газа на российский рынок были для «Газпрома» убыточным делом, так как неплатежи за газ стали массовым явлением, что обуславливалось резким снижением уровня жизни большинства населения и закрытием множества промышленных предприятий. В этой ситуации «Газпром» переориентируется на европейский рынок. Показательно, что в 1997 г. «Газпром» экспортировал в Европу 117 млрд. м³, а в страны бывшего СССР 78 млрд. м³.
17 В 1994-1999 гг. идет строительство газопровода «Ямал-Европа», протяженностью 2 тыс. км. Газопровод проходил через территорию России (начальный пункт - Торжок), Белоруссии, Польши и Германии (конечный пункт - Франкфурт-на-Одере). Запланированная проектная мощность - 32,9 млрд м³ газа в год
18. На полную мощность газопровод вышел в 2006 г.
В 1997 г. было заключено соглашение между Россией и Турцией по строительству «Голубого потока» (1213 км). Строительство завершилось в 2002 г. Проектная мощность - 16 млрд м³ газа в год
19.
Схема газопровода «Голубой поток» и проект газопровода «Южный поток»
20 В 2010-2012 гг. был построен газопровод «Северный поток» (1224 км), идущий по дну Балтийского моря из России в Германию. Проектная мощность - 55 млрд м³ в год.
Схема газопровода «Северный поток» и проект газопровода «Северный поток-2»
Строительство «Турецкого потока» началось в 2017 г. по дну Черного моря между Россией и Турцией. Проектная мощность - 15,75 млрд м³ (первая нитка).
Схема газопровода «Турецкий поток»
Строя новые дорогостоящие газопроводы в Европу, «Газпром» преследовал одну главную цель - обойти украинский транзит. С получением государством контрольного пакета акций «Газпрома», компания стала мощным политическим орудием во внешней политике Кремля. Все 2000-е гг. прошли под звуки «газовых войн» между Россией, Украиной и Беларусью. Цена на российских газ напрямую завесила от степени лояльности постсоветских стран к политике Кремля.
ГАЗОВЫЙ КОНФЛИКТ С УКРАИНОЙ
Основные газопроводы, доставляющие советский газ в Европу, были построены по территории Украины («Уренгой - Помары - Ужгород», «Союз», «Прогресс»). Если в советские годы это не представляло никакой проблемы, то с распадом Союза и созданием независимой Украины, «Газпром» был вынужден договариваться с украинскими властями. С начала 1990-х гг. проблема задолженностей Украины по газу стала хронической. Проблема неплатежей усугублялась несанкционированный отбором украинской стороной газа из хранилищ, из которых газ должен был отправляться на экспорт в Европу. В этой связи хрестоматийными стали слова президента Л. Кучмы, сказанные в им в 2000 г.: «Москва ежегодно перекачивает через нашу страну на Запад 130 млрд кубометров газа. Если здесь откачают миллиард кубометров - это же ничтожная доля»
21.
В 1993 г. государственный долг Украины был преобразован в государственный кредит, который предоставляла Россия украинской стороне до 1 декабря 1996 г.
22 С газовым вопросом напрямую было связано положение российского Черноморского флота в Крыму. Москва использовала задолженность Украины как фактор политического давления, в 1997 г. заключено соглашение, согласно которому, Россия получала в аренду на 20 лет несколько бухт в Севастополе и Феодосии. В 1999-2001 гг. Россия получила в оплату долгов восемь стратегических бомбардировщиков ТУ-160, три ТУ-95МС и около 600 крылатых ракет Х-22, стоявших на вооружении дальней авиации
23.
Украинские правительство не могло платить за газ, в связи с чем Вяхирев решил отдать украинский газовый рынок И. Макарову, владельцу компании «Итера». Макаров имел хорошие контакты с туркменскими властями, которые предложили в обмен на украинское продовольствие поставлять свой газ. Так возникло соглашение «газ в обмен на продовольствие», которое осуществлялось через газопроводную сеть «Газпрома» при посредничестве Макарова
24. После смены руководства «Газпрома» в начале 2000-х гг. «Итера» утратила выгодную посредническую роль в газовой торговле между Украиной и Туркменией. Ей на смену пришел венгерский газовый трейдер - Eural Trans Gas. В 2005 г. посредническую функцию берет в свои руки компания «РосУкрэнерго», 50% акций которой принадлежит «Газпром банку», а остальная половина «Raiffeisen Investmen» (газовый трейдер Д. Фирташ). В 2006 г. «Росукрэнерго» получает возможность продавать весь среднеазиатский газ Украине.
И. Макаров, владелец "Итера"
До первой оранжевой революции в 2004 г. Газпром продавал газ Киеву по льготной цене. После неожиданного поражения Януковича и прихода к власти Ющенко, новый президент взял курс на устранение бартерных сделок и установлению денежных расчетов по цене близкой к европейской. Предпринятая инициатива украинского президента была выгодна «Газпрому», который не хотел снабжать дешевым газом не лояльный Кремлю политический режим. В дальнейшем развернулись споры между «Газпромом» и «Нафтогазом»
25 по цене «близкой к европейским». «Нафтогаз» стремился перевести расчеты за транзит из бартерной формы в денежную. Газпром был согласен, но в свою очередь был больше не готов продавать газ Украине по субсидированной цене (50 долларов за тыс.м³). В начале январе 2006 г. была достигнуто соглашение, по которому «РосУкрЭнерго» покупает газ у «Газпрома» по цене 230 долларов и продает Украине по 95 долларов. Разница возмещается за счет возможности компании-посредника перепродавать российский и среднеазиатский газ в Европу по рыночной цене
26.
Следующий крупный газовый конфликт произошел на рубеже 2008-2009 гг. С 1 января 2009 г. в связи с очередным несанкционированным отбором газа «Газпром» отключил Украину от поставок газа, что привело к заморозке всего европейского газового экспорта через Украину до 19 января. Газоснабжение было возобновлено после подписания нового контракта на 10 лет между «Нафтогазом» и «Газпромом» на основе принципа «Take or pay» (бери или плати). Украина получила скидку в 20 % от среднеевропейской цены
27. Важным следствием нового контракта стало также устранение компании-посредника в поставках газа, чего долгое время добивалась украинская сторона.
В 2010 г. между руководителями России и Украины были заключены харьковские соглашения, которые предусматривали после 2017 г. пролонгацию на 25 лет соглашения по базам Черноморского флота России в Крыму. В обмен на это «Газпром» снизил цену на газ для Украины на 30% (100 долларов) и увеличил плату за аренду военных объектов в Крыму. После референдума в Крыму и присоединения его к России харьковские соглашения были денонсированы. С началом военных действий на Донбассе отношения между странами резко ухудшились, что не могло не сказаться на поставках газах. Они фактически были заморожены на полгода (июнь-декабрь 2014 г.) в связи с выдвижения Россией требования предоплаты за газ. После резкого изменения внешнеполитического курса нового политического руководства Украины, «Газпром» пошел на резкое увеличение цены газа, доведя ее до 485 долларов. «Нафтогаз» в свою очередь сократил потребление российского газа, и не брал столько газа, сколько было заложено в контракте на основе принципа «бери или плати». В итоге обе стороны обратились в Стокгольмский арбитраж, который решил, что за второй квартал 2014 года Украина должна заплатить не 485 долларов за тысячу кубометров газа, а лишь 352 долларов. Вместе с этим «Нафтогаз» получит от «Газпрома» 2,6 миллиарда долларов компенсации за недопоставку газа на транзит через Украину. «Газпром» не согласился с решением арбитража и заявил о предстоящем разрыве транзитного соглашения с «Нафтогазом» в 2019 г.
По итогам многолетних газовых войн с Украиной, «Газпром» потерял крупного покупателя российского газа. В 2009 г. «Нафтогаз» закупил у «Газпрома» 56 млрд м³ газа, в 2017 г. - 1,6 млрд м³. Многочисленные попытки Кремля продавать собственные экономические и политические интересы через газовый шантаж провалились. Вместо выстраивания продуманной политики по отношению к Украине и украинскому обществу, была выбрана самая простая и примитивная форма давления: «Они не смогут обойтись без нашего газа». Выходит, что пока удается. Майдан и свержение Януковича стали следствием полной недееспособности российского руководства на внешнеполитической арене. Многолетняя газовая война между Москвой и Киевом закончилась пирровой победой для обеих сторон - разрыв экономических контактов невыгоден обеим странам, но амбиции правящих классов стоят превыше всего.
Динамика цен на российский газ для Украины с 1992 до 2016 г.
28 Военный конфликт на Украине усилил опасения европейских стран относительно надежности газовых поставок «Газпрома», что выразилось в наращивании попыток диверсифицировать газовой рынок. По оценкам экспертов «Statoil», вплоть до 2040 года спрос на газ в ЕС будет сокращаться на 0,4-1,6% ежегодно
29. Одним из главных конкурентов российского газа из магистральных газопроводов является сжиженный газ, который продается по более низким ценам на спотовых рынках. По мнению Филиппа Оливье, главы Engie Global LNG, к 2020 году американский экспорт сможет обеспечивать половину всех поставок СПГ в Европу
30. На газовом рынке сложилась ситуация, которая выгодна странам-покупателям - наличие большого количество предложений. В пользу «Газпрома» играет наличие разветвленной газовой инфраструктуры и долгосрочные контракты, против - краткосрочные контракты по более низкой цене и мобильность доставки СПГ. В данной ситуации «Газпром» был вынужден пойти на существенное снижение цен на газ, что сильно ударило по прибыли компании (чистая прибыль упала на 25%). Падение прибылей происходило на фоне растущих долгов «Газпрома». Чистый долг в 2017 г. увеличился на 24% до 2,4 трлн руб.
31.
Прибыль “Газпрома” от экспорта газа в Европу. Источник
32 ГАЗОВЫЙ КОНФЛИКТ С БЕЛАРУСЬЮ
В конце 2006 г. «Газпром» установил новую цену для экспорта российского газа в Беларусь (105 долларов за 1 тыс м³). 75 долларов из этой суммы Минск обязали заплатить наличными, а оставшуюся сумму - акциями «Белтрансгаза». Первоначально Беларусь отказывалась от подписания нового контракта, предложив 75 долларов за 1 тыс м³
33. Решающие переговоры проходил 31 декабря, незадолго до Нового года было подписано новое соглашение (100 долларов за 1 тыс³). В 2007 г. «Газпром» приобрел 50 % акций «Белтрансгаза» за 2,5 миллиарда долларов. В 2011 г. российская компания выкупила вторую половину акций газотранспортной системы Беларуси, переименовав ее в «Газпром трансгаз Беларусь»
Второй крупный газовый конфликт между Россией и Беларусью произошел в 2010 г., и он напрямую касался цены на газ. Минск продолжал платить по ценам 2009 г. (150 долларов за тысячу кубометров), в то время как новый заключенный ранее контракт предусматривал в первом квартале 2010 года цену в 169 долларов за тысячу кубометров, а во втором - 184 доллара. Возникла задолженность в 200 млн долларов, из-за которой в июне 2010 г. «Газпром» снизил поставки газа в Беларусь. Лукашенко усмотрел в такой политике политическое давление со стороны России по вопросу вступления Беларуси в Таможенный союз. На тот момент Беларусь требовала от России отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты
34. В июне 2010 г. Беларусь погасила свой долг.
Последний газовый спор между Москвой и Минском состоялся в 2016 г. Беларусь настаивала на снижении цены газа с 132 долларов до 73 долларов. В этот период средняя цена за экспорт российского газа в Европу составляла 170-180 долларов, в странах СНГ - 140-150 долларов
35. К апрелю 2017 г. «Газпром» оценивал долги Беларуси в 730 млн. долларов, в связи с чем Россия снизила поставки беспошлинной нефти на белорусские НПЗ с планируемых 24 млн тонн до 18 млн тонн
36. Газовый вопрос решался на встрече первых лиц России и Беларуси. По итогам встречи было решено, что белорусский долг рефинансируют, а в 2018 г. Беларусь получит новую скидку
37. Через несколько дней после встречи было объявлено, что Россия предоставит Беларуси кредит в 1 млрд долларов, а из Евразийского фонда стабилизации и развития Минск получит еще 600 млн долларов.
Ценовая политика «Газпрома» в отношение Беларуси оказалась традиционно мягче в сравнении с ценами для других стран СНГ. Но до 2011 г. «Газпром» стремился постепенно повышать цену российского газа для Минска. После покупки «Белтрансагаза» «Газпром» сделал Минску существенную скидку, также беспошлинно поставляя российскую нефть на белорусские НПЗ. То есть «Газпром» в своей ценовой политике постоянно разрывается между официальной декларацией о сугубо коммерческих целях компании, и определенными ценовыми зигзагами, связанными с теми или иными политическими событиями. Подобная непоследовательная экономическая политика приводит к противоречивым результатам: позиции «Газпрома» как коммерческой организации ослабевает, но усиливается его политическая роль.
НОВОЕ РУКОВОДСТВО
Приход к власти Путина ознаменовал кардинальные перемены в руководстве «Газпрома». На смену Черномырдина и Вяхирева в 2001 г. пришли ближайшие соратники Путина - А. Миллер, Д. Медведев. Ключевые должности в “Газпроме” заняли бывшие коллеги Миллера, работавшие в Морском порту Санкт-Петербурга: Михаил Середа - глава аппарата правления, Андрей Круглов - глава финансового управления, Елена Васильева - главный бухгалтер, глава имущественного департамента - Александр Красенков, Кирилл Селезнев - гендиректор «Межрегионгаза»
38. Миллер уволил из «Газпрома» часть команды Вяхирева: Александра Пушкина, курировавшего газовый бизнес в СНГ и Балтии, и завхоза Николая Гуслистого
39. Как вспоминал главный финансист «Газпрома» Семеняка: «Я понимал, что мне придется уйти и уступить свою должность человеку из круга Миллера. “Газпром” всегда был кастовой структурой, а новая команда четко делила людей на своих и чужих. Я все равно у них ассоциировался со старой командой»
40. Новое руководство «Газпрома» также изъяло активы компании, переданные «Итере» - “Пургаз» и «Севернефтегазпром», владевшие Южно-Русским месторождением. Это позволило «Газпрому» временно нарастить добычу.
Вяхирев прокомментировал в интервью свою отставку следующим образом: «Они же обложили меня, как медведя в берлоге, всякими дуростями, невозможно было работать. Я думаю, что нашли бы какую-то причину, башку бы оторвали мне, а зачем ждать, когда оторвут?»
41. Он не стал ждать и ушел без каких-либо серьезных конфликтов, сохранив за собой 0,01182% акции Газпрома.
Рем Вяхирев
Путин уделял «Газпрому» важнейшее место в формировании российского корпоративного капитализма. Как замечает С. Пирони: «К середине 2002 года Кремль превратил «Газпром» из потенциального финансиста инакомыслия (Газпром в 1996 г. купил 30 % акций НТВ - М.Л.) в мощный бастион собственной власти»
42. Важно учитывать тот факт, что Вяхирев оказывал финансовую поддержку избирательному блоку «Отечество - Вся Россия», не желая прихода к власти ставленника Б. Березовского. Все это учитывалось новым руководством Кремля. «Газпром» как важнейший экономический рычаг нужно было вырвать из рук Вяхирева, и Путин его вырвал. Руководство страны взяло курс на огосударствление компании. В 2005 г. российского государство стало владельцем контрольного пакета акций “Газпрома” - 50% + 1 акция. На законодательном уровне закрепили, что минимальный процент акции «Газпрома» в руках государства должен быть не ниже 50 % + 1 акция. После этого был снят запрет на продажу ограниченного числа акций «Газпрома» на международных фондовых биржах (не более 20 % в руках нерезидентов). Это решение привело к увеличению за несколько лет общей капитализации “Газпрома” в несколько раз: с 91,1 млрд долларов в 2006 г. до 271,5 млрд долларов в 2007 г.
43. Вследствие наступившего экономического кризиса в 2009 г. капитализация «Газпрома» резко упала до 91 млрд долларов.
За 2000-е гг. уровень добычи в «Газпроме» практически не вырос: 2002 г. - 525,6 млрд м3, 2006 г. - 556 млрд м3, 2009 г. - 461 млрд м3, 2012 г. - 487 млрд3
44. Это не помешало в 2010 г. компании занять в рейтинге Forbes (2000 крупнейших компаний) 16-е место с прибылью 24,3 миллиарда долларов и общей стоимости компании в 133,6 миллиарда долларов.
В 2000-е гг. газовый монополист активно скупал непрофильные активы. За 2003-2007 гг. «Газпром» купил активов других компаний на сумму 32 млрд долларов, а доля инвестиций в развитие газодобычи составила лишь 18,5 млрд долларов
45. После конфликта Гусинского с Кремлем в 2001 г., его информационная империя (НТВ, НТВ +Ю, ТНТ, «ЭХО Москвы», издательский дом «Семь дней» и др.) по заниженной цене была выкуплена «Газпром-Медиа»
46. В 2008-2009 гг. «Газпром» купил компанию Триколор-ТВ, видеопортал Rutube и газету «Известия» (в мае 2008 г. газета «Известия» была перепродана «Национальной Медиа Группе»). В корпоративную структуру “Газпрома” входят “Газпром-нефть”, «Газпромбанк», страховая компания «Согаз», негосударственный пенсионный фонд «Газфонд», «Газпром-Медиа» и ряд инвестиционных компаний.
Корпоративная структура «Газпрома» на 2010 г.
47 В 2005 г. «Газпром» приобрел нефтяную компанию «Сибнефть» (с 2006 г. - «Газпром-нефть») за 13,1 млрд. долларов
48. Кремлевская бюрократия целенаправленно выдавливала крупнейших олигархов (Абрамович, Потанин, Ходорковский) из нефтяной и газовой отрасли, оставив нетронутыми компании менее влиятельных и более лояльных собственников («Сургутнефтегаз», «Лукойл»)
49. В 2006 г. «Газпром» приобрел 50% и одну акцию «Sakhalin Energy», оператора проекта «Сахалин-2», а в 2007-м - «Салаватнефтеоргсинтез». Важно рассмотреть, как проходила покупка акций «Sakhalin Energy». Соглашение по строительству на Сахалине завода по производству сжиженного газа было заключено в 1994 г. Инвесторами выступили три компании: британо-голландская «Royal Dutch/Shell», (55%), японские «Mitsui» (25%) и «Mitsubishi» (20%). Когда строительство завода близилось к завершению, «Газпром» попытался купить часть акций «Sakhalin Energy», но получил отказ иностранных компаний. После этого у Росприроднадзора внезапно возникли претензии по экологическим последствиям от работы «Sakhalin Energy». О. Митволь заявил, что трубопровод проходит по территории заказника местного значения «Зубровый», и это наносит окружающей природе огромный ущерб
50. Росприроднадзор отозвал положительное заключение экологической экспертизы. В декабре 2006 г. «Газпром» приобрел у компании «Sakhalin Energy» 50 % +1 акция, что обеспечило российской компании контроль над «Сахалином-2»
51. В данном случае мы видим использование «Газпромом» административного ресурса для выдавливания иностранных конкурентов. Тесные связи между чиновниками и топ-менеджментом крупных компаний являются важным фактором, обеспечивающим контроль за собственностью. Пример с «Сахалином-2» показывает, что инсайдерский контроль используется российским правящим классом не только в борьбе с российскими компаниями, но и с крупнейшими мировыми корпорациями.
ИНСАЙДЕРСКАЯ РЕНТА
Наряду с задачей обхода Украины, новые проекты «Газпрома» имеют и более тривиальную цель - обогащение двух строительных компаний ( «Стройгазмонтаж», «Стройтранснефтегаз») , которые возглавляют люди из окружения Путина - Г. Тимченко и А. Ротенберг. Аналитики Sberbank CIB, Александр Фэк и Анна Котельникова, весной 2018 г. подготовили отчет, в котором проанализировали крупнейшие нефтегазовые компании. Доклад предназначался для инвесторов, и поэтому, там были достаточно критические выводы в отношении новых газопроводов «Газпрома»: «Сила Сибири», «Северный поток-2», «Турецкий поток». Документ вызвал нешуточный скандал и привел к увольнению его авторов и руководителя аналитического подразделения Сбербанка - Александра Кудрина. В своей работе Фэка и Котельникова приходят к выводу, что основными бенефициарами от новых газопроводов «Газпрома» являются строительные подрядчики, а не акционеры: «Мы обнаруживаем, что решения «Газпрома» становятся абсолютно понятными, если предположить, что компания управляется в интересах своих подрядчиков, а не для получения коммерческой выгоды»
52.
По оценке аналитиков Сбербанка, от трех проектов строительные подрядчики получили 93,4 млрд долларов. Кроме того, газопровод «Сила Сибири» не окупит себя, учитывая значительные затраты на постройку, неготовность Китая платить высокую цену за газ и наличие у него альтернативы в виде среднеазиатского газа. По мнению авторов доклада, «Сила Сибири» была выбрана вместо более дешевого варианта строительства газопровода «Алтай», именно из-за экономических интересов строительных подрядчиков.
В данном случаем мы наблюдаем внутренний конфликт между инсайдерами. Специфика ситуации состоит в том, что деньги «Газпрома» присваиваются людьми, формально не являющимися собственниками активов компании, но имеющие к ней самое непосредственное отношение - неформальная связь с крупными чиновниками и президентом страны. В формальной иерархии «Газпрома» Ротенберг и Тимченко могу не занимать никакой позиции, но более высокое положение в инфраструктуре инсайдерского контроля позволяет им извлекать ренту, превышающую дивиденды миноритариев.
Ранее уже упоминалось, что 10,97 % акций «Газпрома» принадлежат компании «Роснефтегаз». Эта государственная компания была создана в 2004 г., когда планировалось слияние «Газпрома» и «Роснефти». «Роснефтегаз» должна была выполнять посредническую роль в продаже акций, но предполагаемого объединения не произошло, и видимый смысл в существовании этой компании исчез. Многие эксперты предполагали, что компания будет упразднена. Но вместо этого компании-прослойке с штатом в 10 человек было передано 100% акций «Роснефти» (в 2018 г. эта доля сократилась до 50,00000001% акций
53), 10,97% акций «Газпрома», 27,63% «Интер РАО». Возникает резонный вопрос: почему «Росимущество» не может осуществлять непосредственное управление госкомпаниями, без использования посреднической структуры? Из многочисленных фактов о деятельности «Роснефтегаза» можно сделать вывод о том, что она является важным элементом инсайдерского контроля высшей бюрократии за финансовыми потоками крупнейших сырьевых корпораций. За период 2004-2011 гг. активы компании выросли с 500 тыс. рублей до 72 миллиардов долларов (2,3 триллиона рублей)
54.
В 2016 г. на счетах «Роснефтегаза» находилось 544 млрд. руб, 60 млрд. рублей из которых было инвестировано в строительство верфи «Звезда», четырех электростанций в Калининградской области через совместное с «Интер РАО» предприятие - 100 млрд. рублей
55. Возникает резонный вопрос: зачем оставлять на счетах посреднической компании сумму в 384 млрд. рублей?
Источник
56 ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: