Что бы вы сказали, узнав, что ваш ребёнок раз в год проходит своеобразный кастинг от Госдепа США? Да-да, в обычной школе, на обычном уроке. Консул к ним, конечно, не заходит - за него всю работу выполняют обычные учителя...
«Сеть по всей России». Как Госдеп США отбирает талантливых российских школьников
Автор - Дмитрий Журавский
Уроки английского языка превратились в своеобразный кастинг
Что бы вы сказали, узнав, что ваш ребенок раз в год проходит своеобразный кастинг от Госдепа США? Да-да, в обычной школе, на обычном уроке. Консул к ним, конечно, не заходит - за него всю работу выполняют обычные учителя английского языка.
Ищет Госдеп будущих лидеров мнений, причем желательно из маргинальных групп. Пройдя соответствующий кастинг, «лучшие из лучших» отправляются в США - приобщаться к великой
культуредемократии и «осознавать проблемы родной страны».
Мы вот узнали, и постараемся сказать пару слов. Ну а заодно объяснить - при чем тут Госдеп, некоммерческие организации и региональные ассоциации преподавателей английского языка.
Project Harmony
Заведует данным кастингом некоммерческая организация Project Harmony, представляющая в России одноименную контору из США. Специализируется проект на создании программ по обучению нынешних и будущих «лидеров мнений». Основной возраст учеников - 15-22 года. Сначала молодежь обучается в своих странах, а позже, самые достойные едут в США - постигать знания в самой колыбели демократии. При этом, на официальном сайте Project Harmony подчеркивает - один из основных принципов проекта - работа именно с маргинальными группами.
За 30 лет существования, проект «обучил» более 10 000 человек. Особое внимание «Проект Гармония» уделяет странам бывшего СССР - Украине,
Армении, Грузии и России. Да и создавался под «закат великой эпохи» - в 1985 году.
Две самые стабильные и популярные программы проекта - Access и Advanced. На родине одну из них описывают следующим образом:
«Основной целью Access является изменение жизни студентов, повышение их социальных навыков и лидерства. Это развивает общественное осознание проблем страны, и то, как они могут их решить. Хотя изучение нового языка может быть трудным, Access пытается улучшить систему обучения и делает ее частью жизни студента, а не обязанностью.»
Официально, они созданы для изучения детьми из тех самых маргинальных групп английского языка. Но за счет «вспомогательных курсов», уроки английского отходят на второй план. Мы же помним - «Проект гармония» специализируется на
воспитании лидеров мнений. Ну а реализуются и Access, и Advanced руками российских преподавателей английского языка.
НАПАЯз
В 2016-м году в России появилась Национальная ассоциация преподавателей английского языка. Учитывая специфику, официальное наименование она имеет и на английском - The national Association of teachers of English, или же сокращенно NATE.
Общероссийская ассоциация объединила в себе созданные ранее региональные объединения. К примеру, в том же Смоленске местная ассоциация появилась в 2005 году на базе частного «Смоленского гуманитарного университета» и образовательного центра «Файн». Создавалась она при активной поддержке Офиса английского языка при Посольстве США в Москве. В то же время, схожие организации как грибы вырастали и по остальной стране. В создании каждой из них в той или иной форме активное участие принимало посольство США.
Казалось бы, что тут плохого? Ну подумаешь, к университетскому английскому американцы имеют посредственное отношение (кто не видел разговоров британцев и американцев, казалось бы, на одном языке - загуглите. Люди разговаривают вроде бы на одном языке, но понять друг друга не могут). Но помогают российским школьникам учиться - неплохо.
Access/Доступ
На базе региональных объединений и проводятся заинтересовавшие нас программы Access и Advanced. О том, как они реализуются нам рассказала президент смоленской ассоциации учителей английского языка Екатерина Машурова.
В
Смоленске обучающие программы проводятся на базе образовательного центра «Файн». Вот только никаких объявлений о наборе учебных групп вы не найдете - участников программ в школах определяют сами учителя английского языка. По словам Екатерины Анатольевны, ключевыми при отборе являются личные данные ученика - его лидерские качества и целеустремленность. Знание предмета отходит на второй план - иначе зачем нужно было бы их учить английскому языку? Стараются преподаватели отдавать приоритет и ребятам из неблагополучных семей, или же плохо социализированным в
обществе. Когда им еще выпадет такой шанс?
Номинированные учителями школьники приходят в «Файн», где проходят собеседование. В итоге, преподаватели отбирают полтора десятка самых подходящих детей. Которые и будут допущены к программе.
Школьники, показавшие наилучшие результаты уже в самой школе, отправляются в США, где с ними занимаются профессиональные педагоги.
Кто платит учителям?
Мы пока отпустим Екатерину Анатольевну - она человек занятой, тем более только вернулась из США, где гостила с очередной порцией улетевших просвещаться российских школьников. Но расскажем о том, чем президент смоленской ассоциации преподавателей английского делиться не стала. А именно - о финансировании программ.
Как мы помним,
деньги на образовательные мероприятия преподавателям дает «Проект гармония» - российское представительство американской организации Project Harmony. Она же, в свою очередь, берет их у Госдепа США (информация открытая, ее особо никто и не скрывает).
Нашим авторам не дают покоя некоторые логические несостыковки. В последние годы отношения между Россией и США накалились до предела. Чего стоит одна взаимная высылка дипломатов и закрытие американского консульства в
Санкт-Петербурге. Параллельно с этим, Госдеп в 3 раза увеличивает финансирование Project Harmony. Только на Россию НКО готова потратить 720 тысяч долларов в год.
Усложняется и процедура получения виз на въезд в Америку. На прошлой неделе, Генконсул РФ в США заявил, что американцы практически прекратили выдачу виз россиянам. Ситуация доходит до крайностей - в конце лета в штате Юта утонул россиянин. Прилететь за его телом родственники не могут до сих пор - консульство страны не выдает даже гуманитарные визы. Тем временем, по программам Access и Advanced российские школьники продолжают летать в колыбель демократии.
«Шифруется» Project Harmony и с официальным оформлением своих программ. Отношения между региональными ассоциациями учителей английского языка и НКО никак не «светятся». НКО заключает договоры не с юридическими лицами, а непосредственно с преподавателями, принимающими участие в программе. Все-таки сотрудничество организаций, созданных при поддержке посольства США и НКО, финансируемого Госдепом той же страны на
территории России много у кого вызвало бы ряд вопросов. А так - вроде как все тихо и красиво.
Как живут вернувшиеся «выпускники»
И все бы это выглядело очередной теорией вселенского заговора, если бы не реальные истории. в 2012-2013 годах, в Воронежской области провели конкурс на право разработки Елкинского и Еланского медно-никелевых месторождений. И местным активистам это не понравилось - регион захлестнули акции протеста. Некоторые из них докатились аж до Москвы.
Тогда же в регионе появилось и движение «В защиту Хопра», возглавляемое помощником депутата Госдумы Ильи
Пономарева Константином Рубахиным. «Защитники» активно устраивали митинги и другие акции протеста.
Одну из ключевых ролей в этой истории играла Татьяна Каргина, официально работавшая как раз-таки на российское представительство Project Harmony. В числе достижений Каргиной - написанное по заказу Агентства при Госдепе США по международному развитию методическое пособие для гражданских активистов. Среди активистов движения светились и выпускники программы Advanced.
Закончилась история плачевно - протестующие напали на поселок геологов-вахтовиков и полностью сожгли его. Видимо, свою роль сыграло то самое пособие.
Лидеры мнений
Судьбой выпускников программ «Проекта гармония» интересуются не только журналисты, но и кураторы программ. Так, при поступлении на обучение студенты и родители школьников подписывают соглашение и дают согласие на использование Госдепом США своих персональных данных, которое действует и после прохождения программы.
Оно и понятно. Вместо навязываемого федеральным ТВ концепта «мамкиного революционера» (привет историям о ходящих на митинги школьниках), выпускники программ «Проекта Гармония» оказываются в общественных организациях при депутатах Госдумы и схожих организациях. Чувствуете разницу?
А подбирают подходящих для правильного обучения
детей ничего не подозревающие школьные учителя. Со стороны организатора нужны только деньги и изначально заложенный фундамент, в лице региональных ассоциаций с «правильным» вектором развития. Минимум вложений - максимум выхлопа. Все в лучших традициях капитализма.
Источник Click to view