В мудрой, кстати европейской, сказке-притче «Холодное сердце» Вильгельма Гауфа угольщик Питер Мунк загадал волшебнику желание «всегда иметь в кармане столько же денег, сколько у самого Иезекиила Толстого, когда он садится за игорный стол». А потом он «…с ужасом вспомнил о своем первом желании. Проклятый Стеклянный Человечек сдержал свое слово до конца: Петер хотел, чтобы денег у него было столько же, сколько в кармане у Иезекиила Толстого, и вот у Иезекиила Толстого нет ни гроша, и в кармане у Петера - ровно столько же!»
Мораль в том, что глупо загадывать чужой карман. Нужно загадывать то, что нужно тебе и в твоём кармане. Нужно стремится к своей мечте, а не лепиться паразитом к чужому успеху.
Всякий человек мечтает о грядущем счастье, о хорошей жизни для себя и детей, о светлом будущем. Конечно, и человек, одержимый «европейской мечтой» - не исключение.
Но, поскольку он глуп, как пробка, он не понимает разницы между ясным обладанием и смутным подобием: подобно Мунку, говорит: «хочу, чтобы в моём кармане было столько же денег, сколько у парижанина». Ну, а если завтра в этом кармане не будет ни гроша - тогда что?
Строительство счастливой жизни, как и любое другое строительство, требует этапности.
Возьмём простейший пример - строится дом. Он ещё не построен, жить в нём ещё нельзя, но мы видим: вот возник котлован, вот заложили фундамент, вот выложили нижние ряды кирпичей первого этажа… Исследуя этапы строительства, мы делаем вывод, что движемся в сторону своей мечты, собственного дома.
Думаете, строительство счастливой жизни - иное? Ничуть не бывало! Она не может сразу возникнуть в готовом виде, в каком мы её у кого-то подсмотрели, как дикари, не понимающие процессов сборки. Её строительство - это последовательность и поэтапность продуманной и защищённой деятельности.
Важнее всего - ежедневно сверятся: куда идёт процесс? Растёт ли дом нашего счастья, или стройка заброшена? А может, её разворовали и растащили даже то, что на ней вчера было?
Счастливое будущее складывается из ежедневной динамики улучшений.
Мы можем начать на пепелище, как наши деды в 1945 году - но видеть, что каждый год ситуация последовательно улучшается, и черпать свой оптимизм из этих улучшений. Можно, наоборот - стартовать с высочайших показателей комфорта, и скатится в каменный век.
Счастливое будущее складывается из поступательно и неизменно накапливающихся улучшений, прибавок, роста.
Именно поэтому в современном западном искусстве нет образа счастливого будущего. Книги, фильмы, даже компьютерные игры - все пророчат какой-то из видов апокалипсиса, антиутопии. Люди Запада гадают только об одном: с какой стороны придёт катастрофа…
Почему? Где их улыбчивые голубоглазые супермены из воображаемого будущего? Куда пропали? Я не отрицаю ни огромных достижений Запада, ни массы извращений практики в СССР. Но общий фон «пессимизма победителей», неожиданный для победителей - связан с утратой базовой составляющей человеческой цивилизации (по ОТЦ[1]).
Что же утрачено в зверином атавизме рыночной жизни? То, что в теории называется преемственностью, поступательностью цивилизационного накопления. Человек собирает, но не расточает собранного. Оттого постоянно и последовательно, от этапа к этапу, растут его возможности и благополучие. Это можно выразить формулой «стабильная сохранность достигнутого». Да, чего-то у меня ещё нет: но то, что уже есть - со мной навсегда!
СССР далеко не идеален, и рухнул именно по причине дефектов конструкции, но в нём это базовое требование социального прогресса выполнялось. Говоря библейским языком - «камни собирались, но не разбрасывались». Человек был спокоен за достигнутое: оно, мол, уже никуда не денется, пополнится новым, но навсегда останется со мной.
А вот Запад преемственность и поступательность развития принёс в жертву свободам рыночных стихий. И потому в нём ни за что нельзя ручаться: сегодня так, а как завтра будет - никто не скажет.
Вместо непрерывной линии, свойственной проектности (плановому хозяйству) мы попали в мир бесконечных обрывов и тупиков. Ведь проект ведём не мы, а стихии вокруг нас, и что они завтра выкинут - неизвестно.
Вместо идеологии возводимого проекта (библейским языком - «храмостроительства») - появилась идеология «мы просто живём». Поэтому вместо осмысленного пути - раз мы никуда не идём, а просто живём - хаотичное движение сразу во все стороны, в конечном итоге - в никуда.
То, что в теории ОТЦ называется «преемственностью и поступательностью дел»[2] - на практике выглядит как этапность.
Мы должны закончить текущий этап и с него начать следующий. Но даже в самой благополучной стране Запада - принципа этапности нет. Большинство стран с рыночной экономикой - ад кромешный, есть некоторые, неплохо устроившиеся, их по пальцам пересчитать можно… Но даже и в них, на вершине пищевой пирамиды мировых хищников - не видно никакого внятного будущего.
План (при всех минусах плановой экономики, на которые мы не закрываем глаза) - призван искать возможности для осуществления проекта. Рынок (при всех его плюсах, которые мы тоже видим) - подлаживается под имеющиеся возможности, а искать он «не обучен». Когда возможностей выпало много - рыночный человек живёт весьма неплохо (иногда). Но когда они «вдруг» пропали - он в растерянности, он не знает, что делать.
Потому что его мышление неспособно выстраивать жизнь, оно приспособилось только пользоваться ею.
+++
Умные люди - если бы такие были в СНГ - сказали бы, чего им нужно в режиме списка. Они бы сели на пенёк и пронумеровали свои потребности: номер первый - жильё, номер второй - автомобиль, номер третий… и так далее…
А люди глупые и опустившиеся вместо списка потребностей гомонят о каком-то мираже смутных аналогий: «хотим жить как в Европе»… А вы в курсе, как эта Европа жила вчера? И можете вы сказать с уверенностью - как она будет жить завтра? Да и про её «сегодня» много ли вы знаете, в лучшем случае повидавшие её туристами (а в худшем вообще вообразившие градом мечты, вроде Китежа)?
Человек, который знает, чего хочет - уже наполовину решил задачу. Имея список потребностей, можно уже оптимизировать этапы их удовлетворения. Контролируя процесс ежедневным улучшением положения! Ибо лекарство, которое не лечит - не лекарство!
Но если человек не знает, чего хочет - то даже Бог не поможет ему, при всём всемогуществе. О какой последовательности теории и этапности практики можно говорить, если ищешь «то, не знаю что»?
+++
Запад не может дать своей периферии того, чего сам и в ядре-то не имеет: ни поступательности развития, ни этапности строительства.
Между тем они - базовое требование цивилизованного образа жизни во все времена. Это и заставляет говорить о том, что современный Запад - антицивилизация, и от объёмов обжорства обывателя тут ничего не зависит.
Рыскающий хищник, даже если очень плотно покушал - всё же представитель дикой, а не культурной фауны. Рыскать из стороны в сторону по запахам наживы - совсем не то, что последовательно и постоянно, системно накапливая достижения, строить мега-проект.
+++
Всякий цивилизационный проект на протяжении тысячелетий связан не только с образом идеального будущего, сформулированным для поэтапного достижения. Бессмысленно говорить про образ идеального будущего, если не определиться с образом идеального человека.
Задача подвезти каждому «вагон сладких пряников» - сама по себе очень сложная, и её провалили все правительства «реформаторов» в нашем веке. Наверное, не случайно: ведь мировой либерализм свёл идеал человека к активному себялюбию (что является идеалом животного, зоологического, доисторического происхождения).
Даже если у вас будет «вагон сладких пряников», кому вы его подвезёте? Наркоману, лудоману, клептоману, алкоголику, содомиту, дебилу, «человеку-овощу»? Эгоистичному выродку или психопату? Ведь нельзя же говорить об идеальном будущем без образа идеального человека: творя свой мега-проект, цивилизация одновременно творит и человека под проект, с заданными человеческими качествами. Иначе же не бывает!
Ведь это же демагогия - говорить только о параметрах потребления, ни разу не задумавшись про духовный облик потребителя! Это и называется «потреблядством» и кончается как духовной гибелью человека, так и разрушением систем потребления, ради которых, вроде бы, всё сперва и затевалось…
Даже если гений создаст трёхмерный принтер, который все блага печатает из воздуха и работает тоже на воздухе - кому в руки в итоге этот принтер (скатерть-самобранка) достанется?
Если в руки злодея - то он превратится в инструмент адо-строительства. А если в руки дебила - то дебил его просто сломает, не сумеет поддерживать режимы его работы и профилактики…
+++
Нельзя совместить цивилизованные «восходящие» отношения - с зоологическими свободами произвола и вседозволенности. Понятно, что хочется: чтобы всё иметь, и при этом ни за что не быть обязанным никому. Делать, всё, что захочется, не напрягаясь - и при этом получать все блага, лишь протянув руку…
Вот эта дикая мечта о совмещении благ упорядоченности и благ первобытной безответственной свободы - породила западный либерализм и рыночные страсти. Она дикая и по своему происхождению (животная) и дикая по сути (полный алогизм).
Необходимо выбирать: или мы живём, отвечая за то, как мы живём, или мы живём, как попало, но тогда уж и питаемся, как попало.
Первый путь - цивилизация (возрастание точности и упорядоченности, как вокруг человека, так и в человеке, регламентация всего и вся), второй путь - дикость (бездумная нетребовательность к ближним и к самому себе).
Но есть и третий путь: антицивилизация. Это путь Запада, путь приватизаторов, путь воров, которые, в конечном счёте, воруют будущее у человечества.
Антицивилизация (Запад) - это гибрид цивилизации и дикости. Она, с одной стороны, использует высокотехнологичные средства, а с другой - преследует звериные, зоологические цели. Она всю техническую и научную мощь цивилизации бросает на то, чтобы эту цивилизацию угробить. Делает так, чтобы учёные превратились в могильщиков самих себя, сами себе отрыли могилу - отдав свои возможности разума одержимому Зверю.
Оттого западное искусство, да и научная футурология, видят в будущем только мрак. Может быть, футурологи, и тем более талантливые художники не понимают до конца анатомию цивилизации (в которой научный прогресс заставили служить духовной дикости) - но чувствуют бесперспективность всех линий с неизбежностью чуткой души.
Выводя человека из нищеты, окружая его доступностью бытового комфорта - вы с ужасом видите, как «спасённый» превращается в слабоумного тунеядца, криминального бездельника «сытых гетто», в ненасытного эгоиста, в наркомана, блудника и сумасшедшего… Как показывает опыт, например, Украины - вторичная нищета это не лечит, а только усугубляет дополнительными ужасами распада ума и личности «бывших людей»…
Ведь ОТЦ настаивает, что нужен образ будущего, который поэтапно строят по проекту, и образ человека, который неуклонно и последовательно воспитывают, начиная с младенчества.
Вы же исходите просто из нехватки бананов для обезьяны. Если вы дадите мартышке гору бананов, она человеком не станет. Но если отнимите бананы - тоже не станет.
Она в обоих случаях остаётся мартышкой - умирающей от пережора или от голода.
+++
Цивилизация сама по себе, изначально - требует проектного идеала и человеческого идеала. Только это и создаёт её восходящую динамику, в ходе которой появляется то, чего раньше не было.
Если же принять всё, как есть, и мир, и человека - то восходящая динамика сменится (уже сменилась) рысканьем хищников из угла в угол по охотничьим угодьям.
Духовное одичание человека неизбежно порождает деградацию управленческих систем и общественных институтов - просто потому, что они набиваются криминальной и эгоистической дрянью на всех этажах.
Этого не понимали коммунисты, пребывавшие в иллюзиях своего классового, формационного подходов и зацикленности на экономике, якобы основе всех процессов.
Но всякий процесс имеет истоки не в окружающих экономических реалиях, а в голове у человека. Нет такого совершенного производственного оборудования, которого нельзя было бы сломать - если хочется сломать.
Когда человек дичает - то и мир вокруг него дичает. Одичав, человек превращается в халявщика «европейской мечты», в ожидателя падающих с неба благ, происхождения которых он в принципе не понимает.
Таков не только пост-сосоветский человек, но и современный западный человек, давно утративший «протестантскую трудовую этику», выродившийся в избирателя Клинтон и Макронов, в халявщика, верящего в услаждающие уши болтовню.
Расплата за «качество человеческого материала» уже страшна, а будет ещё страшнее. Это и отражает предвидение бесконечного потока западной художественной фантастики и научной футурологии, рисующих пост-апокалипсисы с удручающей монотонностью.
У общества, которое не придумало себе лучшего будущего - будущего нет.
[1] ОТЦ - общая теория цивилизации.
[2] Действие начинается с окончанием предыдущего этапа, подводившего к нему. Она не может "заканчиться ничем". Она перетекает в следующий этап, в качестве подготовительных работ и причины.
Источник