На Страстную неделю я обычно не слушаю плеер.
В этом году, я настолько подсел на классическую музыку, что решил нарушить традиции. При этом я выбрал тематические композиции для этих дней. Не очень хорошо представляю, как православие относится к католической музыке, но Бог един и первоисточник текстов тоже.
У Баха "Страсти по Матфею" мне понравились больше "Страстей по Иоанну", хотя и то и другое не соответствует моим представлениям о музыкальных интерпретациях Евангелий.
Но основной темой недели стала "Stabat Mater", написанная в XIII веке секвенция, рассказывающая о страданиях Девы Марии при распятии Христа. Двести известных интерпретаций я не осилил, но выделю версию Россини ,а Дворжак вообще растрогал (может быть потому что именно на пятницу он попал).
Вроде бы
простой текст (см. ссылку), но проникающий. Фигура Марии в сюжете Страстей вообще одна из самых сильных. Да, может быть она мало прописана в Текстах, но косвенно мы можем видеть всю боль, которая Ей чувствуется. "Стояла при кресте и распятом на нем Господе Приснодева Богоматерь. Как мечем, пронзено было печалью Ее сердце [...] Но Она ведала, что Сын Ее, Сын Божий, благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество [...] Она ведала это - и безмолвствовала. Безмолвствовала Она пред величием события: безмолвствовала от преизобилия скорби: безмолвствовала пред совершавшеюся волею Божиею, против определений которой нет голоса" Это святитель Игнатий Брянчанинов.
В фильме Гибсона это всё визуализировано: Мария сперва не может заставить себя идти смотреть казнь Сына, потом понимает, что именно она в главе должна поддерживать Его в исполнении Воли. Она бежит через город короткими дорогами, пытаясь догнать процессию и на одном из перекрёстков видит Иисуса, падающего под тяжестью креста. И в этот момент Он для Неё просто мальчик, который в детства прибегал за утешением и поддержкой, а сейчас Она ничего не может сделать. Потому что так должно быть...
Такое вот у меня сегодня утро.