- Ты знаешь, как “Бодался телёнок с дубом”?
- Нет, но интересно.
- Что интересно?
- Ну, кто кого?
- (из случайного разговора)
Мог ли Змицер Дашкевич сорвать установку памятника Ленину у тракторного завода? Нет, конечно. Как и телёнку не забодать дуб. Возможно ли объявить 2017 годом антикоммунизма в Беларуси? Почему бы и нет! Хотя это и очень не просто, но, всё же, всего-то год, всего в одной стране. Я же не предлагаю победить коммунизм во всём мире на все времена!
Хотя! А почему бы не поставить вопрос именно таким образом? Ведь сам коммунизм претендует на то, чтобы утвердится во всём мире. Мировая революция, разрушение государства и границ, ликвидация классового деления общества, обобществление всех средств производства - без всего этого реализация коммунистической идеи в полноте своей невозможна. Рядом с коммунизмом невозможна не только религия, но и любая другая идеология. Коммунизм претендует на тотальное мировое господство. И если эта претензия могла бы быть реализована, то ничему другому в мире не было бы места. Социализм в одной отдельно взятой стране - это никогда не был целью коммунистов, это просто временный этап в борьбе за мировое господство. СССР должен был стать плацдармом, с которого коммунизм должен был распространиться на весь мир. Мир сопротивлялся коммунизму. С этим сопротивлением коммунистам приходилось считаться. Полная победа коммунизма откладывалась, но цель-то сохранялась! Демократы никогда не собирались уничтожить коммунизм навсегда, ему отводилось место одной из многих идеологий, одного из возможных мировоззрений. Даже позволялась локальная реализация коммунизма на практике, как в СССР, в Северной Корее или на Кубе. К полному уничтожению коммунизма могут стремиться только те, кто сами претендуют на мировое госпосдство: нацисты, исламские фундаменталисты, вот, пожалуй и всё. Но ведь демократическое сообщество запрещает нацизм полностью и целиком, почему бы и к коммунизму не относиться так же? Но оставим это просто рассуждением.
Меня интересует Беларусь, коммунизм в Беларуси. Ну, и антикоммунизм, соответственно. Пусть те, кому не жалко своих народов, оставляют коммунизм у себя. А в Беларуси коммунизм должен быть локализован до маленькой партии, до маргинальных групп, до хобби в отдельных кружках. Но никак уж на уровне государственной идеологии.
Предложение объявить 2017 годом антикоммунизма родилось у меня совершенно спонтанно, в результате временного обострения дискуссий о коммунизме в канун 7 ноября. Ну, а как только я сделал это предложение, и его поддержали полторы сотни читателей моей ленты в фейсбуке, я почувствовал себя “телёнком, бодающимся с дубом”.
Предположим, что идею года антикоммунизма могли бы поддержать сотни и тысячи беларусов. Но как они об этой идее узнают?
Предположим, что СМИ могли бы широко распространить эту идею в стране. Но, с какой стати они будут это делать? Если СМИ не занимаются пропагандой, а информируют общественность, то им нужен информационный повод, чтобы о чём-то говорить или писать. Реплика одного человека вряд ли может стать достаточным информационным поводом. Хотя, если с такой идеей выступит кто-то, кого можно охарактеризовать «лидером мнений», звездой, VIPом, то возможно об этом где-то сообщили бы. Скажем, Дарья Домрачева, или Светлана Алексиевич. Но даже в этом случае объявление должно было бы быть обставлено соответствующими ритуалами, превращающими суждение или мнение человека перформатив - в такой речевой акт, который меняет суть вещей. Например, нужно было бы собрать пресс-конференцию, или просто большую конференцию, конгресс или форму. А это уже работа организаций и больших групп людей, а не одиночек.
Вот «упираясь лбом в коммунизм», кинув в соцсети предложение про «Год антикоммунизма», я могу отрефлектировать это действие, оценить свои возможности и что-то понять о нашем обществе.
Силы моего голоса очень мало, чтобы ОБЪЯВИТЬ год каким-то годом. Мою реплику прочтут несколько сотен или тысяч пользователей фейсбука. Мои личные возможности очень скромные.
Можно ли их усилить? Конечно, можно. Например, Национальная платформа гражданского общества могла бы сделать такое объявление от имени 70 организаций в неё входящих. Могла бы, но не сделает этого по многим причинам.
И я задаюсь вопросом: Могу ли я рассчитывать на поддержку хоть кого-то в Беларуси с продвижением «Года антикоммунизма»? Пробую рассмотреть такую возможность.
Оппозиционные политические партии: Казалось бы, большая часть оппозиции в Беларуси далека от коммунизма. Но эту идею не поддержит ни одна оппозиционная партия. Про партию «Справедливый мир» понятно, это коммунистическая партия, она не может поддержать антикоммунизм. Остальные партии никогда не выступят с такой идеей, потому что не захотят ссорится с коммунистической партией и её лидером Калякиным, с которым они все вступают в разного рода временные и «вечные» коалиции. Да и просто, ещё ни одна беларусская партия никогда не поддержала ни одной инициативы, которая исходила бы не от неё.
Организации 3-го сектора: Да никогда. Чем бы они не занимались, они как зомби будут повторять «Мы вне политики!»
Независимые профсоюзы: Они тоже как бы вне политики. Но многие члены этих профсоюзов имеют если не ортодоксальные коммунистические взгляды, то вполне советские.
Церкви и религиозные общины: Как бы они не потерпели от коммунистов в своё время, они не будут поддерживать антикоммунизм. Кто-то из христианских принципов, а кто-то потому, что политика отдельных церквей сближается с политикой коммунистов. Есть даже такие, кто готов Сталина объявить святым.
Кто еще? Ну, не бизнес же! Даже в лице общественных объединений бизнеса, конфедераций, палат, или что ещё там у них есть!
То есть на организации рассчитывать не приходится. Персональная поддержка отдельных граждан ничем не поможет, у нас в стране просто нет лидеров мнений и VIPов, к которым бы прислушивались, и которые сами захотели бы инициировать такого рода шаги и действия.
Так неужели же во всей стране нет никого, кто был бы заинтересован в антикоммунистической кампании?
Есть! Я знаю двух человек, которые просто взывают к антикоммунизму, но … Это «глас вопиющего в пустыне». Во-первых, это Александр Лукашенко, исполняющий обязанности президента Республики. Во-вторых, Кирилл Рудый, докладчик на экономическом форуме и, по совместительству, посол Беларуси в Китае. И это не шутка. Попробую разъяснить.
Александр Лукашенко: Актуальность реформ в Беларуси уже не вызывает сомнений ни у одного трезвомыслящего человека, но все знают, что их не будет. Кто-то вслух, или шёпотом, говорит, что пока в стране всё определяется решением одного человека, реформ не будет. Так говорят даже те, кому поручают подготовить реальные или косметические реформы. И все понимают, о каком человеке идёт речь. А что же говорит этот человек? Он говорит: «Наш народ не готов к реформам!»
То есть, не он не хочет начинать и проводить реформы, а это народ не готов к реформам. И я с ним в этом полностью согласен.
Лукашенко имеет полную власть в стране, и хочет её сохранить. Если бы вдруг народ страстно захотел реформ, то у Лукашенко оставался бы единственный способ сохранить власть - проводить самому те реформы, которых хочет народ. Пока народ не готов и не хочет, Лукашенко может даже не думать о реформах.
Но существует не только мнение народа и его ожидания, но и некоторые объективные факторы экономики, образа жизни и социальных отношений. И эксперты говорят Лукашенко, что если дальше так пойдёт, то недовольство народа ему обеспечено, поэтому реформы жизненно необходимы. На это Лукашенко снова повторяет: «Народ не готов!» Но теперь это уже звучит иначе! Теперь это уже крик души Лукашенко, который надо понимать примерно так: «Ну, при готовьте уже этот народ, наконец!» А они «готовить не умеют». Замкнутый круг - Народ не готов, а готовить его некому! Сам Лукашенко «готовить народ» этого не может - не президентское это дело! Дело президента, как короля из сказки Экзюпери, отдавать только те приказы, которые будут исполнены, и не отдавать те, которые нельзя исполнить. А никто из его советников и чиновников не умеет и не хочет этим заниматься.
Почему? Да потому, что советскому народу не нужны реформы. Ему вообще мало надо: Чарка, шкварка, евроремонт, что-то, что ездит на четырёх колёсах, домик в деревне или 6 соток, отпуск в Турции … Всем этим уже обзавелись все активные беларусы, а пассивным и этого не надо. Реформы нужны НЕСОВЕТСКОМУ народу. Значит, нужна десоветизация. Десоветизация всей страны, всех областей жизни, от государственного управления до образа жизни и обыденного сознания. А десоветизация невозможна без декоммунизации.
Поэтому Лукашенко объективно нуждается в антикоммунизме.
Кирилл Рудый: С Рудым при Лукашенко связывали надежды на реформы, а он взял, и укатил послом в Китай. По собственной воле, или его в ссылку отправили, не так уж важно. Может быть, его отправили в Китай изучать и осваивать опыт китайских коммунистов. Так, или иначе, Кирилл Рудый надежд не оправдал. Но вот он выступает на очередной пустоватой конференции со странными тезисами, которые кого-то рассмешили, кого-то позабавили. Он говорит о ненужности экономистов, и вспоминает о нужности каких-то социологов. Зачем ему социологи? Вот, как он это объясняет: «Раскодирование с помощью социологии необходимо, но недостаточно. Для изменения мышления нужно менять формат СМИ, а поведения - использовать механизмы, влияющие на бессознательное поведение людей.»
http://news.tut.by/economics/518684.htmlО чём это он? Да всё о том же! О том, что народ не готов. О том, что нужно раскодировать что-то, что мешает реформам, мешает даже желать реформ!
А что это такое, названное безграмотным словом «бессознательное»? Ну, или дело не в безграмотности, а в употреблении эвфемизмов. Рудый и хотел бы поговорить о совке, о коммунизме в головах, но для того, кто надеется вернуться из Пекина в Минск, на высокую должность, произносить такие слова неприлично.
Но мне-то можно. Рудый говорит о коммунистических предрассудках, о совковых заморочках, которые являются главным препятствием на пути реформ.
И, кажется все это понимают, но молчат, или иронизируют. И социологи, и юристы, и бизнесмены с никому не нужными экономистами.
Все понимают, что пока совок и коммунизм будет доминировать в общественном сознании, ни реформ, ни развития не будет. Понимают, но молча смотрят, как у МТЗ (коптящего памятника индустриальному прошлому) ставят памятник мумии, гниющей в мавзолее. И только одинокий Дашкевич пытается с этим бодаться.
Социологи, юристы, бизнесмены и прочие специалисты должны заниматься своим делом. И антикоммунизм это точно не их дело. Лукашенко с Рудым намекают, призывают заняться десоветизаций и декоммунизацией, а никто не откликается!
Ну, я мог бы заняться десоветизацией! Я готов к этому практически, и теоретически вполне подкован. Но, я не занимаюсь оказанием услуг. Никому ничего не продаю, и услуг не оказываю, тем более Лукашенко, тем более бесплатно. Я делаю только то, что сам считаю нужным.
Но я мог бы набрать команду, запустить процесс, «расширить, так сказать, и углУбить», подготовить неготовый народ к реформам.
Глупо, правда? Я и Лукашенко! Галантерейщик и кардинал! Васисуалий Лоханкин и мировая революция! Смешно.
Ну, как хотите. Народ не готов к реформам. Лукашенко с Рудым не готовы, чтобы его готовить. Я не готов помогать Лукашенко с Рудым. Никто не готов помогать мне.
На этом и остановимся. И будем из окон, с балконов, на экранах телевизоров, в твитере и фейсбуке наблюдать торжества по случаю 100-летия Великого Октября через год, улицы в кумаче, избитого ОМОНом Дашкевича, который и в следующем году будет в одиночку бодаться с этим дубом.
Или всё же? Может лучше год антикоммунизма, чем сто лет коммунизма?
В общем, если что - обращайтесь! Я тут.