Диалоги и конфликты ГО и государства

Nov 18, 2010 19:02

По реакциям и откликам на процесс «построения вертикали гражданского общества» и отказ этого самого гражданского общества «строиться» по платформам, придуманным некоторыми членами ОКС, очевидно, что многие не понимают, что происходило, и что же произошло. Думаю, что нужно дать некоторое объяснение всем этим событиям последних недель. Тем более, что гражданское общество выиграло этот раунд в длительном противостоянии с государством. Правда, в этом участвовала хоть и значительная часть гражданского общества Беларуси, но не все. Это только та часть, которую принято называть «третьим сектором», т.е. НГО, и не все НГО, а только те, которые включены в Восточное партнерство, существующие давно, и имеющие большой опыт противостояния с госчиновниками, многократно оштрафованные, закрывавшиеся и выстоявшие.
В чем же состоит победа? И какое она имеет значение? В чем состояло бы поражение? И какое это имело бы значение? Значение и для гражданского общества, и для страны в целом.
Для начала следует изложить суть конфликта и противостояния. А для этого нужно напомнить структуру Восточного партнерства, которое является сейчас главным направлением европеизации Беларуси.
Для простоты можно изобразить Восточное партнерство в виде следующей схемы:



- Инициатива Восточного партнерства (на первых порах была польско-шведская инициатива, получившая название Восточное партнерство после одобрения ее Еврокомиссией и оформления в договор между всеми участниками в мае 2009 на саммите в Праге) предложена Евросоюзом шести постсоветским странам: Беларусь, Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан и Армения. Это партнерство осуществляется по четырем направлениям (или платформам) 1. Улучшение государственного управления в шести странах; 2. Углубление экономического сотрудничества и развития; 3. Совместное решение энергетических проблем и экологии; 4. Стимулирование и расширение контактов между людьми в разных областях.
Каждое их этих направлений включает в себя различные проекты, о которых удается договориться.
Эти четыре направления и ли платформы изображены на схеме вертикальными линиями.

- А договариваться можно и нужно по-разному. Взаимодействие стран-участниц и стран Евросоюза по этим четырем направлениям разворачивается в трех уровнях:
1. Правительственный уровень (это регулярные встречи глав государств на высшем уровне, это более частые встречи глав правительств и отдельных министров, это работа экспертов по всем четырем платформам).
2. Парламентский уровень. В рамках Восточного партнерства создается парламентская ассамблея Евронест, включающая в себя по 10 депутатов национальных парламентов шести стран и столько же депутатов Европарламента. На данный момент Евронест не удается сформировать из-за того, что в Беларуси нет законного и признанного парламента. Об этом помнят все в Европе и в остальных пяти странах Восточного партнерства, и только в Беларуси об этом предпочитают забыть.
3. Уровень гражданского общества. На этом уровне созван Форум гражданского общества Восточного партнерства. Первый форму проходил в ноябре 2009 года в Брюсселе. Беларусская делегация оказалась самой активной, именно она предложила структуру Форума и порядок работы в промежутках между Форумами, было предложено создать Национальные платформы гражданского общества во всех шести странах и общий координационный комитет Форума.
Эти три уровня обозначены на схеме широкими горизонтальными линиями.

Пересечение вертикальных линий (тематических платформ Восточного партнерства) и горизонтальных (уровней взаимодействия и коммуникации) обведены узкими и длинными овалами. Причем, второй уровень остается пустым и незаполненным до тех пор, пока в Беларуси не появиться законно-избранный парламент, или не будет найден какой-то компромисс, который сможет удовлетворить и Беларусь, и всех остальных участников Восточного партнерства. Это будет одной из основных тем всех обсуждений и дипломатии в следующем году.

А вот нижний уровень стал камнем преткновения уже в этом году.
Дело в том, что готовясь к подписанию документов Восточного партнерства официальный Минск создал Общественно-консультативный совет (ОКС) при Администрации президента и еще ряд отраслевых или тематических ОКС. Например по имиджу страны, по свободе СМИ, по нравственности и т.д. Изначально предполагалось выставить эти ОКСы в качестве участников Форума восточного партнерства, тогда Администрация президента могла бы контролировать как верхний уровень взаимодействия, так и нижний, т.е. два из трех уровней. А поскольку второй, парламентский уровень не сформирован, то контролировать все, чем может быть представлена Беларусь в контактах с Европой. Но в 2009 году из этой затеи ничего не получилось. Ряд общественных организаций и аналитических центров провели слушанья по ОКС и со всей очевидностью показали, что ОКС не может представлять гражданское общество. Делегация на первый Форму гражданского общества в Брюсселе была сформирована без государственного участия.

Поскольку Восточное партнерство еще только обретало форму и набирало обороты, то эта ситуация была терпимой. Когда же стало окончательно понятно, что беларусский псевдопарламент ни под каким видом не будет признан в Восточном партрнерстве, Администрацию стала беспокоить Национальная платформа Форума, которая совершенно неподконтрольна государству.
Сначала на правительственном уровне беларусскому правительству удалось блокировать участие представителей гражданского общества в работе экспертных тематических платформ. В этом Беларусь нашла взаимопонимание со стороны части стран Восточного партнерства, далеких от демократии.
Но Европа настаивала на своем - раз уж подписано взаимодействие на трех уровнях, то оно и должно разворачиваться на всех трех. Тем более, что формирование Евронеста на втором уровне зашло в тупик, а вот на нижнем уровне все разворачивается очень хорошо и есть очевидный прогресс. Об этом было недвусмысленно заявлено министру иностранных дел Мартынову на встречах с высшими чиновниками Еврокомиссии и в его контактах с министрами иностранных дел стран Евросоюза. Мартынов доложил об этом главе Администрации президента Владимиру Макею, и поставил в известность Палату представителей.

Так возникла новая ситуация, и новые задачи. Эти задачи могут быть описаны так:
- Раз уж беларусским депутатам не удается попасть в Евронест, то им нужно проникнуть в Восточное партнерство через Форум гражданского общества.
- Нужно показать Еврокомиссии и европейским дипломатам, что беларусская делегация на Форму нелегитимна и не представляет истинного гражданского общества.
- Нужно показать, что в Беларуси есть «настоящее» гражданское общество, и оно идеологически и политически едино с государством.
- Нужно формировать состав делегации на Форум гражданского общества из «настоящего» гражданского общества.

Эти задачи были поставлены с большим опозданием, когда делегация на второй Форум уже была сформирована. Но тем не менее ОКС послал письмо Штефану Фюле, со своими предложениями. Суть письма в том, что ОКС готов к работе в рамках третьего уровня - т.е. Форума гражданского общества. Этот Форум пусть проходит с тем составом, который есть, но поскольку государство и «настоящее» гражданское общество этот состав не признает, просим считать их самозванцами. А вот на третий Форум мы сформируем настоящую полноценную делегацию.
Чтобы убедить в этом еврокомиссара предполагалось к его приезду провести большую конференцию, сформировать много разных общественно-консультативных советов и на собраниях НГО признать эти советы структурами гражданского общества. Тогда министр Мартынов мог бы все это предъявить Штефану Фюле и представить «настоящих» лидеров гражданского общества Беларуси в составе: Ю.Загуменнов, Ж.Гринюк, В.Карягин, О.Гулаг, В.Нистюк, двух депутатов Шатько и Юшкевича, ну и еще несколько человек.

Поскольку дата приезда была согласована по дипломатическим каналам уже давно, времени оставалось очень мало, всего два месяца с небольшим.
Началась гонка.
Срочно была изобретена схема «французской модели».
Было решено эксплуатировать горячее желание диалога с государством у многих НГО и лидеров гражданского общества.
Форсировалось заброшенное и незаконченное исследование по Индексу развития гражданского общества проводившееся по проекту ОБСЕ и методологии СИВИКУС.
Лихорадочно собирались группы НГО под любыми предлогами, а потом в прессе объявлялось, что создана очередная платформа.

Некоторым лидерам НГО и общественным деятелям такой процесс стал казаться действительным шагом навстречу гражданскому обществу со стороны Администрации и министерств. И они включились в процесс. Но за бортом процесса намерено оставлялись участники Национальной платформы Форума. Намеренно игнорировались специалисты и профессионалы, собирались только те, кто не мог разобраться ни с исследование Индекса, кто очень увлечен своими целевыми группами или своей работой, чтобы замечать подвохи и натяжки.

Но, не стоит поручать важные и ответственные дела бездарям.
Из этого ничего не получилось.

Ну, а почему не получилось, это каждый желающий может восстановить сам, если не полениться проследить историю всего процесса даже по той небольшой информации, которая попадпла в СМИ.

Если бы Загуменнову и компании удалось выполнить поручение Макея и Мартынова, то в следующем году тихо, без шума, и даже с согласия Европы, были бы ликвидированы остатки независимых НГО и аналитических центров. Остальные были бы взяты под контроль Администрации. И в стране наступила бы полная «управляемая демократия». Такая же как «суверенная демократия» в России, но только «знаком качества», т.е. самая вертикальная в мире.

ЕўраБеларусь, диалог, ГО

Previous post Next post
Up