Григорьев. С киноаппаратом по Южному Уралу. 1946

Jun 19, 2010 23:55





Кадр из киноочерка «В горах Южного Урала». Озеро Иртяш.

С киноаппаратом по Южному Уралу

На фоне уральского пейзажа на экране возникает памятник В. И. Ленину. Раннее утро. Туман, сползая с гор, стелется по низинам, медленно тает в преддверьи дня. Зритель мысленно переносится в чудесный Ильменский заповедник.

Из поколения в поколение передавались на Южном Урале легенды о богатствах, скрытых в глубинах копей, о залежах самоцветов на дне Ильменских озёр. И вот он на экране, этот известный всему миру заповедник, носящий имя великого Ленина.



Единственный человек, живущий в так называемой «зоне полного покоя», - учёный Сергей Львович Ушаков. Он неутомимо собирает всё новые и новые материалы о здешних краях, об их флоре и фауне, о богатствах лесов и гор. Мы видим богатейшие копи, отдавшие человеку редкие минералы, видим драгоценные камни, которыми так щедра уральская природа.

С чуть слышным шуршанием бежит кино-лента. Она переносит нас в старинный уральский город - Златоуст - родину русского холодного оружия. Вот они, знаменитые златоустовские клинки и шашки, украшенные золотой и серебряной насечкой. За небольшими столиками сидят гравёры по стали, дереву и кости, художники Воронников, Добровольский, Морозов, Халтурин - продолжатели славных традиций златоустовских мастеров-искуснфиков. А вот и их изделия: гравюра на стали «Зима», пластинка «Олень», копии изумительно украшенных клинков для полководцев Красной Армии.

На экране - цех Каслинского завода. Литейщики, формовщики, чеканщики - бородачи и юноши... Каслинский завод известен далеко за пределами нашей страны своим художественным или, как говорили в старину, «затейливым» литьём. Предельно сжато показан весь процесс изготовления тончайших по форме статуэток и фигур.

Короткометражный фильм «В горах Южного Урала» создан по материалам нашей области. Снимала этот киноочерк бригада корреспондентского пункта кинохроники: режиссер Бойков, операторы Ногин и Косицин. Авторам фильма удалось хорошо передать уральский пейзаж, величавость гор и озёр, рек и лесов Урала, строгую красоту Ильменского заповедника, показать непрерывный труд старых и молодых мастеров, их героическую работу, в дни Великой Отечественной войны.

А вот другой, не менее интересный, киноочерк из жизни нашей области - «Урал-ЗИС». Он снят на плёнку этой же бригадой.

Скупые кадры этого киноочерка смотрятся с захватывающим интересом. В нетронутом веками лесу появляются сотни строителей. Валятся огромные деревья, выравнивается площадка будущего завода, растут корпуса цехов.

Мощный заводский гудок оглашает окрестность. Первый день работы автозавода. Величественная индустриальная панорама открывается перед зрителем.

На конвейере рама первого автомобиля, она движется через весь цех, обрастая узлами и деталями. И вот готовый грузовик с алым флажком на радиаторе рвёт ленточку. Многотысячный митинг автомобилестроителей, народное гуляние. Мастерски передана радость людей, воочию ощутивших плоды своих трудов.

Урал - трудовой подвиг уральцев - неумирающая тема в искусстве. Здесь можно найти сотни сюжетов, достойных быть запечатлёнными на экране и показанными миллионам советских кинозрителей. Работникам документального кино на Урале - самое широкое поле деятельности. Неслучайно ещё в 1941 году в Челябинске был создан корреспондентский пункт кинохроники, в задачу которого входило освещать жизнь области на союзном экране в киножурнале «Новости дня» и киножурнале, издаваемом в Свердловске, - «Сталинский Урал».

Много выдающихся, надолго запоминающихся событий произошло в эти годы у нас, на Южном Урале, и большинство из них в какой-то степени были отражены в кино. Вспомним строительство и пуск домен на новом металлургическом гиганте в Челябинске, пуск новых об’ектов на Магнитогорском комбинате и других стройках. Эти вехи в создании советской военной индустрии были запечатлены на экране.

В разгар войны труженики уральских заводов, напрягая все свои силы в помощь фронту, изыскивают новые формы высокопроизводительного труда. Зарождается агарковское движение, смысл которого состоит в том, чтобы с меньшим количеством рабочих выдавать больше продукции.

Челябинские кинооператоры создают небольшой киноочерк научно-популярного направления. Доходчивыми схемами показано существо метода Егора Агаркова, тут же заснята вся бригада Агаркова, успешно работающая по-новому.

Можно было бы назвать большое количество сюжетов, заснятых челябинскими операторами. Кинозрители области помнят последние их работы, сделанные в период избирательной кампании: специальные выпуски «Наши кандидаты» и «День выборов в Челябинске». Сейчас операторы подготавливаются к с’ёмкам сюжетов, повествующих об освоении нашими заводами новой, мирной продукции.

И всё же в работе Челябинского корреспондентского пункта кинохроники ещё многого нехватает.

Ещё задолго до войны, в 1938 году, Свердловская киностудия выпускала одновременно два киножурнала: «Социалистический Челябинск» и «Свердловск» Два раза в месяц на экраны области поступали свежие киножурналы, в которых всесторонне освещалась жизнь Челябинска, Магнитогорска, Златоуста и других городов и районов Южного Урала. Позднее, из-за нехватки операторских кадров, оба журнала слились в один «Сталинский Урал».

Сейчас Челябинск располагает крупным корреспондентским пунктом кинохроники. Здесь полностью укомплектованы две операторских группы, состоящие каждая из оператора, ассистента, электрика-осветителя. Каждая группа располагает с’ёмочной и осветительной аппаратурой. По существу Челябинск имеет свою киностудию, в которой нехватает только технического производства фильмов.

Поэтому есть все возможности выпускать полноценные и разносторонние киножурналы. К сожалению, то, что появляется в киножурнале «Сталинский Урал» о Челябинской области, носит эпизодический характер и только частично отражает многообразие жизни наших городов и сёл.

Обычно бывает так: директор корреспондентского пункта тов. Петров или оператор тов. Ногин звонят в Свердловск и предлагают свои темы.

Оттуда следует ответ: подготовку к севу снимать не нужно, это мы уже сделали у себя в области. Разработать сюжет о доме техники железнодорожников не стоит. Такой же дом создан в Свердловске и мы уже это сняли. С’ёмки на заводах Челябинска производить можно, но у нас такого материала уже много, трудно предсказать, когда этот попадёт в журнал.

Руководители Свердловской киностудии со своей точки зрения правы. Действительно, давать две одинаковые темы в одном и том же журнале нецелесообразно. Это снижает интерес зрителей к журналу. Но невольно напрашивается другой вывод. Челябинск должен иметь свой киножурнал, в котором область сможет быть представлена полнее и интереснее. Возможности для создания такого киножурнала имеются и постановка этого вопроса перед Министерством кинематографии СССР сейчас, как никогда, назрела.

С. ГРИГОРЬЕВ.
Григорьев С. С киноаппаратом по Южному Уралу // Челябинский рабочий. - 1946. - №72 (8035) от 9 апреля. - с. 3.

кино, Челябинск, газеты

Previous post Next post
Up