Про начало
Очевидно, что развитие современных технологий подразумевает у работающего персонала наличие необходимого образования, а так же знаний, умений, компетенций. Для того чтобы в постиндустриальном обществе наши граждане не чувствовали себя потерянными в массовом числе и могли не только грамотно использовать современные оборудование, станки, вооружение, но и развивать их - не вызывает сомнения тезис, что надо обучать техническим дисциплинам как можно раньше, пробуждать интерес к исследованиям и воспитывать вкус поиска технических решений буквально с младшего школьного возраста или даже с детского сада. Да, использование профилей в обучении старших школьников, образовательные стандарты нового образца - все это безусловно дает положительный эффект, но для расширения успеха, для массового вовлечения учащихся в созидательное техническое творчество конечно необходимо начинать как можно раньше.
Это позволит реализовать тезис - от массовости к рекордам! И восстановить приоритет в научно-техническом потенциале нашей страны
Про мероприятия
Опыт проведения массовых научно-популярных мероприятий показывает, что спектр форм вовлечения школьников в Научно-Техническое Творчество Молодежи (НТТМ) может быть весь широкий.
Это могут быть :
фестивали, например РоботоБУМ - для массового привлечения ребят
соревнования - для выбора наиболее активных, упорных и результативных, уже из массы
научно-практические конференции - для защиты своих проектов перед квалификационной экспертной комиссией, теми ребятами, кто потенциально может стать разработчиком сложной техники.
В любом случае необходимым является наличие двух факторов в образовательном заведении, которое проводит занятия в рамках дошкольного, основного или дополнительного образования. Это подготовленные кадры учителей и доступное материально- техническое обеспечение образовательного процесса согласно ФГОС последнего образца.
Про аппаратную, программную и образовательную составляющую
Для выбора аппаратной составляющей по образовательной робототехнике - весьма желательно чтоб это была не монополия какой-то одного бренда - поставщика пластмассовых игрушками с проприетарным программным обеспечением, лицензию на который в школы дают бесплатно понятно с каким прицелом на будущих специалистов. Которые будут уметь работать в монопольной программной среде зарубежного производства. Необходимо развивать конкурентный рынок отечественных производителей. Которые базируют свои разработки на решениях с открытым кодом, доступные широкому сообществу разработчиков. И которые как локомотив смогут вытянуть всю экономику предлагая уникальные решения в робототехнике.
Кроме предложений материально-технического обеспечения необходимо создавать конкурентную среду по развитию педагогических практик и методик. Для развития образовательных программ в частности по робототехнике и в целом по НТТМ. На конкурсной основе разрабатывать и издавать печатные пособия, методические и дидактические материалы.
Про массовость
Как отмечалось выше - должны в массовом порядке проводится научно-популярные мероприятия на уровне субъектов федерации и местных муниципалитетов. В среде интернет должны быть созданы и поддерживаться сетевые сообщества с доступностью вплоть до сельского уровня, из которых будет происходить отбор и приглашение участников массовых научно -популярных мероприятий и фестивалей. Сельские школы и дома творчества небольших городов должны обладать необходимой материально-технической базой и подготовленными , и за мотивированными на соответствующую работу, квалифицированными кадрами для осуществления данной деятельности. Финансирование обновления материально технической базы и финансирование работ педагогов с детьми должно выполняться отдельной строкой местных бюджетов, с соответствующем контролем этого выполнения.
Про финансирование
Финансирование и проведение массовых научно-популярных мероприятий на уровне муниципалитетов и субъектов федерации может осуществляться в форме частно- государственного партнерства. На закупку оборудования для 50 тыс. школ и домов творчества, стоимостью за комплект примерно 100 тыс руб - из муниципальных бюджетов надо предусмотреть затраты порядка 5 миллиардов рублей.
Хотелось бы чтоб министерство образования и науки предусмотрело серию грантов на проведение НИР и ОКР по составлению УМК для разных возрастов и уровней компетенций в изучении и преподавании робототехники, как для учащихся, так и для учителей.
Про ВУЗ-ы
Наш опыт работы с учащимися в области образовательной робототехники показывает, что - согласно последней редакции закона об образовании предоставление возможности добавлять абитуриенту до 10 баллов при поступлении в технический ВУЗ, существенно стимулировало интерес к участию в научно-исследовательской и технической деятельности на фестивалях, соревнованиях и конференциях. Я вижу прямую зависимость величины дополнительного балла и активности ребят к занятиям техническим творчеством в рамках дополнительного образования. Если мы хотим увеличить количество вовлеченных в техническое творчество ребят, то имеет смысл рассмотреть вопрос об увеличении этого числа баллов до 30-40 единиц.
Про осваивание новейших технологий
Только положительно можно воспринимать восстановление и развитие системы дополнительного образования в настоящих реалиях, когда не только традиционные авиа и судо моделирование присутствовало в кружках, но и создаются модели с использованием технологий 3D прототипирования и современных протоколов связи, так чтобы с мобильного устройства - планшета или смартфона можно управлять группой летающих ползающих, плавающих роботов, связанных одной информационной сетью.