Об идеях

Apr 17, 2010 06:33

Я, конечно, не веду ЖЖ, но нынче сделаю исключение, ибо, как мне показалось, я достаточно хорошо охарактеризовал своё миро- и интернетоощущение. В оригинале это ответ на сей пост: http://pivo-msu.livejournal.com/9859.html

Итак:

Твоими бы устами..

Попытаюсь сформулировать свою точку зрения.

Вот ты говоришь - нужны идеи. Но посмотри вокруг - разве мало на свете идей? Напротив! Идеи не то что витают в воздухе, они просто кишат повсюду! Некто из девятнадцатого века говорил - ежели у меня есть идея, у тебя есть идея, мы ими обменяемся - и у каждого будет по две идеи. И люди его послушались, и в конечном итоге сия идея была доведена до абсурда - в лице интернета. Теперь у каждого человека (негров в африке не в счёт) потенциально есть миллиарды идей. А теперь зададимся вопросом - принесло ли это счастье?

Начнём издалека - с того же девятнадцатого века. Именно тогда романтика научного познания мира пришла в массы. Технология была малоразвита, познания людей о мире весьма отрывочны, но фундамент был уже заложен - Ньютоном сотоварищи. И наука двигалась в общем-то семимильными шагами. Затем наступил двадцатый век. В котором наука, как говорится, стала основной производственной силой. Теперь уже наука пошла семимильными шагами в обнимку с технологией и уровнем жизни людей. И количеством этих самых людей. Причём идеи претворялись в жизнь не только чисто технического свойства, но и общественного - тот же коммунизм и национал-социализм. При этом совершенно искренне и воодушевлённо. И успехи на этом поприще были немалые. В свете вышеизложенного понятно, что у простого (да и непростого) человека складывалось полное впечатление, что стоит ещё немного постараться - и наступит буквально рай на земле, неважно, называть ли его коммунизмом либо как-то ещё. Каковое обстоятельство ещё больше сподвигало людей на трудовые подвиги. Немудрено, что в этот период мы наблюдаем расцвет литературы в жанре научной фантастики и научно-популярных изданий.

Но бесконечно так продолжаться не могло. Хорошо, победили Гитлера - представили как общую победу над мировым злом, теперь-де будет только добро. А вот и нет - оказывается, зло всё ещё среди нас. США и СССР после недолгого периода показной дружбы объявляют империями зла друг друга. Строительство коммунизма из общенародного дела превращается сначала в привычку, а потом в показуху. Негров и женщин торжественно уравняли в правах, но вылилось это в трагикомедийный сериал. Вьетнам, Афган, Ирак, Чечня. Коммунизм развалился так и недостроенным. США стоят, но люди в них уже мало напоминают тех, что запускали ракету на Луну. На каковую слетали только для того, чтобы вернуться обратно. Технологии продолжают развиваться, но используют научные достижения в основном полувековой давности, а наука притормозила свой семимильный бег. Население, столь стремительно увеличивающееся, достигло таких пределов, что люди уже не могут, как в былые времена, сообща бороться с природными невзгодами, а вынуждены конкурировать друг с другом. И как следствие на демографической кривой в 60-70-е годы наблюдается переход от гиперболического роста к постепенному снижению скорости прироста населения.

Что же добавляет к этой картине интернет? Несомненно, интернет полезен, а также притягателен. Но.. он подавляет. Во-первых, вкупе с образованием, интернет приводит к тому, что среднестатистический обыватель (опять же малообразованных не в счёт) вышеописанную картину пусть в общих чертах, но знает. А во-вторых, интернет - это миллиарды страниц, миллиарды идей и миллиарды людей. Что бы ты ни придумал, скорее всего, при поиске в интернете найдётся некто, кто это уже сделал и сделал лучше, чем мог бы сделать ты, или же показал, что это невозможно, бесполезно либо вредно. Это очень сильно подавляет творческое начало. Когда ты наедине с интернетом, ты понимаешь, что "нельзя объять необъятное" - это не пустой звук. Хотя, казалось бы, до всего можно добраться в две секунды, лишь введя правильный запрос, но фактически ты за всю жизнь не облазишь и миллионной части. Более того, твоей фантазии вовек не хватит даже для того, чтобы придумать запросы, ведущие в львиную долю интернета. Не говоря уже о том, что банально не хватит времени, чтобы прочитать всё, что тебя интересует только в данный момент, а тем более понять всё прочитанное. Прибавим к этому факт наличия различных точек зрения и банальной лжи, так что непонятно, что из прочитанного истинно. Вот такой у нас выходит постмодерновый мир.

К чему я клоню? К тому, что будущее, воспетое фантастами прошлого, наступило, а счастья всё нет. Ежели двадцатый век был веком великих надежд и свершений, то двадцать первый век - век разочарований. Образно выражаясь, человечество на новом этапе развития повторило подвиг Адама и Евы, вкусивших с древа познания. И, как и предупреждал Соломон, многие знания вылились в многие печали. Посему у людей создаётся стойкое впечатление, что их изгнали из рая. Будущее уже не представляется столь радостным, напротив - единственно счастливым временем представляется прошлое, когда люди жили, как говорится, по велению сердца. Именно поэтому место фантастики, воспевающей будущее, сейчас заняло фэнтези, воспевающее прошлое.

Какое это отношение имеет к предмету разговора? Всё просто. Весь двадцатый век происходила борьба за идеи. Но, к сожалению, эта борьба в общем-то ни к чему не привела. И люди теперь наделены иммунитетом к каким бы то ни было идеям, предполагающим борьбу за них. Особенно ввиду присутствия океана идей под названием интернет. Ежели революция 1917 года была революцией идеи, то революция 1991 года - революция безыдейности. И поэтому же наша с вами власть не может сплотить народ, какими бы он толпами ни ходил на марши согласных. У оппозиции же с маршами несогласных получается ещё хуже, поскольку ежели существующий строй - это безыдейность и более-менее известно что, то ещё одна революция - это та же безыдейность плюс кот в мешке.

Время борьбы за идеи безвозвратно ушло. Сейчас наступило время создания и разгребания свалки идей. Я думаю, что нужен ещё какой-то модус обращения с идеями, вот только какой - пока что никто не знает, даже гугль.

Да, и деда моромократии не существует и не может существовать.
Previous post Next post
Up