Политеизм как спасение монотеизма

Sep 02, 2015 05:41

Я тут решил стать теологом участвовал в обсуждении теологических вопросов, и решил свой камент сюда перепостить, авось кому-нибудь будет интересно.

Настоящим каментом выдвигается гипотеза об изначальном политеизме христианства и предлагается возврат к политеизму как средство решения насущных теологических проблем (в частности, теодицеи) и повышения привлекательности христианства по сравнению с атеизмом.

http://scinquisitor.livejournal.com/72679.html?thread=15273191#t15273191



> делали прекрасные здания в честь литературных героев

Насколько я понимаю, изначально иудеохристианство отнюдь не утверждало, что другие боги - это литературные герои и что их не существует. А скорее даже наоборот. Библия с чего наинается? С того, как Б-г летал над водой. Только там употреблено слово "элохим", сиречь боги. Стало быть, богов было более одного. Ну и когда говорится, что евреи боролись, например, с поклонением Баалу, храм которого на днях был разрушен - не говорится, что Баала не существует. Напротив, по тому рвению, с которым с ним борются, можно сделать вывод, что его считают серьёзной опасностью, а вряд ли бы они опасались того, чего не существует. А чуть погодя для таких "альтернативных" богов был изобретён термин - бесы. Его обычно используют в отрицательном эмоциональном ключе, но по сути он означает то же самое - некоторое разумное существо, наделённое сверхъестественными способностями. Ну приблизительно как можно сказать "правительство", а можно то же правительство назвать хунтой.

Христос, в частности, боролся с бесами путём утопления стада свиней. И христиане, когда боролись с язычниками, не говорили - они поклоняются тому, чего нет, а говорили - они поклоняются бесам. Вплоть до конкистадоров и прочих миссионеров, которые не так давно жили. А кое-где до сих пор производят обряды изгнания бесов.

То бишь "атеизм" в отношении "чужих" богов, о котором, в частности, любит говорить Докинз - это сравнительно новое изобретение. Тот, кто не верит в существование "других" богов - на самом-то деле уже поражён гнильцой атеизма, а истинный христианин или иудей должен признавать существование всех богов, но поклоняться только одному и бороться с остальными.

Здесь, правда, возникает вопрос - а как же выражение "верить в Б-га" и первая заповедь? Очень просто. Вот, например, какой-нибудь кандидат в президенты вполне может сказать - "поверьте в меня". И мы не подумаем, что он призывает нас признать его существование (как правило, в этом и так нет сомнений). Он попросту просит нас поверить, что ежели мы выберем его своим начальником, то нам же будет лучше. И точно так же Христос - он регулярно обещает различные плюшки тем, кто "пойдёт за мной". И акты "уверования", описываемые в новом завете - они ровно об этом, а не об том, что кто-то сомневался в существовании Иисуса, когда он перед ним стоял.

А с первой заповедью всё ещё проще. Цитата по википедии:

> 1 Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
> 2 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Заметьте - не просто Б-г, а именно твой. Можно это слово заменить на "начальник", и тогда всё станет кристально ясно - хоть начальников много, но у конкретного подчинённого начальник должен быть один. И здесь Б-г обещает атата тому, кто станет слугой двух господ (а то и вовсе уйдёт к другому начальнику). Очевидно, ежели бы других потенциальных начальников не было, то и заповедь бы не имела смысла.

Так как же попала в христианство эта атеистическая зараза? Я так подозреваю, что всё началось со средневековых богословов. Это они начали пилить сук, на котором сидели. (Правда, не могу сказать, кто именно, я в них не разбираюсь.) Как раньше было? Есть наш Б-г и есть чужие боги (то бишь бесы). Наш Б-г несомненно круче остальных, но и остальные тоже не лаптем щи хлебают. То вселятся в кого-либо, то чуму нашлют и т. п. В общем, был очень хороший внешний враг, с которым можно самоотверженно и сплочённо бороться. Однако теологам не сиделось, им по долгу службы надо было превозносить своего Б-га. Ну и они чутка перестарались - постановили, что Б-г у нас всемогущий, всеведущий и всеблагой. Конечно, квартальный план по славословию перевыполнили на 146%, но вот дальше начались одни проблемы. Начиная с банальных логических - сможет ли Б-г создать камень, который сам же не сможет поднять. Но это ещё цветочки. А ягодки таковы - из постулатов о всемогуществе и всеведении следует, что всё в нашем мире происходит либо по прямой воле Б-га, либо всё равно ей не противоречит. То есть если даже бесы существуют и обладают свободой воли, всё равно без согласия Б-га они ничего сделать не могут, другими словами, никаких реальных полномочий у них нет. То бишь получается, что они уже не играют в одной лиге с Б-гом, а точно так же ему подчиняются, как и люди. На мой взгляд, истинный переход от политеизма к монотеизму был совершён именно в этот момент. И потом ещё очень долго "спускался" из богословских дискуссий в народные массы.

И теперь что получается? Если Б-г один, то и за всё то зло, что творится в мире, отвечает лично он. Правда, это оказывается несовместимо с постулатом о его всеблагости (т. н. проблема теодицеи) - снова теологи на ровном месте создали себе проблему. Также из этого следует, что со злом бороться бесполезно - раз уж сам Г-сподь Б-г хочет, чтобы оно происходило. Ну да, конечно, Б-г в Библии тоже порою не очень этично поступает по отношению к различным людям, но в условиях политеизма это хотя бы можно было оправдать военной необходимостью - сегодня проявишь слабость, а завтра уже Баал откручивает нимб с твоей головы. А коли Б-г единолично делает с миром что хочет - то более не остаётся причин для жестокого обращения с людьми, кроме личной тяги Б-га к специфического рода зрелищам.

В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда. Хотели ещё больше возвысить Б-га в глазах народа - а в результате выставили Б-га старым маньяком-извращенцем, упивающимся безграничной властью над людьми. Вот и стали люди разочаровываться в светлом образе Б-га. Хоть пока не все, а только самые образованные. И понятное дело, что когда появились учёные, обясняющие мир без гипотезы Б-га, нашлось немало людей (в т. ч. самих учёных), увидевших в этом инструмент для разжалования последнего Б-га из категории богов, вслед за бесами. Всё так, как сказал Докинз - сначала перестали верить во всех богов, кроме одного, а затем и в этого последнего. То бишь теологи своему же Б-гу оказали медвежью услугу, своими руками взрастив семя атеизма.

А ведь решение-то было на поверхности! Просто не надо было постулировать всемогущество Б-га, то бишь следовало оставить бесов в ранге богов. Тогда бы и всеблагость прокатила - на самом деле Б-г всех нас любит и с радостью выдал бы нам всем по стопицот эскимо, но злые перуны не дремлют, поэтому пока будем воевать и вешать предателей, а вот когда победим, тогда да. И, кстати, тогда легендарная скрытность Б-га получает свои объяснения - на войне-то главное что? Маскировка! И секретность. Ежели Б-г себя неосторожно покажет - то на него тотчас же Дед Мороз набросится на пару с Одином. А ежели будет говорит не намёками, а прямо - тогда Аполлон сможет все его планы разгадать и подкараулить в тёмной подворотне. Так что для спасения христианства надо срочно деканонизировать блаженного Августина (или кто там это всё придумал) и отменять постулат о всемогуществе Б-га и отсутствии других богов.

И здесь как раз приходятся кстати герои обсуждаемой статьи - те воцерковлённые, кто помимо Б-га верит и в другие сверхъестественные вещи. В свете вышесказанного становится понятно, что именно они суть самые истинные христиане и именно на них должно основываться возрождение христианства! А люди, подобные диакону Кураеву, на самом деле (быть может, сами того не осознавая) играют на стороне атеизма, поддерживая точку зрения о несуществовании каких-либо иных сверхъествественных существ помимо Б-га.
Previous post
Up