Кто не созидает, должен разрушать. Это старо как мир. Психология малолетних преступников. (Рэй Брэдбери, "451 градус по Фаренгейту")
[Spoiler (click to open)] Внимательный читатель может сразу спросить - тогда получается, что совершенство материальной формы не является главным условием конкурентособности при эволюционном отборе?
Именно так. Материальная форма нужна только для максимального раскрытия потенциала информационной клетки.
Заметим, с какой нежностью Природа заботится о существах, которые очень слабо конкурентоспособны в их материальном виде. Но если окружающая среда меняется в сторону уменьшения потока оценок, то материальная форма исчезает, какой бы конкуретноспособной она не была.
Для подтверждения этого факта достаточно вспомнить эксперимент, получивший название Вселенная-25.
Проводя который, ученые решили посмотреть, что будет, если колонию мышей поместить в мышиный рай. То есть проволочный загон очень большого размера, с отсутствием хищников, и изобилием еды и материала для гнезд. Результат был трагичен. Популяция мышей даже не выросла до размеров, которые смог бы обеспечить комфортным проживанием проволочный загон.
Через какое-то время после начала эсперимента ученые начали замечать девиации в поведении мышей. Сначала странную агрессивность, потом странные социальные отношения, потом тягу к одиночеству и однополой любви... Потом начался полный трэш - матери начали жрать своих детенышей. И потом наступил финал - мыши просто не захотели размножаться, и популяция вымерла. Полностью. Автор этого эксперимента описал это явление фразой "двойная смерть", то есть отметил духовную смерть, которая наступает в популяции раньше физической смерти.
Что является абсолютно точным определением. Условиями эксперимента ученые резко снизили пространство оценки у мышиной популяции. Загнав его куда-то на уровень помидоров или дрозофилл - те в таких условиях чуствуют себя замечательно. Но мыши - это гораздо более развитые существа. И их информационные клетки, или души, как все другие души реинкарнируют себя в триединую форму, чтобы развиваться, в расчитанном на это пространстве оценок. Иначе им незачем там жить. Поэтому сначала они пытались бороться, пытаясь расширить себе это пространство, выходя за рамки поведенческой нормы, это и вызывало девиантное поведение, а потом поняли, что это бесполезно.
Причем такой финал был абсолютно логичен как с точки зрения интересов самых мышей, так и их мышиной медузы. Зачем ей клетки, которые не будут ее кормить?
Тут можно привести аналогию с гипсом, накладываемым на перелом конечности. Казалось бы, что с мышечной тканью может такого произойти? Клеткам там очень хорошо - и еды полно, и работать не надо. Однако - нет. Под гипсом мышечная ткань резко теряет популяцию клеток и атрофируется.
Можно рассмотреть другой пример. Такой как аллергия. Статистические исследования неумолимо доказывают связь распространения аллергических заболеваний с условиями, в которых растут дети. Там, где дети едят немытые яблоки с деревьев и бегают босиком по лужам - распространение аллергических заболеваний во много раз меньше, чем там, где дети растут в условиях, более далеких от природных. А ведь именно для природных условий и сконструирован наш организм, его органы и клетки, которым такая забота о детях резко сужает пространство оценки. Вот организм и пытается расширить его, своим девиантным поведением, названным аллергией.
И если подумать логически, то множество болезней тоже идут именно из-за этого. Своим образом жизни, вредными привычками, диетой, режимом дня и прочим - мы сужаем пространство оценки для наших органов и наших клеток. Сконструированных под разнообразие образа жизни. И тем самым вызываем их девиантное поведение, то есть болезни. ***
Заметьте, что девиантное поведение подростков в пубертатный период можно объяснить не столько половым созреванием, но и тем, что у них появляется собственное пространство оценки. Ведь когда они были детьми, то они использовали родительское пространство оценок, что такое хорошо и что такое плохо. И если в этот период на них давить родительским авторитетом, что одевать, что делать, с кем дружить, то есть сужать их пространство оценки, то в какой-то момент начнется девиантное поведение. Которое почему-то называют протестным поведением. И чем сильнее давить, тем сильнее будет девиантное поведение.
Но ситуация может быть еще хуже. В богатых семьях, где пространство оценок сужено наличием денег, девиантное поведение может сохраняться и после пубертатного периода. Чтобы этого избежать, такие родители, даже при наличии больших сумм на счету, пытаютя расширить их пространство оценки, то есть на время поместить в среду, где сила денег ее не сужает. Например, на какой-нибудь низкоквалифицированной работе официантом или на бензозаправке.
Кстати, об этом говорят и религии, что богатому труднее войти в Царство Небесное. Что абсолютно логично, ведь богатый человек может откупится от обязанности делать различные оценки. Просто купив себе золотую клетку, в которой спрячется от множества жизненных ситуаций, переложив свои обязанности на других людей. И тем самым пустит свою реинкарнацию коту под хвост.
***
В этом случае становится понятной концепция окна Овертона, в которой рассматривается ситуация искусственного расширения пространства оценки. За счет принятия за норму ранее ненормальных вещей. В этом случае оценка просто переползает на новые границы, которые ранее были вообще невообразимы. И так, пошагово, можно зайти куда угодно. В теории. А на практике, поскольку новые границы являются искуственными и не отражают объективной реальности, то уже являются девиацией, и начинают изменения реальности, включающие режим самоуничтожения больных материальных форм, как и во Вселенной-25.
***
Вот так, шаг за шагом, мы постепенно и подобрались, к такому удивительному существу, как человек.