Индийская музыка: ситар часть 2 (Е.М. Гороховик)

Apr 03, 2012 10:14


 Индийская музыка: ситар часть 1 (Е.М. Гороховик) 

Наиболее крупные традиции с. существуют в северной Индии. На сегодняшний день это, в частности, гхараны Вилаят Хана (р. 1924) и Рави Шанкара (р. 1920), ученика прославленного музыканта рубежа XIX-XX вв. Аллауддин Хана. К первой, насчитывающей уже девять поколений музыкантов, принадлежат братья Вилаят Хан и Имрат Хан, сыновья последнего Нишад Хан и Иршад Хан, сын Вилаят Хана, Суджат Хан, а также находящийся с ним в родстве известный ситарист Шахид Парвез.

Кроме того, ее представляют такие известные ситаристы современности, как Арвинд Парикх и Буддхадитья Мукерджи. Лучшие музыканты школы Рави Шанкара, кроме него самого - Картик Кумар, Дипак, а также Манилал Наг, который, помимо этого, представляет свою собственную родовую традицию. Никхиль Банерджи (ум. 1986), один из выдающихся ситаристов нашего столетия, в своей деятельности во многом объединил особенности, присущие обеим вышеупомянутым школам.

Музыканты гхараны Вилаят Хана развивают стиль гайяки анг, отличающийся привнесением в инструментальную технику черт вокального исполнительства; для него характерно особенно чуткое отношение к звуку и фразировке, отражающее специфику певческого дыхания. Стиль тар анг, который разрабатывают представители школы Рави Шанкара, напротив, сугубо инструментален; основными его качествами стали блестящая виртуозность и демонстрация широких технических возможностей как инструмента, так и исполнителя.






В каждом из разделов раговой композиции на ситаре развиваются различные виды техники. Особое ощущение колебаний тонового пространства, своего рода микроинтервальных украшений звука, дает техника минда (или гамака) - «подтягивания» струн во время взятия тона, что позволяет варьировать его звуковысотный контур в пределах квинты (на сурбахаре - до октавы).




Этот вид техники особенно характерен для начального раздела раги, или свар вистар, где происходит первичное становление ладомелодических закономерностей раги. В следующих за ним разделах джор и джала развитие музыкальной ткани основано на быстрых ритмизованных последовательностях с использованием струн чикари. Но особенной яркостью и виртуозностью отличается центральная часть композиции - гат, - в которой ситар звучит совместно с табла.

Центром его становятся особые виртуозные звуковые «гирлянды» - тан, - в которых быстро и технично используются обе руки. Существуют два основных типа развертывания звукового материала в разделе гат: маситхани гат приписывается музыканту из Дели Масит Хану (XVIII в.); происхождение второго, разахани, связывают с музыкантом из Лакхнау Раза Ханом.

В XIX в. это были две разные традиции, причем вторая считалась гораздо более виртуозной, чем первая, главным образом из-за использования в ней сложной ритмически, «перекрестной» техники правой руки в быстром темпе. Современная исполнительская традиция на с. может последовательно включать оба типа развертывания. Различия между гхаранами наблюдаются не только в исполнительской практике, но также в сфере изготовления ситаров.


 Имрат Хан

У каждой школы есть свой стиль, свои технологические секреты, фамильные методы инкрустации и т.д. Сейчас в Индии производство ситаров для профессиональных музыкантов сосредоточено в основном в руках трех фамильных кланов, каждый из которых имеет давние традиции и насчитывает несколько поколений мастеров. Это живущие в Калькутте Хирен Рой с сыновьями и Канаи Лал с братьями, а также делийский мастер Рикхи Рам.

Внешний вид, методы настройки, инкрустация, конструкция с. зависят также от того, для какой гхараны предназначен инструмент. Хирен Рой делает ситары из тунового дерева с толстым резонатором; считается, что такие инструменты быстро разыгрываются и служат 40-45 лет. Канаи Лал делает гриф и деку только из тикового дерева, которое разыгрывается до семи лет, но зато такой с. живет до 75 лет.

Лучшие струны из стали и бронзы импортируются сейчас из Европы. Инструменты школы Вилаят Хана практически не инкрустированы, только по периметру грифа имеются узкие полоски заменителя перламутра, и на деке - скромные линии орнамента из лепестков. Ситары школы Рави Шанкара инкрустированы очень богато, особенно дека и место крепления корпуса к грифу и шейке, часто представляющее собой сплошную резьбу по дереву.

Это в определенной степени связывают с конфессиональной ориентацией школ. Простота и чистота линий ассоциируется с мусульманскими (и особенно суфийскими) традициями, в то время как разнообразие и изобилие деталей более присущи индуистскому мироощущению и традициям. Происхождение с. до сих пор вызывает дискуссии. Этимология слова позволяет делать предположения о соотнесенности его с арабо-персидской и среднеазиатскими традициями музицирования.

В соответствии с легендами введение в практику этого инструмента, как и многих других новых элементов музыкальной культуры, приписывается величайшему музыканту и поэту Амиру Хусроу (XIII в.). В то же время, североиндийский ситар имеет целый ряд конструктивных особенностей (тыквенный резонатор, высокие ладки на грифе, бурдонирующие струны), а также специфических приемов техники игры, сближающих его с виной (в частности - с вичитра виной), исконным инструментом Индостана.


 Рави Шанкар

По-видимому, своим генезисом ситар обязан обеим линиям, что характерно и для других лютневых инструментов традиции хиндустани; несомненно то, что в своем нынешнем виде он появился на музыкальной арене на рубеже XIX-XX в., становясь инструментом, соотнесенным с практикой концертного музицирования, но проходит за это время ряд конструктивных преобразований и усовершенствований. С течением времени модификации подвергались также количество основных и резонирующих струн и их настройка.

В начале XX в. с. постепенно выдвигается как один из самых распространенных концертных инструментов субконтинента, являясь в наши дни своеобразным символом музыкального искусства Индии во внешнем мире. С. - инструмент солирующего по своей природе, звучащий в характерном классическом инструментальном составе, куда входит также, как правило, табла и танпура. В современной концертной практике утвердился также тип парного звучания (своего рода дуэта) с. с еще одним ситаром или каким-либо другим инструментом - джугалбанди.

Некоторые приверженцы стиля гайяки анг нередко отказываются от танпуры, поскольку ее функции в значительной мере заменяют особые приемы игры на самом с. либо требуют, чтобы она звучала предельно тихо. Ситар звучит также в составе инструментального ансамбля, аккомпанирующего танцам (традиция хиндустани). В последние десятилетия благодаря усилиям ведущих музыкантов этот инструмент приобрел широчайшую популярность за пределами Южной Азии, в странах Европы и США.

Его нередко включают в различные экспериментальные группы, работающие в сферах популярной и киномузыки (киномузыка Рави Шанкара). Он используется и в композициях, сочетающих элементы индийского и западного музыкального мышления (например, совместные выступления Рави Шанкара и Иегуди Менухина). Рави Шанкаром созданы два концерта для с. с оркестром - уникальный образец синтеза традиций индийской и европейской музыки. С. широко звучит в рок-музыке (Дж. Харрисон, Дж. Маклафлин и др.) как один из наиболее популярных инструментов неевропейского происхождения.

Е.М. Гороховик


Listen or download Ravi Shankar Raga Bahar for free on Prostopleer


Listen or download Raga Puriya Dhanashri gat in for free on Prostopleer

аудио, ситар, Индия, индийская музыка

Previous post Next post
Up