СИТАР (предположительно от перс. seh-tar - «три струны») - один из наиболее распространенных в практике музицирования традиции хиндустани (север п-ова Индостан) струнных щипковых инструментов лютневого типа. Конструкция с. сложна и утонченна, но вместе с тем весьма характерна для региона Южной Азии.
Основной корпус-резонатор (тумба) представляет собой срезанную выше средней оси, хорошо просушенную и выделанную тыкву. Срез покрывается тонкой деревянной декой (табли), на которой крепятся две плоские горизонтальные подставки из дерева или оленьей кости. Подставки постоянно подтачиваются для того, чтобы при соприкосновении с ними струн создавался специфический вибрирующий звуковой эффект (джовари).
Большая из них размещена дальше от грифа и служит опорой для основных (игровых) струн, а расположенная рядом с ней (ближе к грифу) меньшая по размерам поддерживает резонирующие (не игровые) струны тараб. Табли, как правило, инкрустируется по бокам и в месте смыкания с шейкой резьбой по дереву, слоновой кости, а в наши дни в недорогих инструментах - пластиком; вид и техника инкрустации зависит от школы и мастера-изготовителя.
К корпусу примыкает длинная и также полая шейка, покрытая широким (ок. 10см) деревянным грифом (данди). В его нижней части расположено игровое пространство, на поверхности верхней размещаются от 16 до 22 ладков из стали, латуни или серебра, изогнутых и приподнятых над грифом мостообразно и привязанных к нему жилами, что позволяет сдвигать их для регуляции звукоряда раги в процессе ее развертывания.
Над ладками проходят основные струны, под ними - струны тараб. В верхней части грифа на уровне порожка, через который игровые струны протягиваются непосредственно к колкам, с оборотной стороны крепится дополнительный резонатор меньших размеров, тоже тыквенный, а в наши дни иногда вытачиваемый из плотного дерева красных пород. С боковой стороны, расположенной ближе к музыканту, в шейку вставляются меньшие по размерам колки, удерживающие резонирующие струны.
Гриф также нередко инкрустирован по бокам и в области колковой коробки. Основные (игровые) струны изготавливаются из стали, меди или латуни, резонирующие - из стали. Число основных струн и их настройка так же, как у сарода и саранги, варьируется в разных локальных школах-гхаранах. С. в одной из наиболее влиятельных из них, гхаране Вилаят Хана, например, имеет шесть основных струн, первые четыре из которых имеют длину ок. 90см, а две последние намного короче и имеют отдельный крепежный мостик на боку грифа, а также свои большие колки, расположенные на боковой части шейки рядом со вспомогательными.
Пять больших колков размещаются сбоку (три) и на поверхности колковой коробки (два), причем в гхаране Вилаят Хана второй основной колок на плоскости грифа не занят струной. Главная игровая струна (бадж) находится с противоположной стороны от музыканта; 4-я, 5-я и 6-я струны называются чикари и используются для создания мелоритмизованных фигур в таких разделах раговой композиции, как джор и джала. Толщина струн варьируется в пределах от 0,25 до 0,31см.
С. школы Рави Шанкара насчитывает семь струн, 5-я из которых (струна чикари), иногда отсутствует. Конструкция с. школы Вилаят Хана считается более старой, традиционной, в ней не предусмотрены струны с низкой (басовой) звучностью так же, как и дополнительный резонатор, в то время как инструмент Рави Шанкара относится к разряду модернизированных, и в быстрых разделах раги 3-я и 4-я низко звучащие струны опускаются и фиксируются на специальных крючках.
Резонирующие (создающие эффект симпатического звучания) струны тараб («отклик»), число которых варьируется в разных инструментах от 9 до 17-ти, являются непременной принадлежностью практически всех концертных струнных инструментов региона, в том числе и ситара. Музыкант не играет на них непосредственно, но роль их в процессе звукореализации весьма значительна. Именно своим «созвучанием» строю раги (а настраиваются резонирующие струны по звукоряду раги, которая должна звучать в каждом конкретном случае) они создают ту особую, вибрирующую звуковую атмосферу, которая как бы окружает каждый звучащий тон тончайшей аурой призвуков, делая «партитуру» звука в целом насыщенной и всеобъемлющей.
Диаметр (толщина) струн тараб различен в разных школах; он влияет на степень натяжения струн, что в свою очередь определяет характер резонанса. Ситары для начинающих не содержат резонирующих струн. В современной практике распространены ситары трех размеров: маленький (ширина табли 25-30см, длина грифа ок. 90см), средних размеров (соотв. 37-39см и 95-97см), с общей длиной инструмента ок. 125см и глубиной тумба ок. 28см, использующийся чаще всего, и большой ситар, или сурбахар с шириной табли ок. 40см, длиной данда ок. 120см и шириной его свыше 11см.
Сурбахар как особый инструмент, своего рода бас-ситар, занимает особое место в практике музицирования традиции хиндустани. Он предположительно был сконструирован во II половине XIX века Устадом Омрао Ханом из Патиалы, известным исполнителем на вине, для того, чтобы облегчить и популяризировать технику вины своим ученикам, Гулам Мохаммаду Хану и Садджад Хуссейн Хану. Оба они, а также сын последнего, Умдад Хуссейн Хан, стали уже в I пол. ХХв. известными музыкантами, игравшими на сурбахаре. Конструктивно он аналогичен ситару, но имеет более толстые струны, что способствует созданию более низкого и глубокого звука, а следовательно, и использованию инструмента в музыке неторопливого, величественного характера.
Так, в частности, отец Вилаят Хана, Устад Инаят Хан, исполнял на сурбахаре такой раздел раги, как алап, основанный на последовательном и тщательно отделанном развертывании рагового материала, переходя затем, в более подвижных разделах, к ситару. Эту старую традицию продолжает в наши дни младший сын Инаят Хана, известнейший ситарист Имрат Хан, а также его сын Иршад Хан. Технику игры Рави Шанкара (который принадлежит другой школе) на басовых струнах ситара иногда определяют как технику «сопранового» сурбахара.
Сопровождающим сурбахар барабаном обычно является
пакхавадж, соответствующий ему своим низким и глубоким тоном, в то время как звучание ситара соотносится с
табла - барабаном, гораздо более точным звуковысотно и отчетливым в смысле звуковых качеств. Ситар (и сурбахар), подобно всем инструментам Южной Азии, настраивается в системе акустически относительной тоники. Строй с. так же, как и
сарода, саранги,
вины, духовых инструментов, не предусматривает равномерной темперации; шкала делится на 22 разновысотных микроинтервала-шрути, «игра» которыми в процессе развертывания тонового материала раги представляет собой одну из наиболее специфических особенностей этой традиции.
Существует несколько вариантов настройки основных струн, охватывающей, как и других инструментов, все три основных регистра: верхний (тара), средний (мадхья) и нижний (мандра). Традиционная настройка предполагает последовательно, начиная со струны бадж, 4-ю ступень среднего, 1-ю нижнего, 1-ю нижнего, 5-ю среднего, 5-ю нижнего, а также 1-ю среднего и 1-ю верхнего для двух струн чикари. Более модернизированная система имеет для пяти основных струн: 4-ю среднего, 1-ю нижнего, 5-ю нижнего, 1-ю самого нижнего (лежащего за пределами нижнего) и 5-ю среднего регистра.
Играют на с. в обычной для этого региона манере, т.е. сидя, скрестив ноги и опирая корпус инструмента о внешнюю сторону бедра. Держат инструмент диагонально, струны в игровом пространстве (нижняя часть грифа, ближе к месту его соединения с корпусом) защипывают указательным пальцем правой (если музыкант левша, то левой) руки, на который надевают проволочный плектр-каркас (мизраб). Другая рука играет на грифе, причем здесь бывают заняты практически лишь указательный и средний пальцы. Техника игры на с. чрезвычайно сложна, разнообразна и варьируется в зависимости от гхараны, каждая из которых развивает и культивирует в деятельности многих поколений относящихся к ней музыкантов характерный именно для нее выразительный и технический потенциал.
Продолжение следует... Listen or
download Raga Madhuvanthi - Gat in Rupak for free on
ProstopleerListen or
download Raga sarang: Mallika - Aochar & for free on
Prostopleer