Материалы о работе Российского Общества Красного Креста на восточнопрусском фронте, 1914-15 гг.

Jun 04, 2024 10:35

Константин Пахалюк. "Неудобный помощник": Российское общество Красного Креста на восточнопрусском фронте в годы Первой мировой войны (август 1914 - февраль 1915 года).


В годы Первой мировой войны Российское общество Красного Креста (РОКК) было одной из крупнейших организаций, оказывавших помощь раненым солдатам и офицерам на театре военных действий и в тылу. (...)
Уже в августе 1914 года популярность завоевало понятие «народная война»: подразумевалось, что все слои общества объединились для того, чтобы отразить германскую агрессию и обеспечить «вечный мир». Для гражданского населения ключевой задачей считалось содействие действующей армии. Соответственно, Российское общество Красного Креста позиционировалось как общественная организация, позволяющая консолидировать патриотические устремления российского общества для решения санитарных проблем. (...)
Более того, на театре военных действий в Красном Кресте основные руководящие должности (главноуполномоченных, особоуполномоченных, уполномоченных и их помощников) занимали представители высших слоев общества: многие происходили из известных дворянских родов, обладали придворными чинами, входили в состав бюрократической, военной и политической элиты того времени...
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ: https://statehistory.ru/5745/Neudobnyy-pomoshchnik-Rossiyskoe-obshchestvo-Krasnogo-Kresta-na-vostochnoprusskom-fronte-v-gody-Pervoy-mirovoy-voyny--avgust-1914---fevral-1915-goda/?ysclid=lw3qy7n99p537005698





В германском плену: записки сестер милосердия Е. Ч. и Н. К. Отд. отт. статьи, напеч. в № 6 "Вестника Красного Креста", июнь 1915 г. Петроград, 1915.
Источник: Государственная историческая публичная библиотека России. Текст: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/19209


"Чем дальше от нас отходит время плена, тем оно для нас становится рельефнее, - и на расстоянии страшнее. Ежедневная тяжелая работа, сеть крупных и мелких событий заполняли все часы и отвлекали наши мысли от сути плена, которая сама по себе страшна и нелепа; нелепа потому, что человек, нам подобный. случайно захватив нас в свою безграничную власть, обратил нас в бесправные создания, - страшно потому, что этот человек - наш враг, все усилия которого направлены на то, чтобы убить, уничтожить, стереть с лица земли все, нам близкое и родное. Очутившись и живя среди немцев в таких обстоятельствах, когда все наносное отпадает, и человек проявляет свою настоящую ценность, мы, как никогда, постигли, что это люди другой породы, с совершенно чуждым нам мировоззрением и душевным складом; столкнувшись непосредственно с такими немцами, мы среди них встретили только двух-трех, которые отнеслись к нам вполне человечно.
Нигде, как в плену, мы не почувствовали так сильно наше национальное превосходство над воинствующими пруссаками. Пускай с нами обращались как с низшими существами, издевались над нами, морили нас голодом, - мы презирали их от всей души, презирали именно за эту природную черствость, особенно проявлявшуюся на тех, кто не мог защититься.
Апрель, 1915."
Previous post Next post
Up