Моя мать часто употребляла фразу "Марфа-заступница", и я решил нынче узнать, что она значит
http://www.liveinternet.ru/users/634766/post176776001/8 июля (21 по "новому стилю") 1579 года. Явление иконы Божией Матери "Казанской".
Один из списков XVII века
Обрели икону в 1579 году, в трудные последние годы царствования Иоанна Грозного. Летом того года случился в Казани был страшный пожар, уничтоживший половину города. Девятилетней девочке Матроне (или Марфе), дочери стрельца Данилы Онучина, явилась во сне икона Божией Матери, потом и Сама Богородица, поведав, что на том месте, где стоял сгоревший дом Онучиных, в земле находится Ее икона, которую надобно достать, - и велела передать это архиепископу и воеводам. Девочка поначалу рассказала о сне только своей матери, которая не обратила на это внимания. Тогда девочке во сне вновь явилась Божия Матерь и приказала исполнить ее поручение. Мать снова не послушала девочку. Тогда во время дневного сна Матрона чудесным образом было перенесена на середину двора и здесь явилась ей та же икона Божией Матери. От Ее лика исходили огненные лучи. Раздался голос: «Если ты не поведаешь глаголов моих о том, чтобы достали Мою икону из недр земли, она явится в другом месте. Ты же лишишься жизни».
Матрона, убоявшись, уговорила мать пойти к городским воеводам, затем к архиепископу - но никто не хотел слушать о чудесном сне. Тогда мать решила сама рыть землю на месте своего сгоревшего дома. Копала долго и безуспешно. Узнав о чудесном сне, многие люди пришли помогать, но икону не нашли. Тогда девочка взяла лопату и сама копнула около печи в сгоревшем доме. Там и обнаружилась завернутая в куске сукна икона Божией Матери с Младенцем - совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла.
Весть об этом облетела весь город. Архиепископ Иеремия, узнав о событии, тотчас поспешил с крестным ходом во главе собора духовенства, сопровождаемый огромным стечением народа. Архиепископ и воеводы с плачем падали перед чудотворным образом и молились Богоматери о прощении своего неверия. В ближайшую церковь святителя Николая нес ее плакавший от радости ее священник Ермолай - будущий Патриарх Гермоген. От иконы сразу же стали происходить чудеса, исцеления, ее почитание стало общерусским. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери и основать женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица, через которую было возвещено о явлении иконы, и ее мать.
В дальнейшем эта чудотворная икона стала одной из самых почитаемых на Руси как заступница Русского народа. С нее было сделано много списков, также чудотворных, особенно прославились московский и санкт-петербургский списки.
Уже в Смутное время начала XVII века, отмеченное междуцарствием, самозванцами, смутой, когда под польской оккупацией громко зазвучал голос духовного вождя сопротивления, святителя Гермогена - преподобный Сергий Радонежский в ночном видении явился Козьме Минину и одному епископу и возвестил о спасении Родины предстательством Пресвятой Богородицы. Эта весть ободрила православное воинство, наполнив его верой в помощь и заступление Царицы Небесной. Казанская икона (список) прибыла с ополчением Минина и Пожарского к Москве для ее освобождения. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было объяснено заступлением Божией Матери «ради Казанской иконы Ее». 22 октября 1612 г. враг был изгнан из столицы и в память этого был установлен праздник сей чудотворной иконы в память об избавлении Москвы от ляхов (4 ноября по новому стилю - с 2005 г. провозглашенный "Днем национального единства" в РФ и стихийно ставший праздником русского сопротивления нынешней смуте). Этот список иконы до самой революции 1917 г. оставался в построенном для нее князем Пожарским Казанском соборе на Красной площади.
В начале правления Петра I святитель Митрофан Воронежский порицал молодого Царя за перенятие языческой европейской скульптуры и одновременно, по преданию, дал совет взять список иконы Казанской Божией Матери в новую столицу для её защиты от врагов. «Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».
Отсюда происходит почитание этой иконы Петром, который уважал свт. Митрофана. В 1709 г. накануне Полтавской битвы царю сказали, что в селении Каплуновке находится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. По государеву указу образ был доставлен в стан русской армии, который расположился под Харьковом. Ожидая сражения, царь долго молился пред иконой Божией Матери, он повелел обнести образ пред полками. Во время битвы 27 июня икона стояла на поле боя, и русское воинство в этой битве легко разбило лучшую армию Европы.
После этой победы в 1710 г. по повелению Петра I список с Казанской иконы был перенесен в из Москвы в Санкт-Петербург. В 1737 г. в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте, на месте, где ныне Казанский собор, икона была перенесена в него и украшена золотой ризой с драгоценными камнями Императрицей Анной Иоанновной.
Павел I, вступив на престол в 1796 г., решает воздвигнуть более достойный храм для национальной святыни. Объявляется конкурс проектов, в котором участвуют самые прославленные зодчие. А побеждает бывший крепостной, еще не создавший себе имени архитектор А.Н. Воронихин. Утверждают, что он спроектировал собор по образу собора святого Петра в Риме, старая этим подчеркнуть, Россия - преемница вселенской имперской державности от первого и второго Римов. В 1800 г. Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте. М.И. Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором С.-Петербурга, с большим вниманием следил за строительством и много помогал. В 1811 г. перед самым началом войны икона была перенесена в Казанский собор.
Во время Отечественной войны 1812 года, после назначения главнокомандующим Русской армии, Кутузов поехал в Казанский собор и молился у иконы Казанской. Просил благословения у Божией Матери на подвиг, на борьбу с врагами Отчизны. И снова Божия Матерь защитила православный русский народ от нашествия. 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платона разбили арьергард Даву. Это была первая победа русского оружия в Отечественной войне. Враг потерял 7 тысяч человек. В этот день начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов. С этого дня армия неприятеля стала таять.
Казанский собор в Петербурге, хотя и непривычной нерусской архитектуры, стал храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов. И перед самим собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Не случайно Кутузов, приведший Русскую армию к победе, завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме освященном в честь иконы Божией Матери Казанской, которую он так почитал всю жизнь.
Большевики, как известно, превратили Казанский собор в атеистический музей, но петербургский чудотворный список Казанской иконы был перенесен в Князь-Владимірский собор, где пребывает поныне.
Судьба же первообраза явленной иконы точно не выяснена. В ночь на 29 июня 1904 г. собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; тогда безследно пропала и сама чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. Так ли было на самом деле? Вероятно, икона действительно была утрачена по грехам нашего народа, явно ослабевшего духовно перед революцией. В тот же год русское воинство постигли неудачи в войне на Дальнем Востоке.
Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудотворцев.
Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. К началу XX в. он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. Сейчас в нем находится филологический факультет Казанского государственного педагогического института. В глубине квартала расположены двухэтажные же Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.
Главный монастырский собор в Казани, построенный на месте обретения иконы и снесенный при большевиках.
Помня о таком заступничестве Казанской Божией Матери в прошлом, в годы советско-германской войны верующие люди надеялись на ее помощь и предлагали обнести ею обороняемые Ленинград, Москву, называют и Сталинград - якобы "по личному приказу Сталина". В каких случаях это было сделано на самом деле, а в каких из этой веры возникли мифы, связанные с отмыванием фигуры "православного" Сталина - мы сказать не беремся, ибо никаких документальных доказательств этому нет. А мифов, в том числе так называемое "православное завещание Сталина" - слишком много, чтобы им можно было верить без доказательств...
Во всяком случае выглядят достоверными сведения о том, что с Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, чудотворную икону вынесли из собора, чтобы пройти по городу крестным ходом, конечно, не по блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах, а на сколько хватило сил. Разумеется, и для этих истощенных верующих, и для Богородицы это был не город с кощунственным богоборческим именем "Ленинград", а город святого Петра, которому надлежит восстановиться в будущем.
+ + +
В заключение несколько слов о широко разрекламированном возвращении иконы Казанской Божией Матери Ватиканом в 2004 г. Это один из списков иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями. Он был продан большевиками за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. Утверждалось, что эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.
Папа высказал пожелание вернуть икону в Россию, но условием ставил личную встречу в Москве с патриархом Алексием II, что было неприемлемо для последнего в силу усложнившихся в последние годы отношений с Римом (экспансия католических миссионеров на Украине и в РФ). В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти. Смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье. Ради такого исторически малозначительного списка тем более встреча с папой была отклонена.
Поэтому в 2004 г. Ватикан решил передать этот список Казанской иконы без всяких условий, хотя и с не меньшей пропагандной шумихой. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля список был передан кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, патриарху Алексию II, у которого список и хранится в домовом храме рабочей резиденции в Москве.
+ + +
Отметим также, что 2/15 марта 1917 года, в день отречения Императора Николая II от престола и окончания самодержавия в России в Москве была явлена Икона Божией Матери, именуемая Державной - чудотворная икона-надежда на воскрешение православной государственности. Явилась же Державная икона под Москвою в Коломенском, в храме в честь Казанской Божией Матери, где был и поныне есть чтимый список с Казанской иконы. Этим обозначена некоторая преемственная связь между прежней, утраченной, и вновь явленной нам святынями.
Взято здесь:
http://www.rusidea.org/?a=25072103