В различных изданиях, посвященных польской бронетанковой технике, периодически всплывают нереализованные проекты танков Войска Польского. Среди этих проектов есть и танки тяжелого класса, впрочем, даже при тщательном натягивании белого орла на глобус получаются машины, в лучшем случае тянущие на роль польского аналога КВ (что, в общем-то, тоже неплохо).
Между тем, в недрах Центрального Архива Министерства Обороны Российской Федерации хранится один крайне интересный документ, который заставляет по-иному взглянуть на гипотетическую ветку развития польских танков. Машина, которая описывается в нем, абсолютно спокойно занимает вершину, более того, по своим харакеристикам она является действительно страшным противником. Не менее интересен и автор данного проекта, его личность в Польше (да и за ее пределами тоже) входит в разряд культовых. Поклонники данного человека и не догадываются об этой странице биографии, он же в своих воспоминаниях обошел данную тему стороной. То, что будет дальше, не побоюсь этого слова, эксклюзив мирового уровня, настоящая бомба.
17 октября 1944 года. В Государственный Комитет Обороны поступает письмо, присланное из недавно освобожденного города Львов. Автором письма, озаглавленного как "Проекты технических инноваций в оборонной промышленности", является некий Станислав Лем. Письмо написано на польском языке, в него вклеены иллюстрации того, что автор, согласно письму, предлагает Красной Армии как помощь в борьбе с преступным нацистским режимом. В письме предлагается ряд технических проектов, включая танкетки, колесные танки и даже реактивный снаряд, но нас интересует машина, которая идет первым пунктом.
Предложенная Станиславом Лемом машина носила название Czolg P (Pancernik), или "танк-линкор". При задаваемых автором параметром это действительно был карманный линкор. Боевая масса сверхтяжелого танка составляла, по оценке автора, 220 тонн, длина 10 метров, а ширина 4 метра.
Корпус танка должен был изготовляться методом литья. Вооружение состояло из одной пушки (ориентировочно калибра 152-155 мм) в главной башне, двух зенитных автомата в кормовой башне, плюс по одному пулемету (или малокалиберной автоматической пушки) в малых башнях по периметру танка. Опирался Czolg P на 4 гусеницы, в движение его должен был приводить мощный дизель.
В целом, получался сверхтяжелый танк, по задаваемым параметрам как минимум не уступающий аналогам. Впрочем, в ГКО и ГАБТУ данные предложения никого не заинтересовали - своих наземных крейсеров хватало в избытке.
Текст письма в сокращенном варианте, на языке оригинала.
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело №1039
Чем мог быть вооружен Czolg P, можно предположить, исходя из того набора стволов, который имелся у поляков на 1939 год. Как не странно, но кандидат на главный калибр имелся, и очень достойный - 155-мм корпусная пушка WZ.40. Она, как и пушка на эскизе Czolg P, имела дульный тормоз, длину ствола 8,1 метр, начальную скорость 900 м/с и скорострельность 3 выстрела в минуту. Такое разнесет в щепы любую боевую машину, созданную в те времена.
С зенитными автоматами все просто - 40 mm WZ.36. Что касается малокалиберной автоматической пушки, то на ее роль идеально годится 20 мм автоматическая пушка Nkm wz.38 FK. Одним словом, польский "Маус" получается вполне самостийным и очень опасным, тем более что при заданных параметрах массы и габаритных размеров толщина брони должна была быть не меньше 200 мм.