В книге "Стальные шары Сталина", которая сейчас находится на завершающей стадии работы, найдется место не только сферическим, но и цилиндрическим боевым машинам. Это не случайно, поскольку подобные аппараты по своей концепции довольно близки к шаротанкам, а иногда и вовсе являются их производными.
Один такой проект под названием "Противодот" был прислан 3 сентября 1942 года из Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Автором предложения выступал инженер-майор В.П. Новицкий. К своему предложению Новицкий прилагал отзыв профессора А.Г. Костикова, известного деятеля в области ракетной техники. Почему изобретатель в весьма высоком чине решил заручиться поддержкой Костикова, понятно из объяснительной записки на 15 листах, половина из которых посвящена расчетам.
“Назначение. Ослеплять ДОТ-ы, закрывая своим телом амбразуры ДОТ-ов; омертвлять ДОТ-ы при помощи огнеметов; в случае применения ОВ омертвление укрепленных узлов путем пульверизации ОВ в районе узлов.
Косвенное назначение. Разминирование минных полей на пути следования. Разрушение ДЗОТ-ов. Уничтожение встречных танков.
Основная идея конструкции “ПД”
Машина должна обладать следующими свойствами:
1. Быть неуязвимой для обычного артиллерийского обстрела (и, конечно, любого пулеметного), применяемого в поясе обороны, защищаемом линией ДОТ-ов.
2. Самостоятельно перемещаться к месту назначения, преодолевая обычные противотанковые препятствия (надолбы, эскарпы, минные поля).
3. Прокладывать пут пехоте вплотную к линии ДОТ-ов, путем омертвления их.
Самостоятельное перемещение “ПД” производится от исходных рубежей до цели на дистанцию до 10 км. До исходных рубежей “ПД” перемещается при помощи тягача (по принципу катка для укатывания шоссе). Самостоятельное перемещение “ПД” осуществляется при помощи реактивных двигателей."
Представляла собой данная штука огромную пилюлю шириной 5 и диаметром 2,5 метра. Толщина брони составляла 200 мм во все стороны.
"Управление движением ведется бойцами, сидящими в люльках. Управление дублируется в случае необходимости. Ведет машину один боец, другой в это время ведет наблюдение (в случае системы горизонтальных осевых перископов) и, если нужно, открывает огонь из огнеметов. Все операции производятся с пультов, расположенных перед бойцами на люльках, по системе кнопочного управления. Ток распределяется от пульта по механизмам через кольца, закрепленные на оси (4) и щетки (13), поставленные на щеткодержателях, закрепленных на перегородках (стенках резервуаров), по этим перегородкам провода расходятся по своим местам.
Устойчивость поступательного движения обуславливается наличием косых зубцов на оболочке разного направления (правый и левый ходы). Выравнивание движения достигаются включением или выключением дюз, на той или другой половине “ПД”.
Поворот осуществляется включением только дюз соответствующего крайнего пояса.
Выдерживание точного направления при отсутствии постоянного наблюдения происходит по гироскопу, укрепленному на оси. В дальнейшем возможно предусмотреть автоматизацию управления движением при помощи гироскопа по заданному направлению. В этом случае расчет на разрушительное действие быстро летящих “ПД” может быть подкреплено большим количеством горючего за счет отсутствия бойцов, и освободившегося, таким образом, места.
Преодоление препятствий. “ПД” начинают свое движение, как правило, на сравнительно ровной местности, где они приобретают разгон до 100 км в час. При такой скорости и большой инерции (вес около 70 тонн), обладая, к тому же, большим диаметром (2,5 метра), “ПД” легко будут перескакивать через препятствия в виде надолбов, и перекатываться из противотанковых рвов, в случае их глубины, не превышающей диематр “ПД”, то есть 2,5 метра. В случае большей глубины и наличия откосов можно предположить, на основании опытов, проделанных в НИИ-3 с реактивным диском, что “ПД” сможет за счет своей живой силы и развиваемого реактив двигателя вращения, преодолеть значительной глубины ров, предположительно до 10 метров. Но это вопрос, во всяком случае, требует специальной экспериментальной проверки, хотя бы на модели меньших размеров.
Минные поля обычного действия, при толщине оболочки 200 мм, не должны представлять опасности для “ПД”, в особенности принимая во внимание их цилиндрическую форму."
ЦАМО РФ, фонд 38,опись 11350, дело №1329
Чтобы умерить пыл инженер-майора из Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, ответ на его предложение пришлось писать инженер-подполковнику. Все-таки выше по званию, не придерешься.
Таким "Противодот" увидел художник отдела изобретений:
А таким его увидели мы. Специально для книги "Противодот" был смоделирован, будут не только масштабные проекции, но и изометрия. Изготовил модель
Виталий Мисютин.