Получится ли качественная колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

Nov 28, 2012 14:59


Краткая история югославского послевоенного танкостроения.

Югославия, как и многие страны Восточной и Южной Европы начала создавать свои танковые войска в межвоенный период. Собственного танкостроения в стране не было, поэтому танковые части комплектовались импортными машинами, в основном французскими. К апрелю 1941 г. югославская армия имела на вооружении танки Reno FT-17, Reno Kegress (югославский код M-28), R-35 (наиболее современные и мощные танки югославской армии), а так же противотанковое орудие Т-32 (37мм орудие) чехословацкого производства и танкетки TKF польского.
[Изображения под спойлером]








В скоротечной войне 1941 г. югославские танковые войска были быстро рассеяны, часть техники была уничтожена, часть захвачена немцами.


Однако уже в 1943 г. югославские партизаны формируют свои первые механизированные части. Некоторую технику им удалось захватить у немцев и итальянцев, а со второй половины 1943г. начались поставки танков от западных союзников. Партизанам под руководством И. Броз Тито поставлялись танки М3 и М5 «Стюарт», позднее М4 «Шерман», САУ М7 «Прист» и М8, а так же бронеавтомобили американского и британского производства. Уже в 1944/45 г. появляются первые любопытные переделки трофейных танков и танков союзников. Так, на шасси Стюарта М3 было сделано 3 варианта САУ: с 75мм орудием Pak. 40, счетверенной 20мм зенитной установкой и 150мм гаубицей SiG-33. Так же был «модернизирован» захваченный у немцев Somua S-35 - вместо 47мм орудия на него, несколько видоизменив переднюю часть башни, установили английскую 57мм пушку с бронеавтомобиля.

[Первые жертвы увлекательной трансплантологии]









С 1944 г. югославская армия стала получать и советскую технику: танки Т-34 и Т-34-85, самоходные установки СУ-76, СУ-85, СУ-100 и ИСУ-152. Поставки Т-34-85 и СУ-100 продолжались и после окончания войны. Скорее всего, югославская армия так и осталась бы покупателем советской бронетанковой техники, если бы в 1948 г. не произошел политический разрыв между руководством СФРЮ и СССР. Югославия оказалась отрезанной от поставок военной техники из стран социалистического лагеря, что, вместе с враждебным отношением со стороны СССР и его союзников, побудило руководителей СФРЮ начать закупки танков и САУ на Западе. В период с 1948 по 1955 г. армия Югославии получила танки М4 Шерман различных модификаций, САУ М36, М18 и М7, а с 1953 г. танки М47 Паттон II.

Однако закупки иностранной техники не были единственным направлением насыщения танками армии СФРЮ. Уже в 1949 г. Иосип Броз Тито поставил перед руководителями предприятий тяжелой промышленности задачу разработки собственного танка. В 1950 г. на параде в Белграде прошли первые танки, созданные в рамках этой программы. Они получили наименование Vozilo-A или Тип А. Для быстроты создания собственного танка югославские конструкторы фактически скопировали корпус, ходовую часть, двигатель и орудие Т-34-85. Лобовое бронирование корпуса было увеличено до 50мм при наклоне в 30 градусов, а вот башня была разработана самостоятельно. Новая башня была элипсовидной формы с усиленным бронированием: 100мм - лоб, 82-86мм борт и 60мм корма башни. Танк получил также трофейные немецкие прицелы, пулеметы MG-42, а на крыше башни был установлен американский пулемет Browning М2. Пушка, копия советской 85мм С-53, получила дульный тормоз немецкого типа. Радиостанция - английская SET 19WF. Танки получились на 3-4 тонны тяжелее Т-34-85, они испытывали проблемы с двигателем и трансмиссией и потому после выпуска предсерийной партии в 5 или 7 машин были сняты с производства. Известно об опытной установке на танк Vozilo-A 75мм орудия с танка Pz. IV.
[Vozilo-A]





Так же был разработан проект танка (по другим данным самоходного орудия) Vozilo-B. Он отличался от первого типа установкой 90мм американского орудия с САУ М36. Еще одна попытка создать современный средний танк, используя конструкцию танка Т-34-85, была в 1954-55 годах, когда был запущен проект под индексом М-628 - код «Galeb» - «Чайка» с переработанной силовой установкой и усиленной броней корпуса. Было разработана 2 варианта с 85мм орудием - М-628AC и с 90мм - М-628AR. Была выпущена пробная серия из 5 машин без вооружения и средств связи, но на вооружение они приняты не были, так как оба орудия уже не отвечали современным требованиям по бронепробиваемости.

Параллельно с этим проектом с 1955 г. разрабатывался и принципиально новый танк под кодом М-320. Для него была использована ходовая часть, созданная по образцу ходовой танка М47, формы корпуса и башни были оригинальными, разработанными с учетом анализа форм танков М4, Т-34-85 и М47. Бронирование корпуса: ВЛД - 75 мм/60 гр., НЛД - 55 мм/55 гр., борт - 35-50мм, корма 35мм, бронирование башни: лоб - до 105мм, борт и корма 50-52мм. Экипаж - 5 человек. Двигатель В2 - дизельный. Орудие 90мм L/52 с боекомплектом в 50 снарядов. Был построен опытный образец, однако, по результатам испытаний выяснилось, что по боевым свойствам танк уступает М47, поэтому на вооружение он не был принят.
[М-320]





В середине 1950-х годов произошла нормализация отношений СФРЮ с СССР, и было возобновлено военно-техническое сотрудничество. В Югославию, в числе прочего, была поставлена опытная партия танков Т-54. Именно тактико-технические данные этого танка легли в основу требований к новому югославскому танку, проект которого был обозначен, как М-636 «Condor» - «Кондор». Показатели бронирования были близки к данным по Т-54, двигатель использовался В-2 - прошедший модернизацию - мощностью 600 л.с. Подвеска собственной разработки по типу Т-34. Орудие 90мм, прошедшее испытание на М-320. В дальнейшем было решено использовать копию советского 100мм орудия с Т-54 (этот вариант известен под индексом М-636D). Опытные танки были созданы в 1959-60 годах, но помимо конструктивных недоработок, выявилась высокая стоимость их производства, худшие показатели, по сравнению с Т-54 и невозможность быстро развернуть массовое производство. В начале 1960-х программа была закрыта, а Югославия разместила в СССР большой заказ на поставку танков Т-54 и Т-55.

[M-636D]





Еще одним направлением работ югославских танкостроителей в 1950-х годах стала попытка модернизации, имевшихся у них танков М4 Шерман. Танк этот очень нравился югославским военным, но уже перестал отвечать требованиям, предъявляемым в 1950-е к бронетехнике. В танк М4А3 опытно установили дизель В-2, который производил югославский завод - этот проект получил шифр - М-634, однако позднее от модернизации Шерманов решили отказаться, а имевшиеся в войсках, частью переоборудовали в инженерную технику, а частью сдали на хранение и передали территориальным войскам. Последняя попытка переоборудования Шермана в САУ была предпринята на рубеже 50/60-х годов, когда вМ4 опытно установили 122мм орудие - аналог советской пушки А-19, при этом был использован опыт установки в М4 двигателя В-2. Машина получила индекс SO-122 (SO - самоходное орудие). Однако бронепробиваемость 122 мм орудия оказалась ниже, чем у 100мм пушек Т-54. Быть же САУ поддержки машина не могла из-за малого угла возвышения орудия - всего 10 гр. В 1962 г. данный проект был закрыт.

[М-634 и SO-122]






Рассказ о югославских танках-переделках был бы неполным без упоминания еще одной феерической машины, родом из 1990-х годов - во время гражданской войны в Югославии все стороны конфликта активно использовали старые танки и САУ: Т-54, Т-34-85, М36, М18. В дело шли и самодельные броневики и САУ, вот в этом как раз плане и была сделана одна парадоксальная трансплантация: на корпус танка Т-55 установили башню от САУ М18.

[Т-55/М18]





Кстати, данная машина уже привлекла внимание мододелов из бывшей Югославии. Они ее очень ждут в WoT. )))

[Мододельское народное творчество]





Основной источник информации: http://stef124.tripod.com/

ликбез, да они же упоротые!, архивное

Previous post Next post
Up