У Пушкина было 7 перстней и каждый из них, по-своему, знаменит. Теме мистики и провидения отведено большое значение в жизни и творчестве поэта. Но больше всего легенд собралось вокруг его знаменитых колец. Одна из легенд гласит, что Пушкин стал владельцем 7 колец, которые замкнули магический круг и сделали его властелином мира и принесли бессмертную славу. Действительно ли похитители реликвий охотились за кольцами Пушкина и какова их судьба? И правда ли, что Пушкин перед дуэлью перепутал кольца, что и стало причиной трагедии?
По разным источникам, которые невероятно противоречивы во всем, что касается пушкинских колец, перед тем, как отправиться на дуэль, поэт снял с руки перстень с изумрудом (или с бирюзой?) и надел сердоликовый перстень-талисман Воронцовой. Перстень с бирюзой, защищавший от насильственной смерти, был незадолго до этого подарен Пушкину другом Нащокиным. Этот перстень Пушкин еще перед дуэлью отдает товарищу по лицею и своему секунданту Данзасу. Кольцо с изумрудом поэт носил всю жизнь, одна из легенд связывала его с перстнем Поликрата, воспетым Шиллером. Легенда гласила, что чем больше оно приносит счастья, тем ужаснее будет расплата. Реальный Поликрат был предательски убит. Воронцовский же перстень с сердоликом защищал от предательства. Может быть об этом думал Пушкин в последние часы перед роковой дуэлью и почему он перебирал перстни в момент, когда за ним заехал Данзас?
В.А.Тропинин, портрет А.C.Пушкина - как и портрет Кипренского, написан в 1827 году.
Среди большого количества противоречивых сведений и заблуждений о пушкинских кольцах есть и утверждение, что на большом пальце правой руки Пушкина на тропининском портрете изображено кольцо с сердоликом. На самом деле на большом пальце изображено другое, не менее знаменитое кольцо поэта - с изумрудом.
Витое кольцо-талисман с сердоликом тоже присутствует на портрете, считают исследователи, - оно надето на указательный палец правой руки и повернуто камнем вниз. Портрет был написан через три года после того, как кольцо было подарено поэту графиней Воронцовой. Парные кольца с сердоликом и с загадочными надписями были своего рода дипломатическим подарком караимского хана ее мужу, генералу Воронцову, кольцо было довольно узнаваемым. Второе, парное кольцо осталось у самой графини. Поэтому Пушкин, не снимавший с тех пор кольца, скрыл камень.
МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ - ИЗУМРУДНЫЙ ПЕРСТЕНЬ ПУШКИНА
Больше всего легенд окутывают происхождение изумрудного перстня. По одной из них, самой земной, кольцо подарил поэту перед ссылкой в Бессарабию дядя, Василий Львович (тоже ведь день печали). Оно считалось фамильным, ранее принадлежало Ксении, дочери Бориса Годунова, среди его владельцев был царь Иван III. Одним словом, перстень был царским подарком кому-то из предков Пушкина, скорее всего Абраму Ганнибалу. Еще одно предание гласит, что это было чуть ли не кольцо Поликрата (которое он однажды выбросил в море, но оно оказалось в поданной ему рыбе, настолько ему везло). Шиллеровская баллада придавала этой версии особую романтичность, а выгравированная лира с пчелами символизировала божественный поэтический дар. Следующая легенда сообщает, что это перстень самого царя Соломона, который он подарил царице Савской и по которому он узнал своего сына Менелика. Царь Соломон, кстати, также был признанным литератором. Как видно, ни одно из самых легендарных колец не было обойдено вниманием и все легенды неизменно подчеркивали связь с литературным талантом, судьбой и провидением.
В соответствии с еще одной легендой, кольцо было прощальным подарком жены богатого польского графа Екатерины Стройновской (чему, впрочем, нет никаких подтверждений), а изумруд был частью ожерелья Марии-Антуанетты, похищенного Жанной де Ламотт и проданного ее мужу. Граф тайно занимался торговлей раритетами. Правда, к моменту встречи Пушкина с графиней Жанна де Ламотт была мертва уже почти 20 лет. Эта версия появилась с легкой руки Пыляева, писателя и знатока драгоценностей. Графиню же Стройновскую современники называют одной из женщин, ставшей прототипом Татьяны в "Евгении Онегине".
Изумруд Пушкина недаром связывали с этим известным украшением XVIII века, ведь оно тоже вдохновляло писателей. Романы о нем написал Дюма-отец (Ожерелье королевы) и Стефан Цвейг (Мария-Антуанетта). Cовременная писательница Жюльетта Бенцони, известная своими любовно-детективными романами о знаменитых украшениях, рассказывает о нем во 2 и 3 частях серии "Кречет", главу книги "Ларец Марии Медичи" посвятила ожерелью Е.И.Парнова, а американцы в 2001 году посвятили ожерелью фильм "The Affair of the Necklace".
Пушкин относился к кольцу с изумрудом как к талисману - он верил, что изумруд приносит творческое вдохновение и раскрывает тайну слова. Отношение поэта к изумруду, возможно, проясняют эти строчки из Евгения Онегина:
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне -
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
На смертном одре Пушкин передал перстень с изумрудом Владимиру Далю, врачу и писателю, со словами - "Бери, друг, мне уж не писать". Дочь Даля впоследствии передала его президенту Академии наук вел. кн. Константину Константиновичу, сейчас, также как и кольцо с сердоликом Волконской, он хранится в музее на Мойке.
Как бы то ни было, но Владимир Даль стал автором самого знаменитого словаря русского языка. В переписке Даля с поэтом Одоевском есть такие строки: "Перстень Пушкина, который звал он - не знаю почему - талисманом, для меня он теперь настоящий талисман. Вам я это могу сказать. Вы меня поймете. Как гляну на него, так и хочется приняться за что нибудь порядочное. Скоро уже..."
Есть предположение, что подлинный изумрудный перстень Пушкина был похищен и в музее Пушкина на Мойке хранится его копия.
СЕРДОЛИКОВЫЙ ТАЛИСМАН
На этом портрете Пушкина, созданном по заказу Нащокина уже после смерти Пушкина, как считается, восстановлена историческая справедливость: кольцо-талисман с сердоликом - на большом пальце левой руки. Доказательством достоверности этого изображения может служить и внимательность Нащокина к пушкинским кольцам. Напомню, что это он подарил Пушкину бирюзовый перстень, так бездарно утраченный Данзасом.
Описание сердоликового перстня было опубликовано в каталоге первой пушкинской выставки 1880 года в Москве (и в "Лодзинском Листке" в 1889) - крупное золотое кольцо витой формы с большим камнем красного цвета с восточной надписью. Сохранилось много свидетельств, что камень был 8-угольным. Оттиск этого кольца-печатки сохранился на многих письмах Пушкина, а на черновике стихотворения "Талисман" Пушкин оставил целых 5 оттисков. Лира выдала Пушкина своим пением - его роман с замужней графиней Воронцовой стал достоянием общественности.
В творческой поэтической среде начала XX века легенда о воронцовском кольце Пушкина была хорошо известна, чего стоят только истории о волошинском сердоликовом пляже. Даже у Есенина после возвращения из поездки в Баку появился перстень с сердоликом на большом пальце, оно замечено было, по крайней мере, во время выступления Есенина незадолго до гибели в здании нынешнего Литературного института. Возникла даже легенда о том, что это то самое пушкинское кольцо, но и оно бесследно исчезло.
В сборнике "Есенин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников" под редакцией Е.Гуслярова упоминается фрагмент из воспоминаний В.И.Эрлиха, где автор описывает, как Есенин приходил к нему на Бассейную и показывал крупный медный перстень, надетый на большой палец правой руки. Есенин рассказал, что этот старинный перстень царя Алексея Михайловича подарил ему Клюев. А на замечание Эрлиха "Как у Пушкина" - Есенин ответил: "...Только знаешь что? Никому не говори! Они дурачье - сами не заметят. А мне приятно".
Умирающий Пушкин завещал кольцо-талисман с сердоликом Жуковскому, который его очень любил и носил его всю жизнь рядом с обручальным. Кольцо стало своего рода переходящим знаком отличия лучших литераторов эпохи.
К.Брюллов. Портрет В.А.Жуковского, 1937
После смерти Жуковского перстень перешел к Тургеневу, затем Полиной Виардо он был передан в Пушкинский музей Александровского, бывшего Царскосельского лицея. Оттуда перстень был украден лицейским дворником в 1917 году. С тех пор судьба кольца неизвестна. Похитителя нашли, как и все им украденные вещи, кроме самого кольца. Знал ли новый владелец похищенного пушкинского талисмана о его ценности - неизвестно. Но осталось смутное ощущение возможной мистификации - если за пушкинскими реликвиями велась охота, истинный похититель мог подстроить или использовать эту ситуацию. Но тайна сия покрыта мраком и, возможно, кольцо утрачено навсегда. Но, как знать, может оно ждет появления в русской поэзии гения, равного Пушкину по таланту. Ведь кольцо это уже не просто талисман любви поэта, это символ почитания всего лучшего, созданого в русской литературе.
Есть версия, что сердоликовый перстень Пушкина был похищен во время выставки, которая проходила в здании Благородного собрания (Доме Союзов) в июле 1880 года и для стареющего Тургенева, предоставившего кольцо, организаторы выставки вынуждены были сделать копию. Более того, в это же время могло быть похищено и сердоликовое кольцо Волконской, которое тоже пытались запросить для выставки у наследников (см. подробнее фильм в конце страницы). Если это так, то в музее Пушкина на Мойке хранится также копия этого кольца, а дворник Алесандровского лицея украл сердоликовый перстень Воронцовой уже во второй раз и похищенное кольцо уже было копией.
И.Репин. Портрет И.С.Тургенева, 1879
В знаменитом стихотворении "Талисман" Пушкин описывает перстень, подаренный ему на прощанье Елизаветой Воронцовой, как оказалось, навсегда. Причиной высылки Пушкина был как раз его роман с женой графа Воронцова, героя войны 1812 года, новороссийского генерал-губернатора, под началом которого Пушкин служил. Генерал-фельдмаршал Воронцов был человеком лояльным и просвященным - жители Одессы даже воздвигли ему памятник. Но компроментирующих слухов вокруг своей красавицы-жены терпеть не желал. По преданию, у нее оставался второй, парный перстень, с помощью которого она запечатывала письма к Пушкину. В пользу того, что Пушкин в этих стихах имеет в виду кольцо Воронцовой свидетельствуют 5 отпечатков старинной надписи на камне, сделанных на странице черновика. Если внимательно перечитать это стихотворение, становится понятнее, какое именно значение Пушкин придавал кольцу. Пушкин хорошо знал, что оно не защищает от недуга и могилы, он сам писал об этом. "От измены, от забвенья сохранит мой талисман..." Иногда говорят о роковой ошибке Пушкина, надевшего не то кольцо. Но ведь он размышлял об этом и сделал сознательный выбор.
Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.
И, ласкаясь, говорила:
«Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан.
От недуга, от могилы,
В бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.
И богатствами Востока
Он тебя не одарит,
И поклонников пророка
Он тебе не покорит;
И тебя на лоно друга,
От печальных чуждых стран,
В край родной на север с юга
Не умчит мой талисман…
Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцелуют не любя -
Милый друг! от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!»
Не менее известно и другое его произведение, посвященное перстню, которым Пушкин очень дорожил:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан...
Упоминался перстень в стихах Пушкина "В пещере тайной" и "Сожженное письмо". Споры и разногласия о том, какому перстню посвящены стихи, касаются, главным образом, стихотворения "Храни меня, мой талисман" - многие исследования считают, что Пушкин имеет в виду в этом случае кольцо с изумрудом. И хотя много фактов выступают за версию воронцовского перстня, все-таки, если вчитываться внимательно - можно найти отличия в том, какие свойства Пушкин приписывал перстню в двух этих стихотворениях о талисманах. А что касается дней печали - то расставание с Воронцовой, может быть, было не единственным печальным днем в жизни поэта.
Отпечаток кольца-талисмана Пушкина
Отпечаток кльца-печатки, рисунок Пушкина с изображением кольца.
Другое свое кольцо с сердоликом Пушкин отдал для призов благотворительной лотерии в 1820 году, в Гурзуфе, в Крыму. Оно попало к Марии Николаевне Раевской и есть опять же, легенда, что он хотел, чтобы это кольцо попало именно к ней. На оранжевом сердолике были вырезаны купидоны в ладье. Позже Мария Раевская выйдет замуж за графа Сергея Волконского и последует за ним в Сибирь, куда Волконский будет сослан после восстания декабристов. Пушкинским перстнем Волконская дорожила, ее внук в 1915 году передал его в Пушкинский дом, откуда он был передан в музей Пушкина на Мойке, где и хранится до сих пор.
Интересно, что история с кольцом Раевской произошла за 4 года до истории с кольцом Воронцовой, значит Пушкин и раньше слышал о магических свойствах перстней с сердоликом и поэтому выбор подарка Воронцовой был не случайным. В пользу этого говорит и то, что в Крыму, где море выбрасывает на берега целлые россыпи сердоликов, этот камень особенно известен, недаром с легкой руки Пушкина "каменной болезнью" - поисками сердоликов, заражены были все поэты серебряного века. Волошин с Цветаевой сборнику своих стихов даже дали название "Сердолик". А в легкомысленном отношении Пушкина к этому кольцу тоже есть что-то символическое, ведь сердолик - камень легкий, это камень радости жизни и любви. Пушкин в это время еще не столкнулся с серьезным чувством, которое заставило бы его глубоко переживать разлуку.
Кольцо Воронцовой из Пушкинского музея
И, наконец, третье сердоликовое кольцо Пушкина, которое скорее всего, было первым по счету, если выстраивать хронологический порядок, насколько это возможно. Членами полумасонского тайного общества "Зеленая лампа" были заказаны одинаковые перстни. Камень мог быть любым, но на все была нанесена гравировка в виде Меноры - 7-свечного светильника. Пушкин выбрал сердолик, но гравировка на его кольце отличалась от остальных - на камень был нанесен рисунок пифийского треножника. Уже тогда друзья признавали за ним провидческий дар.
Следующее кольцо - обручальное. Во время венчания кольцо упало и Пушкин увидел в этом плохой знак. С этим кольцом он был похоронен и считается, что это единственное кольцо Пушкина, о котором точно известно, где оно находится. Но если придется потревожить его могилу, как это иногда случается, окажется ли оно там? Беспокойная российская и советская история давала много возможностей охотникам за раритетами и реликвиями, тем более такими. И, наконец, последнее кольцо было подарено Пушкину Анной Керн в 1827 году. Круг замкнулся. Велась ли охота за пушкинскими реликвиями? Это вполне могло быть, известно, к примеру, какое значение придавали фашисты поискам священных артефактов, желая вооружиться поддержкой магии. Этим занимался целый институт под названием "Наследие предков" (Аненербе) по руководством Генриха Гиммлера.
Ну а если история о русском эмигранте, рассказавшем Толкиену о пушкинских кольцах была на самом деле, то она могла послужить вдохновением для еще одного талантливого произведения... А значит, талисманы продолжают действовать.
Много новых легенд и версий, интересных современных объяснений таинственным событиям, закрутившимся вокруг загадочных пушкинских перстней, - в филье: "Искатели. Магические кольца Пушкина".
Click to view
И еще один интересный ролик, в котором собраны легенды о разных знаменитых кольцах в российской историии. О перстнях Пушкина, кольце Петра I с бриллиантом, ставшем талисманом Шаляпина, о нефритовом кольце Нефертити, необычным образом попавшем к Елене Рерих и другие, не менее интересные историии, - в передаче "Тайные знаки. О магической силе перстней".
Click to view