или "Религиозный контекст металлургии: мифология железного века". Так называется глава в книге Мирча Элиаде "История веры и религиозных идей", 1 том, который недавно перечитала. Собственно все это цитата без комментариев. Привожу главу практически целиком вместе с рассуждениями о метеоритном железе (о метеоритном железе писала
здесь), хотя сейчас меня восхитила часть, связанная с богами-кузнецами и сакральностью процесса добычи металлов. Кто ко мне хотя бы иногда заходят, возможно заметили мой странный интерес ко всевозможным троллям, дворфам, кобольдам, богам богатства и тому подобным сферам подземной жизни. Итак.
Резная змея, камень шушан (shoushank),
отсюдаНа смену мифологии шлифованного камня пришла мифология металлов, самая богатая и характерная сложилась вокруг железа. Известно, что до "примитивные" и доисторические люди задолго до того, как научились использовать наземные железные руды, обрабатывали метеоритное железо. Они обращались с некоторыми рудами как с камнем, то есть рассматривали их как сырье для изготовления каменных орудий. Когда Кортес спросил у ацтекских вождей откуда у них ножи, они показали ему на небо. И, действительно, раскопки не обнаружили никаких следов земного железа в доисторических отложениях Нового Света. Люди древнейшего востока, по всей видимости, держались аналогичных представлений. Шумерское слово "ан-бар", древнейшее обозначение железа пишется с помощью знаков "небо" и "огонь". Его обычно переводят как небесный металл или "звездный металл". Египтяне долгое время не знали никакого железа, кроме метеоритного.
Та же ситуация у хеттов: текст XIV в. сообщает, что хеттские цари использовали "черное небесное железо". Подробнее о хеттах и их железе
писала здесь) Но железо было редкостью и такой же редкостью, как золото и его использовали по преимуществу в ритуальных целях. Понадобилось изобрести выплавку из железа из руд, чтобы положить начало новому этапу в развитии человечества. В отличие от меди и бронзы обработка железа очень скоро приобрела индустриальный характер. Как только был открыт его секрет выплавки из магнетита или гематита, стало нетрудно добывать большое количество металла, поскольку месторождения были очень богатыми, а добыча легкой. Но обработка земных руд отличалась от обработки метеоритного железа, отличалась она и от выплавки меди и бронзы. Только лишь после изобретения печи и, особенно, после разработки техники закаливания раскаленного добела железа, оно смогло занять свое доминирующее положение. Именно обработка земного железаввела этот металл в повседневный обиход.
Гора, резной камень, талькохлорит, начало XX века,
отсюда Последствия оказались важными и в религиозном плане. Наряду с небесной сакральностью, присущей метеоритам, появилась теллурическая сакральность, связанная с рудниками и рудами. Металлы "взрастают" в недрах земли. Пещеры и шахты уподобляются утробе Матери-Земли, извлекаемые из рудников, суть в некотором роде "эмбрионы". Они расту медленно, поскольку подчиняются другому временному ритму, нежели животные и растительные организмы. И все же они растут, вызревают в подземном мраке. Их извлечение из утробы Матери-Земли есть поэтому операция, производимая до срока. Если бы им дали доразвиться, то есть выдержать геологический ритм времени, руды превратились бы в зрелые, современные металлы.
Эгида - щит из шкры козы Амалфеи с изображением головы Медузы Горгоны, созданный Гефестом. Здесь на статуе Афины Лемнии (хранится в Дрезденском музее). Кстати, эта богиня стала прообразом нашей девушки с веслом, здесь рука с веслом копьем отломана
Повсюду в мире шахтеры практикуют ритуалы, включающие в себя очищение, медитацию, молитвы и культовые действия. Ритуалы определяются характером предстоящей операции, поскольку они проникают в сакральную зону, признаваемую запретной, они вступают в контакт с сакральностью, не входящей в состав привычного религиозного универсума, сакральностью более глубокой и более опасной. Они испытвают такое чувство, будто рискнули проникнуть в область, не принадлежащую человеку по праву: в подземный мир с его тайнами медленного зарождения минералов во чреве Матери-Земли. Все эти мифы о рудниках и горах, бесчисленные феи эльфы, гении, фантомы и духи суть многообразные воплощения того священного присутствия, с которым сталкивается человек, проникающий в геологические слои Жизни.
Нермут - высокая гора на юго-востоке Турции, ряд крупных статуй возведены вокруг предполагаемой царской гробницы 1 в. до н.э. Эта группа статуй также называют пантеоном армянских богов. Фото не совсем по теме, но тоже характерное
отсюда, писала на эту тему
здесь Заряженные этой мрачной сакральностью руды отправляются в печи. И тут начинается труднейшая и рискованнейшая операция. Мастер заменяет собой Мать-Землю, с тем, чтобы ускорить и усовершенствовать процесс "вызревания". Печи выступают в роли своего рода новой, искусственной утробы, где руды достигают своей зрелости. Отсюда бесконечное количество предосторожностей, табу и ритуалов, сопровождающих процесс выплавки.
Бог Горы, Китай, фото с Али-экспресс))
Горные боги, фото
отсюда Металлург, как и кузнец и как еще раньше гончар - это "хозяин огня". С помощью огня он добивается перехода из одной материи в другую… Плавка является средством ускорения, но и средство создать нечто другое из того, что уже существовало в природе. Вот почему в архаических обществах литейщики и кузнецы воспринимались как "хозяева огня" наравне с шаманами, знахарями и колдунами. Но амбивалентный характер металла, наделенного свойствами одновременно сакральными и демоническими, передается и металлургам и кузнецам. Их глубоко уважают, но в то же время боятся, сторонятся и даже презирают.
Мастерская Гефеста, 2 в до н.э
В ряде мифологий божественные кузнецы выковывают оружие богов, обеспечивая им тем самым победу над драконами или другими чудовищами. В ханаанейском мифе Кусар-и-Хусвс, буквально Ловкий-и-Хитрый, выковывает для Баала две палицы, которыми тот побивает Йамму, Повелителя морей и подземных вод. В египетской версии мифа бог Птах (Бог-Гончар) выковывает оружие, позволяющее Гору победить Сета. Божественный бог Тваштар (
писала здесь) изготавливает оружие Индре для сражеия с Вритрой. Гефест выковывет молнию, ударом которой Зевс побеждает Тифона. Но сотрудничество между Божественным кузнецом и богами не огрничивается той помощью, которую он оказывает в решающем сражении за господство над миром. Кузнец работает на богов к тому же как архитектор и как ремесленник, он управляет строительством Баалова дворца и оборудует святилища других богов. Бог-Кузнец связан с музыкой и пением, так что в некоторых культурах кузнецы и медники суть в то же время музыкаты, поэты, знахари и колдуны. Предсталяется, таким образом, что на различных уровнях культуры (что говорит о большой древности) существовала теснейшая связь между кузнечным ремеслом, оккультными техниками (шаманизмом, магией, знахарством и т.д.) и искусством пения, танца и поэззии.
Шиутекутли. Бог огня и повелитель Вулканов. Культура ацтеков
Все эти ремесла, сложившиеся вокруг ремесел рудокопа, металлурга и кузнеца заметно обогатили мифологию bomo faber, уаследованную от каменноговека. Но желание способствовать совершенствованию материи имело важные последствия. Принимая на себя ответственность за за изменение прирды, человек становился на место времени. То, для чего в подземных глубинах требовались зоны, мастер готов за несколько едель - печь заменяет земную утробу.
Амацумара - японский бог кузнецов. Вместе с богиней Исикоридома (литейщица) по поручению богов сделал магическое зеркало микагами, чтобы выманить Амитерасу из грота. Это зеркало до сих пор остается одной из регалий японских императоров.
Еще и тысячелетия спустя мышление алхимиков не изменилось, Персонаж из пьесы Бена Джонсона "Алхимик" заявляет "Свинец и другие металлы стали бы золотом, будь у них время для превращение". Другой алхимик добавляет "А превращение устраиваем мы, через наше искусство..."
О богах-кузецах немного
здесь