Этот рельеф украшал правую часть одного из дверных проемов гробницы Сети I, ныне он является одним из шедевров Лувра. Изображает царя, стоящего перед богиней Хатхор Иментет, великой защитницей душ умерших. На голове Хатхор традиционный убор в виде рогов коровы, священного животного Хатхор, между которыми восходит солнце. Сине-золотой парик богини стянут лентой, на которой изображен иероглиф нехех - бесконечность циклов жизни. Богиня протягивает фараону культовое ожерелье менет (менат), которое символизирует возрождение и победу над смертью. Ожерелье состоит из десятков бирюзовых или малахитовых бусин, символизирующих победу над смертью. На белое платье богини надета сетка из букв иероглифов - титулов и имен Сети I. На самом фараоне широкое ожерелье усех, туника и позолоченные сандалии.
"Ожерелье менат означает возрождение и жизнь, исходящие от мената как подобие беременной богини. "... священное ожерелье Хатхор, также выполнявшее функции музыкального инструмента. Богиня часто держит его в руке, иногда на плече, редко на шее Хатхор, если она предстает в человеческом облике, на шее священной коровы - довольно часто. Само ожерелье состояло из многочисленых низок круглых бус синего или бирюзового цвета, символизировало пряди волос Хатхор. Противовес, к которому крепилось ожерелье, выполнялось в виде стилизованного трапецевидного женского торса, завершавшегося на месте лона диском. Часто противовес завершался эгидой - объемной головой божества, обрамленной широким ожерельем усех, или же плоским изображением головы царицы, предстающей в виде Хатхор, иогда с руками, сжимающими символы вечной жизни. Внутри верхней трапециевидной части противовеса можно встретить миниатюрное изображение стоящей богини, кормящей грудью царя или божественного младенца, что уподобляло противовес телу богини, дитя в чреве которой питалось соками матери. .В диске, которым завершается менет, обычно есть изображение зародыша, которого готова родить а свет богиня - будь то сокол Хор, скрытый в тростниках папируса, или же солнечная рыба инет, или телапия, символ существования и возрождения, можно встретить здесь изображение самой коровы Хатхор, или же Исиды, кормящей своео сына Хора или же обнаженного солнечного младенца с пальцем у уст, сидящего на лепестках лотоса, готового родиться на восточном горизонте неба из чрева Нут-Хатхор. Раскрытый цветок лотоса - основной мотив декорировки внешней стороны противовеса мената, который таким оразом показывает содержимое утробы Хатхор-Нут в момент, предшествующий солнечным родам.
Это символическое изображение богини, беременной солнечным младенцем, форму тела которой повторяет менат, мы знаем и по поразительному изображению на остраконе, найденному в Долине царей: богиня изображена в фас, с тяжелой наполненной молоком гррудью, ее чрево, в форме диска, заполнено солнцем, изображенным в облике младенца, пребывающего в утробе, с эрегированным членом и пальцем у рта. Богиня опять же лишена ног.
Подобное изображение известно нам и по иллюстрации, сопровождающей книгу дня и ночи, выписаную на потолках гробниц Рамсеса VI и Рамсеса IX в сцене, предшествующей рождению Солнца. На одном саркофаге XXI династии из Египетского музея в Каире встречается изображение небесной богини-матери, чья фигура состоит из чрева, головы и рук, в чреве пребывает солнечный младенец - "Ра-дитя, бог великий, тот, кто в горизонте". Роды, таким образом, способствуют умиротворению богини, которая, рождая младенца, теряет свою гневную ипостась и приобретает облик благой матери, держащей на коленях свое дитя - залог процветания будущего.
Божественый младенец выступает, таким образом, как залог обновления, которое несет в себе богиня Египту, фараону, человечеству. Кроме того, на некоторых менатах символика умиротворения грозной богини подчеркнута тем, что дитя, изображеное а диске, сотрясает перед ликом своей львиноголовой матери систр сешешет, словно говоря о грядущем рождении, которое вновь трансформирует разъяренную львицу в богиню любви. В руках богиня, восседающая на престоле, установленом на знаке шема-тауи, держит скипетр-папирус уадж - залог своей вечной молодости и новых сил, которые несет Египту ее ежегодное циклическое возвращение". Цит. по: Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет., М., 2006.
ИсточникЕще об ожерелье менет писала
здесь