Ниерика и Варикута

Dec 06, 2016 09:30

Ниерика - духовное искусство индейцев уичоли, живущих в Мексике. Так называют картины, которые создают из кусочков пряжи, наклеиваемой на круглую или квадратную основу с помощью воска и сосновой смолы. Значение слова коренится в слове "nierya" (видеть) - это отражение или лицо божества или коллективного предка, врата, через которые можно "контактировать" с божественным миром, обращаться к богам, получить сакральные знания. Ниерика - это портал, через который во время медитации человек может общаться с богами и предками и получает доступ к духовным ценностям своего народа. В видениях участники церемоний с пейотом получали указания от богов, которые появлялись перед ними во многих формах, но глаза бога были настолько сильными,  что большинство людей видят только глаз. Про глаз бога уичолей писала здесь. Чтобы показать другим свое видение участники церемоний показывали глаз бога с помощью палочек и цветной пряжи, добавляя к нему ягоды,  цветы и другие материалы, которые передают чувство божьего глаза.

Ниерика содержит важные изображения - солнце, луну, огонь, пейот, маис, оленя и другие. Ниерики найдены в большинстве священных местах индейцев уичолей - в домах, пещерах, рядом с водными источниками, в святилищах. А в последние годы их все чаще можно увидеть в колекциях любителей этнического искусства и шаманизма, а также в музеях современного искусства))




Ниерика, как правило, имеет круглую форму) символизирует предка и молитвенную жертву, освященную кровью жертвенного животного. Могла соединяться с вотивной стрелой из бамбука, пряжей, древесно-восковыми объектами. Ниерика, взывающая к божеству, могла принимать различные формы - маленькую круглую или квадратную с отверстием в центре. Она можт быть одностороней или двухсторонней. Изображения не круглой формы используются как молитвенные коврики, коврики упокоения предков. А сейчас и просто картинами.





Небольшая картина 24х24 см из пряжи Крещенцо Перес Роблес (Cresencio Perez Robles) была представлена на Выставке индейского искусства уичолей, организованной Музеем изобразительного искусства Сан-Франциско. В 1978 выставка демонстрировалась в Чикаго и Нью-Йорке и впервые познакомила широкую публику с живыми традициями мексиканского народного искусства.



Жертвоприношение оленя, современное искусство уичолей
Фото отсюда

Ниерику сравнивают с картинами Namma/намкха - это квадратные или прямоугольные картины, редкие в наше время, которые создавались с помощью переплетений пряжи на сетке из бамбуковых палочкек. Их аналог - "глаз бога", через который бог видит просителя, по-испански "Охо-де-Диос". Крест из палочек символизирует четыре направлени - замля, огонь, вода и воздух.

Ниерика - это также метафорический защитный щит, помогающий устоять перед соблазнами на ритуальном духовном пути. Это магический проводник или путь - глаз, отверстие, зеркало являются волшебным порталом, через который божество и человек воспринимают друг друга. Ниерика в ритуальном использовании - лицо) лицо солнца, земли, оленя, ветра, пейота, человека, делающего предложение. Ниерика - это магическое устройство, которое облегчает проникновение в другое состояние сознания или духовного мира. Таким образом, для уичоли существует 5 направлений, пятое - центральная точка, глаз - духовный источник видения,  силы и просветления.



Первые выставки картин из пряжи  выставлялись в Гвадалахаре в 1962 году. Они были довольно просты. Сейчас картины-ниерики стали настоящими произведениями искусства, в их основе - мифологические сюжеты. Под воздействием галлюциногенного эффекта кактуса пейотль, который уичоли почитали и считали подарком богов, авторы достигают просветления и приобретают шаманскую силу, под действием которой создают очень сложные картины. Картины символизируют саму жизнь, здоровье, удачу учиолей. Пейот добывается во время ежегодных паломничеств в пустыню Вирикута, однако к этому действу допускаются только "очищенные" участники. Все прочие не смогут найти священный пейот. Пейот-мандалы или ниерики (или neaklias) симолизируют вход в духовный мир. Как наиболее важный энергетический объект они находятся в центре картины. Каждая мандала индивидуальна, та же сященная символика используется при создании бытовых вещей - обуви,  сумок, поясов, браслетов, чокеров, серег, колец из бисера.

Жизнь для уичоли - это постояная молитва: посадка, уборка урожая, пейот-паломничество) все их искусство - ткачество, бисероплетение, создание картин из пряжи воплощает молитвы и связнные с ней символы. Искусство уичолей - это постоянная связь с духовным миром. Термин, обозначающий бога уичоли - Тепехуан (Tepehuan).





Собственно, ниерика удивила меня сходством с археологическими бронзовыми украшениями, например, с такими:


Пластина с изображением фигур на ящере, Россия, Пермская область, V-VII вв, бронза, литье, поступил из строгановского дома в 1925 году, 7,1х5,5 см, Эрмитаж

Из этого же ряда, например, чердынские украшения, литье кулайской культуры



Отсюда

Интересно сравнение уже исчезнувших культур неолита с живой культурой индейцев уичоли, которая не имела бы шансов сохраниться в качестве археологического объекта,  поскольку ее творения создавались из органических материалов. Трудно представить, сколько подобных вещей создавалось различными народами на протяжении тысячелетий. Ткачество, плетение, вязание узлов в древности заключали в себе большой сакральный сысл - отголоски этих представлений сохранили изделия и рисунки из более долговечных материалов, дошедшие до наших дней))



Фрида Кало рисует женщину уичоли



Одно из священных мест уичоли - пустыня Вирикута. Об этом месте очень мало что известно, за исключением того,  что именно здесь растет пейот, широко разрекламированный Карлосом Кастанедой. Индейцы совершают паломничества сюда, где находится священая земля их предков и где красный олень с помощью своих рогов забрался на солнце, чтобы осветить мир. Умершие уичоли на красных оленях отправляются на небеса.





Пейот или Лофофора Уильямса отсюда - имеет все признаки божественного растения, на это указывает и божественный цветок, а на некоторых невозможно не заметить 5-конечные символы человечков. Впрочем, у этого кактуса может быть самое разное количество частей.









WIRIKUTA SE DEFIENDE!

image Click to view



image Click to view



Основной источник - википедия
Читайте также об индейской ловушке снов здесь
Ниерику сравнивают с китайским диском Би с отверстием в центре, сравнение со спиралью тоже возможно, по краней мере в смысле цели)) Главная мандала современности - мишень?
о народных промыслах уичоли здесь

символика, Мексика, круг

Previous post Next post
Up