По одной общеизвезвестной версии души хранили на конце иглы) Но, как оказывается, это не единственное предположение. Cуществует множество загадочных артефактов палеолита, смысл и назначение которых не до конца понятен. Это всевозможные палетки, пластинки, ревуны, различная мелкая пластика и даже расписанная галька. Древняя живопись затмила их своим великолепием и эти не менее интересные раритеты, возможно, как раз и заключают в себе код к внутреннему миру людей, их носивших. Некоторые из них, вероятно, могли служить украшениями, их носили на шнурках, о чем говорят просверленные отверстия. Но некоторые, напротив, тщательно скрывали и даже прятали. Такие предметы археологи находят закопанными возле очагов или под полом жилищ, а иногда находят даже спрятанные клады из подобных предметов. О некоторых видах палеток, сохранивших загадочные узоры или даже письмена и пойдет речь.
Один из таких артефактов, получивший название "ревун" найден в Ля Рош (Дордонь, Франция). Сделан он из оленьего рога, 16 см длиной. На него нанесен геометрический орнамент с 3-частной символикой, с одной стороны просверлено отверстие. Стертый край отверстия говорит о том, что его долго носили на шнурке. Подобные предметы из дерева носят австралийские аборигены - когда по нему проводят гребнем или шкурой тотемного животного, ревун издает звуки, которые автралийцы считают голосами предков. Ревуны используют для общения с умершими предками. На ревуне из Ля Рош остались следы охры, указывающие на заупокойный культ и связь с миром мертвых.
Изображение
отсюда Похожие предметы найдены на Десне в 1935 г. археологом К.Поликарповичем - это 10 овальных пластинок из мамонтовой кости 15-26 см с геометрическими насечками. В некоторых культурах вместо черепов предков в жилищах хранили портретные камни - лицо на них порой схематизировалось до крестообрзного символа. Эти камни напоминают расписную гальку мезолитической культуры Азили (Италия и Швейцария), также связанную с культом предков. Иследователь Дж.Марингер заметил сходство азалийских галек с чурингами автралийских аборигенов. Каменные и деревянные чуринги с рисунками, обвязками и насечками автралийцы считают хранилищами душ умерших предков. Ф.Сарасин обнаружил много подобных расписных камушков в швейцарской пещере Бирсек. Они были расколоты на части. Возможно враги, захватившие родовое святилище таким образом стремились лишить племя силы предков, разбивая их каменные вместилища. То есть, если бирсекские гальки - это воплощение душ предков, то находки Ф.Сарасина говорят об их почитании и значении в период перехода к неолиту.
фото
отсюда Эта статуэтка приобретена французским консулом и археологом Рене Невилем, изучающим доисторическую эпоху. Подобные двойные фигурки связывают с обрядами плодородия и с культом предков. Это крупная галька, обработаная в виде обнимающейся пары, возможно из пещеры Айн-Сахри. Древний скульптор изобразил соитие в сидячей позиции, что символизирует зарождение нового поколения. На подобной малоазиатской статуэтке из Чатал-Хююка слева изображена похожая сцена, а справа мать с ребенком. Существует аналогичная фигурка из Палестины (Айн Гхазаль) 7 тыс. до н.э. Подобные статуэтки говорят об осознании древними священных моментов родового бытия, уничтожающих власть времени и смерти
отсюда.
Это "современные" находки. J - подвеска из амазонита, K - браслет на верхней части руки из кости гиппопотама, L - бусина из кости гиппопотама, M - подвеска, часть ожерелья из бегемота, примерно 3600 гг до н.э. Африка, фото
отсюда Особенно интересны и распространены в древности плоские диски с отверстиями посередине. Вот один из таких дисков из Франции c почти документальным изображением коровы. Иногда рисунки наносят на лопаточные кости животных - например, с одной стороны изображена серна, в которую брошено копье, а на другой стороне - та же серна, но сраженная этим копьем. Часто рисунки изображают последовательную историю в картинках, прототип комиксов и кино)
Такого типа предметы, скорее всего, имели большую ценность для древнего человека, ими дорожили и иногда носили в качестве украшений. Кроманьонцы носили из позвонков рыб, просверленных зубов, резные браслеты из мамонтовой кости, одежду, украшенную бусинами, зачастую покрашенными. Такие украшения, по мнению антрополога Джона Пфейффера, были связаны с новой ступенью самоутверждения, с новой степенью развития индивидуальности. Многие такие предметы были не просто украшениями, но также служили магическими амулетами, атрибутами религиозных обрядов и т.д.
Трехсантиметровый диск с вырезанными на обеих сторонах изображениями одной и той же серны. На одной стороне серна стоит, на другой (увеличенной) она либо спит, либо мертва. Фото
отсюда Найденная во французской пещере раскрашенная галька восходит к концу последнего оледенения (10 тысяч лет назад). К тому времени некоторые символы могли стать настолько традиционными, что их понимали, даже когда они были нарисованы мелко и небрежно
Магическим символом могли быть и разбросанные среди пещерных рисунков "тектиформы" (от латинского корня, означающего "крыша"). Эти "крышевидные" узоры часто имеют вид прямоугольников с вписанными в них крестами
Подобные геометрические узоры (Альтамира), аббат Брейль считал жилищами, однако в них, кроме того, видели ловушки, тотемные знаки и щиты
Эти ряды пятен, соседствующие с прямоугольниками в испанской пещере Кастильо, французский антрополог Андре Леруа-Гуран истолковывает как символы полов. Пятна, утверждает он, это мужские знаки, а прямоугольники - женские; вместе же они являются символами религии, в основе которой лежит культ плодородия
Ряды пятнышек (испанская пещера Ла-Пилета) могут быть календарными метками, указателями дороги, деревьями
Рисунок двух лошадей с пятнами во французской пещере Пеш-Мерль объединяет два типа символов, которые могут быть и просто украшением, и знаками охотничьей магии. Пятна истолковываются как символическое изображение метательного оружия, а отпечатки ладоней вокруг лошадей - как воплощение власти человека над добычей. Взятые вместе пятна и ладони в этом случае могут означать призыв к сверхъестественным силам послать охотникам удачу
Найдено огромное количество палеолитических дощечек "с письменами". Как минимум, можно утверждать, что изображений из меток, объединенных в сложные системы было очень много. Эта дощечка возрастом 8 тыс. лет из рога северного оленя найдена в Дордони - на ней изображены явно осмысленные знаки, которые предшествовали письменности. Сотрудник Гарвардского музея Пибоди Александр Маршек выдвинул версию, что эти точки являются записью лунных фаз. Изображения точек наносились на протяжении длительного срока, разными орудиями и с разным нажимом. То есть змеевидная полоса меток была не случайным узором, а возникала постепенно и имела смысл. Если теория Маршека верна - люди делали смысловые "записи" задолго до шумерской клинописи. На небольшой дощечке, так похожей на украшение, 167 зарубок могли означать фазы луны на протяжении 6 месяцев.
Мелкие предметы, вырезанные из кости, рогов и бивней или вылепленные из глины насчитывают не менее 30 тысяч лет. Археологи находят их повсюду от Франции до Сибири, и объединяет их не только небольшая величина, но и тщательность обработки. Некоторые были спрятаны в ямах возле очага, из чего следует, что их владельцы придавали им какое-то особое значение. Они были частью будничной жизни - ее украшением. Наиболее поразительны среди них изображения человека. Некоторые, в частности преувеличенно дородные фигурки "Венер" в Европе, искажают анатомические пропорции со свободой и непринужденностью, какие вернутся в европейское искусство только в XX веке.
Ярким примером этой тенденции смелой стилизации является найденное в Пршедмости (Чехословакия) уникальное изображение женщины, вырезанное на бивне мамонта. Это фантастическая идеализированная фигура: рогатая треугольная голова, обрамляющие ее нижнюю часть, овальные груди, круглая мишень живота с "яблочком" - пупком в центре и широкий таз - самый большой элемент изображения, заключенный в семь овалов. Ноги, кончающиеся у колен, сведены до минимума. В целом пршедмостский рисунок выглядит одновременно и как женская фигура, и как фантастическая маска, в которой верхние овалы обозначают глаза, а семь нижних - разинутый рот. Возможно, что такая двусмысленность образа была намеренной и должна была усиливать его действенность в каких-то магических обрядах. В этом геометрическом произведении чудится и современная усложненность, точно его создали Пикассо или Миро. Подобные линейные изображения характерны для ранних стадий древнеегипетского и древнегреческого искусства. Но ведь эта фантастическая Венера была современницей вполне реалистичных скульптурных головок медведей, львов и носорогов, найденных в этих же местах. Таким образом, эти восточноевропейские художники умели следовать строго реалистическим канонам, когда считали нужным.
Ближний Восток, Иран, фото
отсюда, Лувр
А это, возможно, настольная игра. Настольные игры популярны были в Египте и на Ближнем Востоке, существовали варианты с клетками или отверстиями. Игра 58 дыр найдена в Иране, здесь она была особенно распространена. Однако она могла быть использована также в гадании и в погребальных ритуалах. Бросок кости или "бабки", определяющее движение колышек или пешек воспринимались как выражение божественной воли или судьи мертвых. Вспоминается также и сюжет с игрой в Махабхарате) Настольные игры часто встречаются в погребениях.
Придо Т. 'Кроманьонский человек' - Москва: Мир, 1979
здесь Зубов А.Б. История религии, М., 1996
здесь Цитата из Юнга, Воспоминания, сновидения, размышления:
Мне было десять лет, когда мой внутренний разлад и неуверенность в мире вообще привели к поступку, совершенно непостижимому. У меня был тогда желтый лакированный пенал, такой, какой обычно бывает у школьников, с маленьким замком и измерительной линейкой. На конце линейки я вырезал человечка, в шесть сантиметров длиною, в рясе, цилиндре и блестящих черных ботинках. Я выкрасил его черными чернилами, спилил с линейки и уложил в пенал, где устроил ему маленькую постель. Я даже смастерил для него пальто из куска шерсти. Еще я положил в пенал овальной формы гладкий черноватый камень из Рейна, покрасил его водяными красками так, что он казался как бы разделенным на верхнюю и нижнюю половины, и долго носил камень в кармане брюк. Это был его камень, моего человечка. Все вместе это составляло мою тайну, смысл которой я не вполне понимал. Я тайно отнес пенал на чердак (запретный, потому что доски пола там были изъедены червями и сгнили) и спрятал его на одной из балок под крышей. Теперь я был доволен - его никто не увидит! Ни одна душа не найдет его там. Никто не откроет моего секрета и не сможет отнять его у меня. Я почувствовал себя в безопасности, и мучительное ощущение внутренней борьбы ушло. Когда мне бывало трудно, когда я делал что-нибудь дурное или мои чувства были задеты, когда раздражительность отца или болезненность матери угнетали меня, я думал об этом моем человечке, заботливо уложенном и завернутом, о его гладком, замечательно раскрашенном камне. Время от времени, когда я был уверен, что никто меня не увидит, я тайком пробирался на чердак. Взобравшись на балку, я открывал пенал и смотрел на моего человечка и его камень. Каждый раз я клал в пенал маленький свиток бумаги, где перед этим что-нибудь писал на тайном, мной изобретенном языке. Новый свиток я прятал так, будто совершал некий торжественный ритуал. Не могу, к сожалению, вспомнить, что же я хотел сообщить человечку. Знаю лишь одно, что мои "письма" были своего рода библиотекой для него. Мне кажется, хотя я не очень уверен в этом, что они состояли из моих любимых сентенций.
Объяснить себе смысл этих поступков я никогда не пытался. Я испытывал чувство вновь обретенной безопасности и был доволен, владея тем, о чем никто не знал и до чего никто не мог добраться. То была тайна, которую нельзя было открывать никому, ведь от этого зависела безопасность моей жизни. Почему это было так, я себя не спрашивал. Просто было и все...
Эпизод с вырезанным человечком стал высшей и последней точкой моего детства. Длился он примерно год. Больше я не вспоминал о нем до тех пор, пока мне не исполнилось тридцать пять. Тогда передо мной с необыкновенной ясностью вновь возникло это детское впечатление. Я работал над книгой "Либидо: его метаморфозы и символы" и собирал материал о "кладбище живых камней" близ Арлесхайма, об австралийских амулетах, когда внезапно обнаружил, что совершенно отчетливо представляю себе один из этих камней: черный, овальный, с двух сторон окрашенный. За этим образом в моей памяти возникли желтый пенал и деревянный человечек. Человечек этот был маленьким языческим идолом, чем-то вроде античной статуи Эскулапа со свитком.
Вместе с этим воспоминанием меня впервые посетила мысль, что существуют некие архаические элементы сознания, не имеющие аналогов в книжной традиции. В библиотеке отца (с которой я познакомился гораздо позднее) не было ни единой книги, в которой можно было бы отыскать информацию по этой теме. Не говорю уже о том, что отец не имел ни малейшего представления о подобных вещах.
В 1920 году, будучи в Англии, я, совершенно забыв о своем детском опыте, вырезал из дерева две похожие фигурки. Одну из них я воспроизвел в увеличенном масштабе из камня, теперь она стоит в моем саду в Кюснахте. И лишь тогда подсознание подсказало мне ее имя - "atmavictu" - "breath of life" (букв. - дуновение жизни). Это было продолжением тех квазисексуальных образов моего детства, но теперь они представали как "breath of life", творческий импульс. Все вместе это называлось "kabir" [Кабиры (или боги-великаны) - природные божества, культ которых, как правило, был связан с культом Деметры. Обычно в них видели источник жизни и созидания.], фигурка, завернутая в плащ, она имела так называемый "kista" - запас жизненной силы в виде продолговатого черного камня. Но эта связь открылась мне много позже. Ребенком я совершал ритуал также, как, по моим позднейшим наблюдениям, это делали африканские аборигены; они тоже сперва что-то делали и лишь потом осознавали, что же это было.
Отсюда