Загадки сознания и искусства палеолитического человека

Sep 24, 2016 10:30

Шедевры палеолитического искусства производят неизгладимое впечатление на современного человека, что уж говорить о их современниках. Экспрессивные изображения проступали из вечной темноты, царившей в пещерах, благодаря слабому свету жировых светильников, зачастую высоко над головами. Кстати,  как сейчас, так и 15-20 тысяч лет назад жить в пещерах было крайне неуютно, более того, следов "постоянного проживания" человека в подобных пещерах, в общем-то, и нет. Скорее всего, это были древние "храмы" с помещениями, имеющими различное назначение. Среди них были особенно труднодоступные, тайные святилища, которые использовались, возможно, для посвящений или инициаций. Как выглядели эти древние ритуалы трудно сказать точно. Изучая сами пещеры, найденные в них предметы, а также сохранившиеся до наших дней архаические культы, мы приближаемся к пониманию того, как мыслили и во что верили древние люди. Однако среди находок древности есть много таких, назначение которых никто так и не смог точно установить. Может это сделаете вы?

Открытие каждой из знаменитых ныне пещер, начиная с Альтамиры в Испании и Ласко во Франции, сопровождалось невероятными историями. Например, открытие Ласко началось с удара молнии) Все без исключения исследователи, а затем и посетители говорят о сильном впечатлении,  которые пещеры производят на людей. Кстати, - в этом году выходит фильм "Альтамира" с Антонио Бандерасом, трейлер добавила в конце)



Ласко




Это настоящая картина с сюжетом и несколькими действующими лицами, единственная в своем роде, обнаружена как раз в одном из труднодоступных мест пещеры Ласко - в колодце -"шахте", чтобы попасть в который нужно было вначале преодолеть в темноте длинный узкий лаз, обдирая кожу, а затем в буквальном смысле прыгнуть в никуда. Трактовки изображения есть разные, но мне особенно нравится вариант, услышанный на лекции о происхождении искусства в Эрмитажном лектории, открывающей трехгодичный курс истории зарубежного искусства. В лежащей фигуре узнаются очертания человека, но это не человек - у него клюв, страные пропорции и руки c четырьмя пальцами - сложно художник подчеркивал, что это не обычный человек. Это синкретический, собирательный образ. Древние люди таким образом могли изобразить предка, прародителя, божество. Этот как бы человек или прародитель, вышел на охоту и только что нанес бизону смертельный удар копьем - копье сломано, внутренности животного вываливаются на землю. Но зверь собирает последние силы, шерсть его встает дыбом и он наносит человеку тоже смертельный удар - в сторону лежащей фигуры обращены оба рога. Древний художник изобразил на этой картине смерть, на это указывает и положение фаллоса. Прародитель выполил свой долг, обеспечив народу жизнь - мясо крупного животного, ценой своей жизни. В этой трактовке можно увидеть древнейший прообраз Христа. Птица рядом с телом может символизировать душу или дух.

Возле изображения носорога (в левой части композиции) хорошо видны три пары точек, в пещере Ласко они повторяются еще дважды и тоже в труднодоступных местах. Среди символов Ласко также сложный зубчатый символ, "гербы" и отдельные точки. Похожие знаки можно увидеть и на других стенах, на светильнике из песчанника, найденных неподалеку. Есть предположение, что 6 точек над головой одного из зубров в Ласко изображает скопление Плеяд в созвездие Тельца.  В 2000 г. немецкий ученый Михаэль Раппенглюк выдвинул версию, что глаза бизона, человека и птицы образуют летне-осенний треугольник (Вегу, Денеб и Альтавир). Там же,  в шахте найдены остатки красящих веществ, проколки, светильники и просверленные ракушки. А есще следы пяток детей-подростков) Суть загадки - что происходило в пещерном колодце, зачем дети там много двигались, отчего рассыпалось ожерелья, какой смысл имели нанесенные на предеты орнаменты..





На фото - мелкая пластика из Альтамиры

Археологи нашли в пещерах довольно много предметов из кости и рога, украшенных резьбой с аналогичной символикой. В этот период люди (кроманьонцы) не имели лука и стрел - палеоботаники установили, что в это время не существует деревьев достаточной гибкости. Те же палеоботаники обнаружили, что кроманьонец использовал в пищу более 500 видов трав (это к вопросу об искусстве кулинарии)



Еще одна "шифровка". И еще одна загадка - отсутствие копоти на стенах и как художники рисовали в полной темноте. В пещерах находят жировые светильники, но они дают мало света. Между тем древние художники создавали сложные цельные метафорические образы,



"Испанские" быки в пещере Альтамира - шедевры палеолитического искусства. Пабло Пикассо, увидевший эти росписи,  сделанные предположительно 15-17 тыс. лет назад сказал: "после работ в Альтамире все искусство пошло на спад". Разве эти быки не есть эмоциональное свидетельство связи современной Испании с ее корридой и этих святилищ? А разве сама коррида - это не память о важости мастерства охотника, от которого зависела жизнь его народа? А цвет этих быков - это и цвет крови, и натуральной охры, с помощью которой древний художник создавал эти изображения. Невольно вспоминаются фильмы Альмодовара, в которых так много темно-красного "томатного" цвета)

В пещере кроме изображений животных (бизонов,  лошадей и оленей) встречаются маски - природные формы стен очеловечены с помощью дорисованных глаз и ртов. Несмотря на то, что используется всего лишь две краски - уголь и оксид железа, эффект полихромности достигается за счет включения в изображение естественого цвета стен пешеры. А благодаря естественному рельефу стены, древний художник добивается объемности изображений.





Изображая несколько пар ног художник передает динамику бега животного

В пещерной живописи встречается много абстрактных знаков и символов в виде отдельных групп или чередующихся с изображениями животных - ряды точек, коротких вертикальных или наклонных линий,  прямоугольников, разделенных на квадраты,   овалы с линиями по центру оси. В наиболее известных изображениях в пещерах Ласко и Альтамира встречаются символы, нарисованные красной краской рядом с изображениями животных. Часто встречаются прямые линии, образующие при пересечении квадраты и полукружья.



Изображения знаков на потолке пещеры в Лас-Чименеас (Испания). Геометрические символы всегда расположены обособленно от рисунков. Это подтверждает сложный интеллектуальный уровень древнего человека. В Испании абстрактные формы встречаются чаще в зоне Кантабрийского моря - особено много кривых и извилистых линий. По мнению Алеруа-Гурана эти изображения - часть организованной системы символов, которые исследователь сводит к категориям мужским и женским и предполагает, что они имеют ритуально-магическое предназначение. Источник этого тезиса. Некоторые исследователи считают, что символы могут содержать отметки о наблюдениях за фазами луны или обозначают созвездия. То есть так чтобы совсем полностью вся эта символика тоже не расшифрована)





Черные знаки из пещеры Альтмира


Пещера рук - Куэва-де-лас-Манос, Аргентна. В основном, левые руки. 10-13 тысяч лет



На этих отпечатках рук, возможно, не хватает фаланг пальцев.

Это тоже загадка - зачем оставлялись такие отпечатки? Есть много теорий, в том числе такая -   для того,  чтобы оставить такой след, человек должен был набрать в рот краски и распылял ее на приложенную к камню руку, возможно,  чтобы вдохнуть в них жизнь. Возможно, это была часть ритуала.



Это знаменитое изображеие шамана из пещеры Ле-Труа-Фрер (Трех братьев) - рисунок аббата Брейля в 1912 г. По мнению Брейля это человек, одетый в шкуру животного, в маске и головном уборе с рогами, дает представление о ритуалах и обрядах древности. Открыта пещера была сыновьями графа Бегуэна очень эффектно в начале 20 века, почитать можно здесь



В пещерах наряду с живописью находят и мелкую пластику, зачастую представляющую собой произведения искусства.



Эта сцена  украшала копьеметалку. Копьеметалки до изобретения лука давали возможность бросить копье а более далекое расстояние. Однако как не подходит оружию такая прекрасная миниатюрная скульптура, изображающая сцену, полную любви и нежности))



Фото отсюда Изделия из кости, найденные в пещере Пекарна в Чехословакии. Фото опубликовано в книге Йозефа Аугуста и Зденека Буриана "Жизнь древнего человека",  Прага,  1962. 1,2 - жезлы начальников, 3 - дудки из ральцевых фаланг оленей, 4  бокалы из оленьего черепа, 5 - наконечники и иглы, 6 - костяной предмет с расщеплением, 7 - гарпун.

Предметы с условным названием "жезлы начальников" были довольно распространены в древнем мире, подобные предметы с отверстием находят также в захоронениях. Назначение этого предмета - тоже загадка. Нельзя же всерьез считать их выпрямителями копий :))



Захоронение двух мальчиков, умерших 23 тысячи лет. Один - в возрасте 12-13 лет, второй примерно 8 лет, лежат головой друг к другу. Сунгирь (Владимирская область). В могиле находился богатый инвертарь - красиво сделанные копья длиной 2,5 метра, кинжалы, бусины и другие украшения из бивня мамонта. Бусины были нашиты на меховую одежду. На фото хорошо видны "жезлы начальника". Фото отсюда



Раскопки захоронений возрастом в 23 тысячи лет, в области вечной мерзлоты, 200 км от Москвы в 1964 году. Мужчина 55 лет в меховой одежде, расшитой бусинами. Могильная яма и покойник были обсыпаны красной охрой, которая, когда завершился процесс тления, облепила кости скелета. Под скелетом и на нем было найдено около 1500 украшений из кости, просверленные клыки песцов, предположительно составлявшие часть ожерелья, а также две дюжины браслетов из бивней мамонта и бусы из того же материала, которые, по-видимому, были нашиты рядами на кожаную одежду покойника. Собственно мысль пришла о том, что красные естественные красители, использующиеся для погребальных ритуалов могут быть связаны с красителями, использующихся в живописи. Для чего могилы посыпали красной краской - уже не секрет, она символизировала кровь, необходимую для жизни) Вопрос в другом - зачем так много украшений нужно было брать с собой в другой мир? Для того, чтобы сделать такое количество украшений и бусин для погребенных все племя должно было трудиться не покладая рук долгое время.
Искусство палеолитической живописи сосредоточено, в основном, в Пиренеях - север Испании - юг Франции, плюс Капова пещера в Башкирии, Южный Урал. А вот женские палеолитические фигурки находят буквально по всему миру - от Африки, Австралии, Мексики до Евразии. Женщины не имеют лица, но при этом у них подчеркнуты женские отличия. В древности всех людей земли объединял единый фаллический культ. По этой пичине многие исследователи сводят смысл древнейшей символики к мужским и женским символам. Мужские - вертикальные острия, рога, жезлы, женские - овальные, треугольные, прямоугольные фигуры. Но о богинях в следующий раз)

Трейлер "Альтамира" с Антонио Бандеросом, 2016

image Click to view



Художники каменного века BBC

image Click to view



Зарождение искусства, наш документальный фильм

image Click to view



Музей Альтамира здесь
Читайте также: Украшения древних богинь или зачем богине бусы здесь

палеолит, история искусства, история украшений

Previous post Next post
Up