Иногда удивляет сходство каких-то изображений, хотя это может решительно ничего не означать. Например, пара статуэток из музея Метрополитен с изображением одинаковых божков с козлиными рогами, которых связывают с древними представлениями о горных богах, очень напомнила относительно недавно найденное скульптурное изображение божка, украсившего огромный бронзовый котел, по предположению ученых - это греческий бог Ахелой. Первое изображение датируется 3 тыс.до н.э., второе - V век до н.э.
Первая статуэтка относится к протоэламскому периоду (3 тыс. до н.э.) и, возможно, она может пролить свет на форму колпака гномов. Современное имя этого персонажа - "шагающий демон". Шляпа имеет форму козлиных рогов. Гномов напоминает и борода и обувь с загнутыми носами. География статуэтки - Месопотамия или Иран. Этот божок связан с высокогорными областями - об этом говорят и могучие рога горного козла на голове, символизирующие его власть, и крылья хищной птицы на плечах.
Его возраст примерно совпадает с возникновением первых городов в древнем Шумере. Фигурку отличает реалистичность, пропорциональность, особые детали - тройной ремень и борода, которые говорят о божественной природе существа. Смешение антропоморфных (человеческих) и зооморфных признаков указывают на сверхъестественные качества изображенного, возможно отражает шаманские верования и, вместе с тем, характерно для искусства прото-эламского Ирана, где в этот период возникают замечательные традиции металлообработки. Мышьяковая медь, 17,5 см. Одна из пары идентичных статуэток. Хранится в Метрополитен-музее. Фото
отсюда Второй божок найден относительно недавно во Франции. Французские археологи раскопали курган 5 века до н.э., в котором обнаружили захоронение кельтского князя в колеснице. В захоронении найден богатый инвентарь, в том числе огромный бронзовый котел, 1 метр в диаметре. Французские археологи считают, что это пиршественный котел, а его ручки украшены изображением изображением греческого речного божества Ахелоя. Ахелой изображен с рогами и бычьими ушами, а также с усами и бородой, тройного пояса нет, зато есть тройные усы. Котел украшают также 8 львиных голов, в захоронении найдено еще изображение греческого бога виноделия, лежащего под виноградной лозой и взирающего на женщину.
И хотя обычно Ахелоя изображали в виде человека, змея или быка - то есть у него были рога быка, а не козла (рог Ахелоя станет рогом изобилия), тем не менее существует легенда, что у него на самом деле был рог Амалфеи. Амалфея - та самая коза, которая вскормила своим молоком Зевса на острове Крит, где Рея прятала его от отца Кроноса, который собирался Зевса сьесть. Заметьте - в пещере Козьей горы.
С одной стороны влияние средиземноморского искусства на кельтское общепризнанно. Кельты вели активную торговлю, были невероятно богаты и для кельтской аристократии владение подобным комплектом из котла и кувшина с вином удивления не вызывает. Богатые кельты предпочитали импортное вино, пока не научились его делать сами (до этого кельты пили пиво). С другой стороны, настойчиво вспоминаются ритуальные котлы кочевников и, в общем-то, странно, что так серьезно относящиеся к заупокойному культу древние подготовили важного кельта к легкомысленным пирам и забавам. И на фига зачем кельту в загробном мире такой большущий котел? Если он ни разу не ритуальный, а просто попировать. Хотя археологи говорят, что наличие подобных котлов в сочетании с греческим сосудом для вина были характерны для захоронений богатых кельтов данного периода. Статья
про кельта отсюда.