Селфи Фриды Кало. Богиня и калека. Украшения в живописи и в жизни мексиканской художницы.

Mar 08, 2016 07:00

Выставка картин в музее Фаберже в Петербурге в очередной раз привлекла интерес к творчеству Фриды Кало - самой известной латиноамериканской художницы, иконы стиля XX века и символа сильной женщины. Она прожила яркую и сложную жизнь и ее творчество полностью самобытно - будь то искусство, мода или личный стиль. Ее часто называют родоначальницей селфи,  большая часть ее картин - автопортреты. В 18 лет после ужасной аварии она год была прикована к постели. Отец принес ей мольберт и прикрепил зеркало так, чтобы она могла видеть и рисовать себя саму, тогда и начинается перерождение Фриды-калеки во Фриду-богиню... Всю свою жизнь она будет испытывать физическую боль, как следствие полученных травм и переломов. Но будет черпать силы в творчестве и в любви и станет одной из самых выдающихся женщин мира.

Зрителю всегда интересен личный стиль художника. Фрида выбирала смелую одежду, которая подчеркивала ее индивидуальность. Особенно известна ее эклектичная смесь национальных мексиканских мотивов - яркие прямые блузы с узорами, длинные юбки с оборками и вышивкой, массивый головной убор из цветов и лент и огромное количество украшений становятся ее визитной карточкой и в искусстве и в жизни. А переосмысление украшений - творческим приемом. Точка отсчета образа Фриды - ее свадьба с Диегой Риверой, известным мексиканским художником-монументалистом, на которую Фрида пришла в национальном, или, как сейчас бы сказали, "этническом" платье своей служанки. С этого момента Фрида испытывает и постоянную душевную боль - брак с Диего оказался трудным и мучительным. Усиливала ее невозможность иметь детей - еще одно роковое последствие аварии. Все это нашло отражение в ее многочисленных автопортретах.



Фрида Кало. Автопортрет с терновым ожерельем и колибри, 1940. Коллекция произведений искусства Университета штата Техас, США. Этой картины на выставке в Петербурге не было)) Искусствоведы отмечают, что простое белое платье Кало намекает на мученичество, а ожерелье - на терновый венец Христа. Бабочки на голове Кало интерпретируют как символы ее собственного воскресения - по этой причине Фриду обвиняли в том, что она кощунственно сравнивает себя с Иисусом Христом.  Яркие колибри, парящие над цветами, в мексиканской культуре символизирует любовь и удачу, свободу и жизнь, но безжизненная черная птица на картине свисает как крест с ее ожерелья из шипов, а ее черные крылья словно эхо повторяет разлет бровей Фриды. Черная кошка за ее левым плечом, символ невезения и смерти, приготовилась к прыжку... За ее правым плечом - черная дьяволская обезьянка, подаренная Фриде ее мужем Диего...



Черную обезьяну на картинах Кало многие считают символом Диего Ривера, брак с которым принес много страданий художнице. На некоторых картинах лапа обезьяны обвивает шею Кало как черное "когтистое" ожерелье. Фрида Кало часто смешивает символику мексиканской и ацтекской культур в своих работах. Альтернативная интерпретация колибри - символ Уицилопочтли, ацтекского бога войны, а кровоточащие раны - следствие борьбы Фриды за свою любовь. Часто искусство Фриды Кало относят к сюрреализму, сама художница так не считала -  "...я никогда не рисовала сны. Я рисовала свою собственную реальность".



В погребальных приношениях Монте-Альбана находят изображения женских божеств. Архетип богини невольно навевает мысли о ее сходстве с образом Фриды Кало. Богиня Змея с атрибутами: накидкой кичкемитль, нефритовыми четками, головным убором в виде заплетеной косы. Имя изображено как нагрудное украшение. Национальный музей антропологии, Мехико. Фото отсюда

Фрида Кало носила наряд в стиле Теуантепек (штат Оахака). Здесь живут индейцы-сапотеки, как и в Монте Альбана. Мать Фриды - Матильда Кальдерон, коренная "чиланга", родилась и жила в столице Мексики, в свою очередь, ее мать - испанка, отец -  индеец. Об отце Фриды пишут по разному - то немецкий еврей, то венгерский немец.  В любом случае кровь Фриды Кало педставляла собой поистине гремучую смесь. Однако Фрида Кало идентифицировала себя, в первую очередь. с мексиканской культурой.



Костюмы Фриды Кало из ее музея в Мексике



На фотографии в мастерской художницы в Синем доме видна на стене картина "Две Фриды", на которой она изображена в европейском платье и этническом мексиканском костюме. Картина написана после развода с мужем художницы - Диего Ривера.  Они держатся за руки, у обоих разбито сердце. Образ Фриды в мексиканском платье - своего рода творческий и программный манифест художницы и символ периода жизни ее с Диего. Этот образ Фриды Диего восхищал. Но что это, как ни попытка вырваться из плена образа и признание невозможности оторвать одну Фриду от другой? - у них одна кровеносная система)) Вскоре Диего и Фрида вновь заключат брак, но отношения останутся сложными. Хотя, безусловно, их связывала любовь и првязанность.

В Синем доме в столице Мексики, где жила и в 1954 году умерла художница, только в начале XXI века сотрудники получили доступ к ее гардеробу и украшениям. Синий дом (национальный цвет Мексики) стал музеем Фриды Кало после смерти ее мужа Диего Ривера в 1957 году, однако, согласно воле Диего, его друг Долорес Ольмедо не отдавал ключи от ванной, куда Диего поместил вещи своей жены. Там хранились ее платья, шали, обувь, индейские украшения, фотографии, сделанные ее отцом Гулермо Кало, корсеты. Ванная комната, где хранился гардероб Фриды, была вскрыта 2004 году, 8 лет продолжалась его реставрация... Украшения и наряды Фриды Кало - явление в искусстве и моде. Но то, что сформировало эту яркую и самобытную художницу всю жизнь было скрыто под одеждой. Возможно, одной из причин, почему Диего не хотел, чтобы гардероб его жены стал достоянием общественности.



Лишь в 2012 г. при участии мексиканскиого Voque была устроена выставка одежды и украшений художницы. Она представила гардероб Фриды Кало через призму инвалидности и расширения возможностей калек. Выставка фокусировалась на пути Кало через моду, ее феминистические и социалистические убеждения, через попытки замаскировать тяжелые травмы при помощи яркой и просторной одежды мексиканских индейцев. Выставка носила название "Гардероб Фриды Кало. Внешность может быть обманчива". Большинство экспертов считали, что Фрида носила мексиканскую одежду, чтобы угодить Диего. Однако история несчастий Фриды началась еше раньше - в 6 лет она перенесла полиомиелит, долго была прикована к кровати,  в результате правая нога у нее была менее развита - тоньше и короче другой. Еще в школе Фрида привыкла маскировать больную ногу, носила по нескольку носков на больной ноге и специальную ортопедическую обувь. Мексиканские юбки - это еще одна женская хитрость для маскировки своих недостатков. Исследователи нашли фотографию семьи ее матери в одежде, которую обычно называют стилем Тихуана (Тиуана), однако более точным названием исследователи считают Теуантепек по названию области на Юго-Западе Мексики в штата Оахака. Фотография доказывает, что Фрида была знакома с этим стилем еще до встречи с Диего.



Корсет на пряжках и протез для правой ноги экспонируются в музее ее имени в Синем доме, где она жила с мужем и где находилась ее мастерская. За год до смерти у Фриды Кало была отнята правая нога до колена.

На перешейке Теуантепек и сейчас можно увидеть местных женщин в традиционных нарядах c тяжелым набором ювелирных украшений. Там царит матриархат, женщины доминируют в культуре и управляют общественной жизнью. Фрида Кало не просто выбрала платье родом из Мексики. Она выбрала платье, которое символизирует сильную и независимую женщину. Благодаря сложному украшению на голове Фрида отвлекала внимание от своих ног. Впрочем, любой из предметов ее одежды настолько специфичен, что произвел бы фурор и сегодня. Фрида шла впереди времени и использовала и современную ей моду и традиции, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность и создать свой образ. Еще одна особеность Фриды - чем хуже она себя чувствовала, тем больше украшений на себя одевала, тем ярче и красочнее был ее наряд.



Когда Фрида начала носить традиционные платья, в ее жизни происходили серьезные изменения. В 1929 году она вышла замуж за Диего Риверу, одного из лучших мексиканских художников, который был старше ее на 20 лет.



Аксессуары и украшения Фриды в Синем доме.

Среди украшений Фриды много серебра - она любила серебряные украшения, наряду с драгоценностями фигурируют простые украшения в любимом художницей мексиканском стиле. Фрида Кало собирала и носила украшения доколумбовой эпохи. Она носила много ожерелий из камней, чаще грубой обработки. Коллекция украшений Кало была очень внушительной, друзья любили ей дарить украшения, в свою очередь она много их раздавала.



Золотое колье из музея Фриды Кало





Современики вспоминали ярко-красные ногти художницы. На левой руке она носила много перстней, не обязательно дорогих - хотя на ней любые украшения выглядили эффектно. В правой руке Фрида обычно дежала кисть, поэтому кольца на ней носила редко.



Кольца, музей Фриды Кало







Фрида и Диего Ривера



Фрида Кало. Фрида и Диего Ривера, 1931 год



Фрида Кало. Мать Земля. Автопортрет с Диего.



Диего Ривера. Портрет Фриды Кало, 1940
Музей современного искусства, Сан-Франциско, США



Диего Ривера. Портрет Фриды Кало



Фрида Кало, автопортрет с серьгами-кольцами



Фрида Кало. Автопортрет с голубыми бусами, 1933.





Изображения рук древние майя носили как амулеты.





Фрида Кало. Автопортрет, посвященный доктору Элоессеру, 1940. Жемчужина среди украшений Фриды Кало  - серьги в виде рук, подаренные ей Пабло Пикассо.



Уникальный стиль Фриды Кало сделал ее музой моды))

















Автопортрет с распущенными волосами, 1947





Фотограф Николас Мюрей



Фрида Кало, фотограф Николас Мюрей, 1939



Автопортрет с обезьянкой, 1938. Обезьяна - символ похоти в мексиканской мифологии. Но на этой картине она изображена как существо со своей собственной душой. Зверек ласков и нежен, он обнял шею Фриды и хочет ее защитить. Как и во многих других картинах фоном служат тропические растения и зеленые листья.



Автопортрет с обезьянкой, 1940. Темнота в пустотах между листьями говорят о мраке и темноте в душе самой Фриды. Кроваво-красная лента вплетена в волосы, она 4 раза обвивает шею Фриды и один раз шею обезьянки. После развода с Диего художницу преследует чувство клаустрофобии, она обвивает в своих автопортретах шею лентами, ожерельями, виноградом или длинными руками обезъяны, которые угрожают задушить ее. Чтобы подчеркнуть родственную близость Фрида рисует лапу обезъяны как продолжение ее косы. Но несмотря на то, что художница подчеркивает связующие чувства, эффект от полотна зловещий. На картинах Фриды 1940 года преобладают желтые цвета, которые усиливают суровое настоение. Этот желтый - не солнечный. Он делает черный еще более зловещим.

На примере этой картины можно судить о своеобразном подходе Фриды к цвету, она писала об том в своем дневнике.

Зеленый: теплый и хороший цвет
Красновато-пурпурый: цвет ацтеков. Старая кровь опунции.
Пурпурный - живой и самый старый.
Коричневый: цвет земли и опавшей листвы
Желтый: безумие, болезнь, страх. В то же время цвет солнца и радости
Кобальтовый синий: чистота и любовь
Черный: на самом деле нет ничего черного
Цвет зеленой листвы: листья, печаль, наука. Цвет Германии
Зеленовато-желтый: безумие и тайны. Все фантомы носят костюмы этого цвета... или, по крайней мере, белье
Темно-зеленый: цвет плохих новостей и хорошего бизнеса
Темно-синий: расстояние.
Пурпурный: кровь? кто знает!



Мигель Коваррубиас и Фрида Кало в Сан-Анхеле, Мехико, 1938. Фото: Николас Мюрей



Фрида Кало с Львом Троцким и его женой. Фрида была коммунисткой и даже поменяла свою дату рождения с 1907 на 1910 год, чтобы быть ровесницей мексиканской революции.



Портрет Фриды Кало, фотограф Карл ван Вехтен,  1933



Фрида Кало, фотограф Эдвард Уэстон, 1930





Фрида Кало, американская женщина-фотограф Имоджен Каннингем, 1931







На этой фотографии Фрида, обрезавшая свои красивые длинные волосы после измены Диего с ее сестрой,  1934 год



Это фото - фэйк, созданый фотографом Робертом Тореном в 2012 году, совместившим фото певицы Доннет Тайер и фотографию Фриды 1931 г



Идеи картин Фриды Кало зашифрованы в деталях, фоне)) Символика ее картин опирается на национальые традиции и связана с индейской мифологией доиспанского периода, которую Фрида знала великолепно. Диего и Фрида всю жизнь собирали подлинные памятники доколумбовой эпохи, которые до сих пор находятся в саду Синего дома. Там же в саду они построили пирамиду в ацтекском стиле. Среди каменных идолов и индейских масок прячется настоящая редкость - каменная плита с кольцом для игры в мяч, древняя забава мексиканских индейцев, в которой капитан проигравшей команды приносился в жертву)

Хотя Мексика обрела независимость от Испании еще в 1821 году, пережила революцию 1910-17 годов, все таки в стране чувствовалось сильное европейское влияние. Фрида и Диего выступали за сохранение национальных традиций, местного искусства и культуры - даже в саду отдавали преимущества мексиканским растениям - там росли агавы, кактусы, опунции, апельсиновые и абрикосовые деревья, айва и гранат. Фрида почти всегда украшала свою прическу живыми цветами.















Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, во вторник 13 июля 1954 года. Хотя есть и другая версия - Фрида хотела расстаться со своим телом, которое причинило ей столько боли и никогда больше не возвращаться в него. На следующий день близкие собрали ее любимые украшения, в том числе старинные ожерелья доколумбовых времен, дешевенькие простые вещицы из морских ракушек, которые она особенно любила, и положили все это в серый гроб.

В 2006 году был снят фильм "Фрида" с Сальмой Хайек, с которого начался очередной виток повышения интереса к Фриде Кало.  Ниже трейлер к фильму.

image Click to view





Джули Вайс, художница по костюмам, покупала для фильма недорогие ювелирные украшения у уличных торговцев, в числе которых коралловые и жемчужные серьги, ожерелья из камней,  в том числе янтарное.



Сальма Хайек, исполнительница роли художницы в фильме "Фрида" в ожерелье, принадлежащем Фриде Кало.



Образом Фриды Кало восхищался Пабло Пикассо и Лев Троцкий, выставки ее работ проводились в разных городах США и во Франции. Этот образ привлечет внимание ведущих дизайнеров и модельеров XX века)) Эльза Скиапарелли создала платье "мадам Ривера", в стиле Фриды создавались коллекции Валентино, Жан-Поль Готье в 1997 году выпустил коллекцию на тему Фриды и Девы Марии Гваделупской для Givenchy. Стиль Фриды едва ли не самый распространенный для подражания и различных интерпретаций в искусстве и в моде.



Янтарное ожерелье из коллекции Эдуарда Гарса, подробнее о коллекции здесь

Фрида любила украшения, верила в их особенную силу и стала источником вдохновения для многих ювелиров. Эдуардо Гарса под впечатлением от посещения Мексики и музея Фриды создал коллекцию украшений, основанную на использовании символических материалов ацтеков и майя - древних янтарных бусин и ацтекских нефритовых монет. Это священные камни доколумбовой эпохи - в то время не было банков и люди носили ценности на себе :)) Он утверждал, что проник в тайны древнего ювелирного искусства майя и символическое значение украшений Фриды Кало.

-------------------

И в заключение несколько слов о выставке. 34 картин Фриды Кало показалось мало)) Недостаточное понимание, но твердое желание понять творчество художницы на выставке чувствовалось уже у входа, где у стены с письменами собралась первая толпа, вторая осадила телевизор за стендом с фотографиями, где демонстрировался фильм "Фрида на фоне Фриды" - если собираетесь идти на выставку,  посмотрите лучше дома в интернете. Можно еще посмотреть фильмов 10 документальных и еще голливудский фильм с Саймой Хайек "Фрида")), было ощущение, что народ пришел в кинотеатр, поэтому ссылку на него я добавила в конце поста)) фильм хороший))) Выставка была посвящена другой Фриде - ее трагичной стороне жизни, подбор картин едва ли не лучший из возможных)) ниже несколько фотографий с выставки))













Моя кормилица и я, 1937.  Аллегория Мексики, Матери-земли



Портрет доньи Роситы Морильо, 1944. Мать коллекционера работ Фриды. Спицы и нитки ассоциируются с нитями жизни и тканью судьбы. Донья Росита старейшая женщина в роду. Кактус в цветах - это мексиканское дерево жизни и символ крепкой семьи. Коричневые листья символизируют старость и смерть. Интересны серьги в ушах - это золотые лунницы.
Источник:https://www.buro247.ru/culture/arts/uznat-iskusstvo-ekskursiya-po-vystavke-fridy-kalo.htm









Маска безумия. 1945. Отрезалась сверху прическа Фриды)) Это еще один автопортрет Фриды, но в маске Малинче. Художницу можно узнать по перстню, часто попадавшему на фотографии 40-х годов. Это традиционная мексиканская маска, использующаяся в уличных представлениях. Малинче была переводчицей и любовницей Эонана Кортеса, завоевателя Мексики. Красный цвет маски символизирует сексуальность и кровопролитие, которое Малинче навлекла на свой народ. По маске обольстительной предательницы текут слезы - Фриде уже почти 40 лет и ей все сложнее играть роль свободной женщины. Расшифровывая картину за картиной Фриды Кало можно изучить историю Мексики))
Источник:https://www.buro247.ru/culture/arts/uznat-iskusstvo-ekskursiya-po-vystavke-fridy-kalo.html




Фрида Кало хорошо знала символический язык растений - на ее картинах нет ничего случайного.





Диего и я, 1944. Рамка из ракушек - символов женского начала - сделана самой Фридой в 2-х экземплярах, одну картину она подарила Диего, другая висела у ее зеркала.



















Ну а это скромное селфи автора))

Источники: dailymail, о новой коллекции в Voque,
о мексиканских украшениях, о картинах,

Фрида на фоне Фриды

image Click to view



Настоящая Фрида

image Click to view



знаменитости, кино, Фрида Кало, история украшений, музеи, богини

Previous post Next post
Up