А наете ли вы, как называется костюм алтайского шамана? Маньяк! В Петербургском музее религии, который когда-то располагался в Казанском соборе, а сейчас находится напротив Главпочтамта на углу Почтамтской улицы и Почтамтского переулка, закрылась выставка, посвященная шаманам, она называлась "Эти особенные люди. Портреты сибирских шаманов". Выставлялись экспонаты, связанные с конкретными историческими людьми - шаманами. То есть это своего рода персональная шаманская выставка))
Интересно, что к каждому шаману приходят свои духи-проводники, он хорошо их знает и эти духи часто присутствуют в шаманском костюме в виде украшений или даже просто рисунков. В ходе камлания духи-проводники приходят и вселяются в свои изображения, помогают шаману в его путешествиях. Костюмы и ритуальные принадлежности шамана в различных областях могут значительно отличаться. Считается, что шаманами становятся не по своей воле, а по воле духов)) В любом случае шаманы - это еще и просто люди с разными характерами, имеющие авторитет у сородичей, в то же время одаренные многими художественными талантами, а иногда и манипуляторы, созающие свою власть. В любом случае интерес к шаманизму существовал всегда, даже когда сам факт существования его отрицался.
По поводу дисков с китайскими иероглифами и зеркал большой пост можно почитать у моего фрэнда
здесь Чукотские шаманы
Потомственный чукотский шаман Онно из поселка Яндогай по просьбе художника и искусствовеа И.П.Лаврова зартсовал свои видения. Он был также хорошим резчиком по кости и работал в местной артели. Ниже (и на фото) принадлежащие ему работы.
Шаман Анкауге (вдохнувший от моря) из поселка Нутепельмен на берегу залива Лаврентия был расстрелян в 1938 г, известен блоагодаря записям И.П.Лаврова. Шаман Анкауге имел, по-видимому, связи с американскими сородичами и выступал против Советской власти. Ниже - принадлежавшие ему предметы, в ом числе копия модели самолета, которую он установил на верхушке своей яранги, замаскировав внутри ружье, от которого вниз была протянута веревка. В нужный момент он дергал за нее, ружье выстреливало и соплеменники воспринимали это как знак небес и падали в ужасе.
Ритуальное копье шамана Анкауге. Чукотка, поселок Нутепельмен, 1930-е. Копья являются распространенным оружием шамана в борьбе со злыми духами. На древке красной краской нанесены схематическое изображение человека, крестообразные знаки, изображение морского животого. Солнце в виде диска с лучами, а также Луна в виде серпа и в виде диска. На древке латинскими буквами вырезаны буквы AYP.
Большинство чукчей, как мужчины, так и женщины могли взаимодействовать с духами и владели магическими формулами против злух духов. В каждой семье имелся бубен, который считался святыней, с помощью бубна аккомпонировали песням и танцам.
Самый большой разел посвящен шманам нанайцев, ульчей и орочей (Нижний Амуо и Приамурье). Их шаманы, как считалось, обладают особой душой и имеют свою территорию в ином мире. В этих районах распространена была передача шапанского дара по наследству. Они лечили больных и хранили души людей.
Ульчские шаманы. Дея Дян и К.Вальдю. В 1972-73 гг музей организовал две экспедиции в Хабаровский край, руководитель Яков Ильич Шурыгин. Участники экспедиции посетили нанайские села Дада и Найкин, затем ульчские Боговродское, Булава, Ухта, Кольчом, Койма, Аури, где собирали экспонаты для музея.
На фото - первый дух-помощник и фрагмент дерева шамана, используемого для жертвоприношений
Соломенный всадник - дух болезни ритуально сжигался
Духи-помощники
Мио - шаманская икона Г.К.Гейкер (нанайцы)
В этойизбушке хранились ритуальные предметы умершего шамана (ниже)
История нанайских шаманов М.Т.Омника и Г.К.Гейкер (урожденая Огигка) известны благодаря исследоваиям этнографа А.В.Смоляк, с 1950-х годов работавшей в Приамурье.
Портрет шамана М.Т.Онинка, Хабаровский край, Наайский район, чело Джари, 1970 год.
На одежде Онинка изображены его духи-помощники. На груди - фигурка духа Эдехо, на коленях - его первый дух помощник - девочка Ула. Этот дух сопровождал его всю жизнь, даже когда все другие духи покинули его. Становление Онинка как шамана началось в 1940 году, он был участником войны, обморозил и чуть не потерял ноги, полгода провел в госпитале. Мучился от ашествия духов, духи умерших родствеников призвали его стать шаманом. В экспозиции представлены его вещи, в том числе рубаха, на которой изоражены его духи-помощники.
Головной убор нанайских и ульчских шаманов из ритуальных стружек гиасамса после камлания шаман оставляет в тайге на дереве, поскольку на нем остаются злые духи
Фрагмент дерева шамана Онинка - часть, предназначенная для жертвоприношений.
Шаманские иконы. Верхняя изображает духов рода, нижняя - духов-посредников.
Южная Сибирь. Алтайские шаманы
Имена алтайских шаманов конца XIX - начала XX вв. известны благодаря исследованиям А.В.Анохина (1869-1931), например, Мамлыя, шамана, жившего на реке Ашиякту в начале XX века.
Рисунок на внешней стороне бубна
1. Бубен кама Мымпыя, А.А.Воронина-Уткина. Алтай, бассейн реки Катунь, река Майма, 1920 г, бумага, акварель. Копия рисунка из собрания МАЭ РАН. 2. Кафтан (маньяк) кама Мымпыя, Алтай, 1910. 3. Кара-чалу (знак преемтства шаманства) кама Мампыя (р.Ашыякту) - изображение духа-покровителя кама Мампыя, его предка от которого он унаследовал шаманский дар. Во время камлания этот дух стоит во главе всех шаманских духов, составляющих щаманскую "броню".
Шаманский костюм того же периода и типа, как у Мерея Танашева
Один из самых неординарных шаманов - Мерей (в крещении Кондратий) Танашев (1885-1937). Был православным алтайцем, затем перешел в бурханизм, "белую веру", возникшую в 1904 г. среди алтайцев как выражение из национального самосознания и даже был ярлыкчи - ее священнослужителем. В 1910 перешел в шаманизм, перед I Мировой войной вновь крестился и служил диаконом, ликвидировал неграмотность. Снимался в фильме Козинцева "Одна", изображая шамана (фильм в конце поста), в связи с этим приезжал в Ленинград.
Портрет Мерея Танашева А.Г.Данилина и Л.Э. Каруновской. Цифровая копия фотографии из коллекции МАЭ РАН
Рисунок Мерея Танашева. Невидимая область "Пуп земли и вода", дороги шамана
Скульптурная композиция "Юрта - микрокосм шамана". Автор В.Ш.Сапчак
Бубен и колотушка, тувинцы. Республика Тыва, г.Кызыл, 1950-60-е гг, дерево, кожа, мех, металл, ткань. Приобретены для музея в организации тувинских шаманов "Дунгур". Принадлежали шаману из рода Сапчаков и после его кончины переданы в шаманское общество. Обечайка бубна и его рукоять сделаны нетрадиционно, как из подручных материалов. Обечайка вырезана из раскрашенного фанерного листа, а рукоять - из ножки стула. В традиции же бубен делался по указанию того духа, который призывал шамана на служение. Шаман получал свой бубен с такими отличительными признаками, какие были у его предка, умершего шамана.
Ритуальные предметы шамана Хылача
Шаман. Скульптор Баранмаа А.Н. Республика Тыва, г.Кызыл, 2006 г., камень
Государственный музей истории религии (ГМИР) находится на Почтамтской ул., 14, недалеко от Исаакиевской площади, можно дойти пешком от стации метро Адмиралтейская. С Невского можно доехать на троллейбусах 5 и 22, после остановки перед Исаакиевским собором троллейбусы поворачивают на Конногвардейский бульвар и почти сразу останавливаются напротив Почтамтского переулка, перейти бульвар и пройти два квартала (пересечь улицу Якубовича - следующая Почтамтсая). Билеты подорожали буквально только что (февраль 2016), билет в музей - 200 руб., на экскурсию - 100, итого если с любой экскурсией - билет обойдется в 300 рублей. Все действующие в музее выставки можно посещать свободно без экскурсий, программа в музее обширная, по вторникам вечером лекции и т.д.
Click to view
Это старый полунемой фильм Козинцева "Одна" 1931 года, шаман появляется первый раз на 32 минуте. Его роль выглядит больше как антуражная)) а вообще фильм о девушке, которая собиралась выйти замуж и жить в Мосве среди красивой мебели и посуды (какая хорошая будет жизнь!), но была распределена после педагогического училища на Алтай, где столкнулась с социально-несправедливым отношением кулака-бая по отношению к детям (какое мне дело до ваших баранов) и одна за них вступилась, в результате баи ее обморозили
Click to view
Коль скоро речь зашла об американских родствениках народов нашего севера добавляю небольшое видео с докладом о ювелирном искусстве тлинкитов Аляски. Можете сказать, что это не в тему, на самом деле вполне логичный мост, пусть будет
Click to view
Радио Маяк. История с географией: традиционные верования
Click to view
Click to view
Click to view