Сихиртя или сиртя - мифический, а может быть и существовавший в действительности, но исчезнувший народ. Если он и вправду был, то наcелял с древнейших времен полуостров Ямал и прилегающую территорию. Впоследствии вытеснен и ассимилирован ненцами. Сведения о нем сохранились в легендах и преданиях. О сихиртя говорят, что они ушли под землю, что в мифологии обычно означает переход в иной мир. Единственая археологическая культура, которая теоретически может иметь отношение к этому народу - усть-полуйская (IV в до н.э.- II вв н.э., Ямал), однако в местах обитания усть-полуйцев не найдено ни одного древнего скелета, поэтому внешний облик представителей этой культуры не известен. Собственно, целью моей было разобраться в материальных свидетльствах, ниже я вернусcь к археологии, материальной культуре и к ключевым лингвистическим исследованиям, но интереснее начать с легенд.
Базовые сведения о сихиртя следующие. Красивый народ невысокого роста. Сихиртя искуссно одевались и носили много металлических украшений, пришитых к одежде. Женщины были искусны в рукоделии - как и в бажовском Каменном цветке почти сакральным женским предметом была сумка с предметами для рукоделий. Сихиртя, по крайней мере, легендарные, - были геологами, шахтерами, кузнецами, ювелирами и жили в подземном мире. Их считали не то колдунами, обладающими сверхъестественной силой, не то подземными богами. Жили они в сопках, видимо потому, что гор на Ямале нет. В усть-полуйской археологической культуре присутствовали изделия их меди и железа, которые были сделаны местными мастерами. Тождественны ли сихиртя и древние люди усть-полуйской культуры? Похожие легенды бытуют на всем евразийском севере - они сохранились на территории Англии, Ирландии, Скандинавии. Чудь, по всей вероятности, те же самые существа, просто с другим именем (кстати, они тоже "ушли под землю"), подробнее
об этом писала здесь. И даже больше - легенды о подземных людях, уходяших от несправедливости и обладавших истинной мудростью известны во всем мире. Как, например, подземный народ агарти из преданий Средней Азии...
Н.К.Рерих. Чудь подземная. 1928 или 1929
Дооленеводческий, досамодийский период Ямала насчитывает тысячи лет. В отличие от ненцев-оленеводов, сихиртя, по преданию, охотились на диких оленей, занимались как охотой, так и рыболовством.
В целом население территории Западной Сибири между Уралом и Енисеем мало изучено - с середины 17 века отрывочные сведения появляются в работах исследователей Григория Новицкого, И.Н.Зуева, П.С.Палласа - по берегам Иртыша и Оби жили ханты и манси, севернее, в приполярной тундре жили ненцы, южнее барабинцы. Эту общность обединили в единую фино-угорскую группу, лишь после открытия Усть-Полуйской и близких к ней археологических культур в XX веке появился ключ к пониманию формироания этих народностей.
Итак, сиртя - подземные карлики, хранители серебра и золота. В местах их обитания на земле и под землей находят железные предметы, часто культового назначения. В древности все, что было связано с кузнечным делом было окутано суевериями. К тому же добыча металлов под землей подразумевала как минимум взаимодействие с нижним миром - миром мертвых.
О маленьких полярных людях есть упоминание в "Тварях" Айвана Сандерсона «...в 1632 году капитан английского судна «Чарльз» заявил, что во время плавания в Арктике заходил на остров, где было множество маленьких могил, в которых покоились скелеты по четыре фута (около 125 см. - Авт.), а вокруг лежали луки, стрелы и костяные копья». Близки по описаниям к сиртя чудь и дивьи люди. «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. Культура у них величайшая, и свет в горах не хуже Солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные…» (из "Библиотеки русского фольклора").
Легенды о подземных карликах существуют почти на всех континентах, но сихиртя в отличие от большинства из них труднее других жить под землей - в местах их обитания нет пещер, а вечная мерзлота не позволяет строить подземные жилища или выкапывать их в сопках. Для Усть-полуйской культуры, правда, характерны землянки, дома они строили очень большие - вмещающие до 100 человек, а климат в местах их обитания был намного мягче.
В середине XVIII века французский врач Ламартиньер, посетивший с торговой экспедицией Баренцево море, оставил описание людей, которых он встретил на побережье материка, на Вайгаче и на Новой Земле. По описаниям Ламартиньера, эти люди жили в землянках, остов крыши которых в ряде случаев из-за отсутствия дерева был сделан из китовых костей. Люди эти плавали в кожаных каяках, охотясь за морским зверем, были вооружены луками и стрелами с костяными наконечниками. Ламартиньеру не верили, хотя еще в 1558 году английский путешественник Стефан Барроу описал кожаную лодку, которую он видел у охотника на побережье Вайгача.
В 1930 году во время работ Ямальской экспедиции в ряде пунктов побережья полуострова Ямал были обнаружены следы неизвестной ранее культуры. На мысу Моржовом на берегу Карского моря и Хаэн-Салэ в проливе Малыгина были найдены остатки поселения и землянки. В землянках и вокруг них оказалось большое количество костей морского зверя, черепов моржа, белого медведя, костей кита. Все находки говорили о том, что некогда здесь жили охотники на морского зверя и весь образ жизни их напоминал образ жизни эскимосов. Ранние из этих поселений относились ко времени, близкому к усть-полуйскому, другие же - к несравненно более поздней поре. У ямальских ненцев сохранились предания о том, что когда ненцы пришли на Ямал, они застали там людей, не имевших оленей и говоривших на другом языке.
УСТЬ-ПОЛУЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОСЕДИ
В нескольких километрах от города Салехарда во время строительных работ было обнаружено Усть-Полуйское городище. В результаты этих раскопок Кунсткамера пополнилась коллекцией из 12 тысяч предметов. Городище Усть-Полуй расположено близ Ангальского мыса, на высоком берегу реки Полуй, при впадении ее в Обь, в том месте, где эта могучая река пересекает Полярный Круг. По данным палеоботаников на месте лесотундры в 1 тыс. до н.э. росли сосновые леса, место было богато природными ресурсами.
По всей вероятности, женщины носили какую-то высокую прическу. В коллекции из Усть-Полуя имеется большое количество гребней с длинных до 6-7 сантиметров, зубцами, с замечательным искусством вырезанных из оленьего рога и бивня мамонтов. В большинстве случаев гребни увенчивались прекрасными скульптурными изображениями животных и покрывались тщательно выполненным орнаментом.
Металлические вещи в Усть-Полуе не были привозными. При раскопках городища в двух местах были обнаружены остатки литейных мастерских. В них оказались обломки тиглей, форма для отливки трехлопастных наконечников стрел, куски металла и литейный брак, отлитые, но еще не сделанные украшения и многочисленные модельки, тщательно вырезанные из сланца, для формовки фигурных украшений.
C востока, по течению Сургуто-Нарымской Оби, к усть-полуйской культуре примыкала кулайская (вторая половина I тысячелетия до н.э.).
Мысль о том, что Уймонская долина место рождения венгров, гуннов и место обитания чуди мне тоже понравилась. Но это отдельная тема. Собственно котлы усть-полуйцев археологи посчитали привозными. Но сходство удивительное. Кстати гуннские котлы считаются ритуальными, значит и у других культур они могут иметь подобное же назначение.
На западе, по верховьям Печоры и левобережным притокам Верхней и отчасти Средней Камы и по реке Чусовой, лежала территория соседней гляденовской культуры (последние века до н.э.). Граница между ними лежала по Уральскому хребту. В Гляденове найдены наконечники стрел и игольники, полностью тождественные усть-полуйским, изображения медведей общие по типу с западносибирскими. Кстати, есть версия о том, что сихиртя ушли на Печору.
По нижнему и отчасти среднему течению Иртыша территория потчевашской культуры, также близкой усть-полуйской. У них единообразный тип орнаментации посуды, тождественные типы орудий, в первую очередь бронзовых топоров-кельтов, одинаковые формы бытовых вещей и украшений. В верховьях Оби соседней была фоминская культура. На Енисее в Минусинской котловине существовала в этот период тагарская, затем ташлыкская культуры. Тагарская культура глубоко отлична от культур Западной Сибири.
Многочисленные раскопки еще в прошлом веке были начаты на Каме и в Приуралье, где была открыта широко известная ананьинская культура эпохи раннего железа. Ананьинские племена считаются предками современных народов пермской языковой группы - удмуртов и коми.
Как уже упоминалось, не удалось обнаружить ни одного могильника усть-полуйской культуры, поэтому не определен антропологический тип ее носителей. Изучение антропоморфных изображений и реалистических личин показало, что на территории южного края леса и лесостепи встречаются преимущественно европеоидные черты лица. Они же встречаются в изображениях усть- полуйского времени, происходящих с территории Северного Приобья. Таковы личины из Макар-Висынг-Тура, литейная моделька из Усть-Полуя, личины Ханты-Мансийского музея. Но в то же время на Севере четко выступает монголоидный тип. Последний представлен в бронзовой фигурке из Усть-Полуя и в гравировках на бляшках и дисках как из Усть-Полуя, так и происходящих из Ханты-Мансийского округа. Все это говорит о смешанности населения Приобья. К особенностям внешности следует отнести татуировку, в частности в виде вертикальных полос на личинах из Ханты-Мансийска и Ишимского клада. Татуировка была широко распространена в Приобье среди манси и хантов и исчезла из быта лишь в начале XX века.
Личина - изображеие на копье, усть-полуйская культура
Гравированные изображения дают материал и для анализа религиозных представлений. Часто встречаются человеческие фигуры с дополнительными звериными и птичьими головами или изображения птиц и зверей с помещенными на них человеческими личинами. Это отображает первобытные тотемические представления и представляет собой мифические образы тотемных предков - полулюдей-полузверей, встречающихся в угорском фольклоре. На металлических дисках эти изображения часто группируются в определенных композициях, отражая идеи строения Вселенной, характерная для космогонических представлений народов Сибири, в том числе обских угров. "Верхний небесный мир" в виде солнечной птицы зачастую вступает в борьбу с существами "нижнего мира".
Сухой остаток примерно такой. Потчевашская и усть-полуйская культура принадлежали предкам современных обских угров. Существенную роль сыграли племена, пришедшие на Север из степных районов Западной Сибири, также усть-полуйская культура считается близкой культурам некоторых народов северо-вовтока Азии. Башкиры и барабинские татары, скорее всего, также имеют финно-угорское происхождение, позднее они были полностью тюркизированы. Важный момент - как и когда к финно-уграм попала лошадь и культ коня, с которым связывается проникновение на территорию Евразии индоевропейцев. Венгерский ученый академик Б. Мункачи установил, что некоторые термины, относящиеся к коневодству, едины в венгерском и обско-угорских языках. В то же время эти термины оказываются заимствованными из индо-иранских языков и очевидно воздействие на финно-угорскую культуру со стороны каких-то ираноязычных групп. Археологические материалы показывают, что такое соседство между уграми и ираноязычными саками в действительности имело место на территории Казахстана и Южного Урала.
Исследователь-лингвист Г.Н.Прокофьев доказал, что языки северосамоедских языков (ненцев, энцев, нганасанов) в отличие от южносамоедских содержит много слов восточнопалеазиатского происхождения. Это говорит о том, что самоеды, продвинувшиеся на арктическое побережье заимствовали одежду и хозяйственные навыки, предметы материальной культуры у местных племен приморских охотников и рыболовов, хорошо приспособленых к местным условиям и имеют параллели в чукотском, эскимосском и юкагирском языках.
Однако весь этот археолого-лингвистический экскурс так и не дает точного ответа на вопрос, кем же были сихиртя. Если народом, населявшим Ямал до ненцев, был народ, близкий к эскимосам, то откуда же у них взялись навыки добычи металов и работы с ними? Кстати, легенды о сихиртя или сиртя есть не только у ненцев, удивительным образом они повторяются у всех финно-угорских народов с немного иным названием, например, в мифах энцев они фигурируют под названием "сиите". Одним словом, между мифическими сихиртя, в легендах о которой смешалось много противоречивых сведений и реальными усть-полуйцами знака равенства, безусловно, не поставить, но разгадывать эту загадку очень увлекательно))
Н.К.Реих в книге "Шамбала" писал: "Велика вера в Царство подземного народа. По всей Азии, на пространствах всех пустынь, от Тихого океана до Урала, Вы можете услышать одни и те же чудесные сказания об исчезнувшем святом народе... Они есть в фольклоре Тибета, Монголии, Китая, Туркестана, Кашмира, Персии, Алтая, Сибири, Урала, Кавказа, русских степей, Литвы, Польши, Венгрии, Германии, Франции,,, Когда Вы соберёте все сказки о потерянных и подземных племенах, не будет ли перед Вами полная картина великих миграций?"
Источники
В.Н. Чернецов, В.И. Мошинская. В поисках древней родины угорских народов / По следам древних культур. От Волги до Тихого океана. М. 1954 - почитать можно
здесьА.Усманский. Безмолвные стражи Алтайских степей // Алтай, 1966, № 2
Большая статья Людмилы Липатовой о сихиртя
здесьО картине Рериха "Чудь подземная" и ссылки на его произведеия где упоминаются подземные народы
здесьН.К.Рерих. Подземные жители. Тангу, 1928
здесьЗаписки и стихи Константина Устинова (Владимира Павлюшина)
здесь Интерес к загадочному народу сихиртя в последнее время заметно возрос, как и к историческим загадкам вообще. Ниже видео передачи Искатели. По следам сихиртя.
Click to view