Лунницы. Часть I. Лунулы неолита и торквесы кельтов

Nov 11, 2015 05:01

В русском языке используются термины лунница и лунула, в английском и то и другое обычно называют - lunula. Лунула - это широко распространенное украшение в бронзовом и железном веках. Слово lunula происходит от латинского слова луна, буквально - маленькая луна, из-за того, что имеет форму полумесяца. Когда застежки закреплены - лунница принимает форму серпа, который лежит у основания шеи. Форму луны могли иметь также подвески и серьги, нагрудные подвески, детали головного убора. Этот вид украшения - один из самых распространенных в древности и встречается практически повсеместно.

Лунулы известны в Египте, Индии и у многих земледельческих народов Европы и Азии, в этом украшении отразилось почитание луны, связанное с культом плодородия. Форму лунулы имели серьги, нагрудные подвески, металлические детали головного убора и т. д. На Руси лунницы были распространены в 10-12 веках.

Особенно часто встречаются золотые лунулы на территории Ирландии, которые обычно датируются ранним Бронзовым веком, а также нв Британских островах, западном побережье Франции, в Португалии. Ареал нахождения этих лунул почти полностью совпадает с ареалом распространения Культуры колоколовидных кубков.



Блессингтонская золотая лунула в виде полумесяца, украшена тонко вырезанным сложным геометрическим рисунком, рога украшены концентрическими треугольниками, Британский музей

Датировка золотых ирландских лунул не установлена точно, благодаря сравнению с другими артефактами предполагается, что они были изготовлены в 2200 - 2000 гг до н.э. В данное время найдено более 200 таких лунул (большинство - на территории Ирландии). Интересны находки в Бретани близ Керивоа - 3 лунулы найдены вместе с обрезками золотого листа и золотым стержнем - предполагается, что лунулы выковывались из золотых стержней, а затем на них наносился орнамент. Следы стилоса найдены на лунулах из Сен-Потена, Керивоа и ряде других - поэтому выдвинута версия, что все они сделаны одними инструментами и одним мастером. На территории Португалии также находили как готовые лунницы, так и находяшиеся в процессе изготовления. Большая коллекция лунул хранится в сокровищнице археологическомго музея монастыря Жеронимуш, Белем, Лиссабон. В книге Гордона Чайлда "У истоков европейской цивилизации" (М., 1952)  упоминается ожерелье из гробницы в Вилафранке недалеко от Вероны, как похожее на ирландские лунницы, вместе с тем оно похоже на медное ожерелье в Вельваре в Чехии.



Серебряная лунница 2 в до н.э. найдена в Португалии, хранится в Национальном музее Испании, в Мадриде.

Декоративный орнамент на многих лунулах очень похож на орнаменты колоколовидной керамики и соответствует археологическим слоям той же эпохи. Напоминают аналогичные янтарные и гагатовые ожерелья. Культура колоколовидных кубков (2800 - 1900 до н.э.) - археологическая культура позднего неолита - раннего бронзового века Западной и Центральной Европы, а также Северной Африки (Марокко), керамические сосуды этой культуры имеют вид перевернутого колокола. По различным гипотезам первоначальными территориями распространения этой культуры были Нидерланды или Иберия, есть также берберо-ливийская теория. Предшествовавшие археологические культуры - культура шнуровой керамики или лейковидных кубков.


Золотая лунула из Шулленбурга, ранняя бронза

Культуру колоколовидных кубков многие исследователи считают ранней индоевропейской (хотя это обстоятельство активно оспаривается в последнее время), предполагается, что она является предковой для прото-кельтов и прото-италийцев. Проникновение культуры со стороны восточных степей отрицается, а генетики выдвинули версию, что носители культуры проникли с Севера Европы, где в 5 тыс. до н.э. образовался ген толерантности к лактозе, то есть хорошая переносимость молочного сахара обеспечила северным народам преимущество в борьбе за выживание и позволила широко распространиться. Самый знаменитый объект культуры колоколовидных кубков - Стоунхендж. Есть также версия, что лунулы изготавливались населением культуры фуд вессел в нынешних Ирландии и Шотландии, откуда поставлялись в Южную Англию и Северную Европу. Также распространена версия о том что украшение проникло из Западного Средиземноморья и распространилась по всей Европе.



Бронзовый век, 2000 - 1600 вв до н.э.



Сложная лунница-подвеска, 500 г до н.э. - древне-кельтская Европа



Лунула, поздняя бронза, 800-700 гг до н.э.,  найдена в Ирландии (Gleninsheen, Co. Clare, Ireland),  irisharchaeology.ie



Кернунн (лат.Cernunos) или Цернун - божество кельтов. Изображение его подписано один раз  - в алтаре музея в Клюни, однако изображение его легко узнаваемо - чаще всего в буддиской позе с оленем и быком у ног, нередко сам бог изображен с оленьими рогами. Иногда его изображают держащим в одной руке змею, другой рукой он преподносит ожерелье торквесс оленю. По другой версии он просто держит в руках свои атрибуты - змею с бараньей головой и торквес, как символ власти. На фото изображение  Кернуна на ритуальном котле из Гундерступа, на нем есть изображения и других богов. Котел считается фракийским, найден в Дании, но содержит символику кельтов.



На фото - Снеттишемский клад 75 г. до н.э., состоящий из 20 золотых и серебряных  торквесов. Найден в Снеттишеме - Норфолке, сознательно похоронен в яме после нескольких лет использования.

Любопытно, что образ рогатого змея, свойственного кельтскому искусству, по-видимому, самостоятельно сформировался в Америке, в т.н. Южном церемониальном комплексе 1200 - 1650 гг, ниже американский керамический сосуд, опоясанный рогатой змеей.





Это фигура божества из Этан-сюр-Арру, Франция, его определяют как бога Кернунна. Он носит торквесы на шее и на груди, Два змея с головами барана образуют пояс на талии. На голове божества отверстия, вероятно, для вставления рогов.



Рельеф с изображением Кернунна из Музея средневековья Клюни, в Париже, установлено было на столбе, посященном императору Тиберию и Юпитеру





На серебряном кубке, найденном в Лионе, представлены Меркурий, змея на дереве, на котором растет омела, орел - символ Юпитера и мужчина, отдыхающий на кровати)) В одной руке он держит рог изобилия, в другой - торквес,  такой же как и на его шее. Непонятно, почему-то рогов нет. Музей галло-римской цивилизации, Лион.



Алтарный камень с изображением Кернунна со змеями вместо ног



Изображение Кернунна среди петроглифов Валь-Камоники, это долина в Альпах, VII - IV вв.



Галло-романский камень с изображением Кернунна, по бокам змеи, на божестве надеты торквесы, в т.ч. пояс, Франция



Кернунн, галло-романский алтарь в Реймсе. Слева Апполон, справа Меркурий, музей Сен-Реми, Реймс. Кстати, имя бога Кернунн пишут в разных языках и с одной и с двумя "н", в русском принято два "н"



Когда ученые нашли вместо бога Карнунна женщину, они порядком озадачились, хотя непонятно почему. Начни раскапывать вглубь историю любого бога - непременно найдешь богиню)) Самые старые богини как раз рогатые - взять хотя бы богинь-коров, Хатхор, например. О почитании коров в Индии вообще промолчу. У этой богини, похоже, оленьи рога. в руках рог изобилия)) Эта бронзовая статуэтка обнаружена в Бруа, Верхняя Сена (Франция), находится в Британском музее.

Собственно,  торквес - это кельтская гривна, шейный обруч, так же выглядели и аналогичные браслеты. Возможно торквесы использовались в качестве жертвоприношений, в любом случае их назначение было культовым, обережным. Вероятно носить такое украшение могли не все. Первоначально торквес - кельтское украшение, но затем о нем забывают, затем оно вновь становится популярным в эпоху викингов. Торквесы, как и гривны, в разное время были и женским и мужским украшением, служили наградой и оплатой воинам, а также денежной единицей. Несмотря на то, что связь между лунулой и торквесом есть, все же металлическое плетение символизирует в большей степени культ змеи, впрочем, одно не исключает другого. Но это мое нынешнее умозаключение, а я еще думаю. Кстати и о том,  что Карнунн был в какой-то мере тоже подземным богом и ведал благоденствием и дарами. Еще я вспоминаю пазырыкцев, которые ко всему на свете пытались приделывать оленьи рога, а еще о том, как должно быть эффектно смотрится толпа женщин с большими рогами...



Торквес 4 в. до н.э. из музея в Реймсе



Северная Испания, 4-2 вв до н.э.



Ахеменидский торквес из Персии,  350 г до н.э., захоронение в Сузах



Торквес из Северной Галлии. Большинство изображений торквесов взято в Википедии.



Невольно напрашивается сравнение со знаменитой скифской пекторалью из Толстой могилы 4 в. до н.э. ))



Украшения в виде луны до нашего времени сохраняются в составе национального костюма у некоторых народов Индии. На фото: Mangal-Sutra (мангалсутра) - индийское традиционно-свадебное украшение, подробнее об индийских украшениях писала здесь



А это картина современного художника Чжау Чунь, девушка из народа Мяо в традиционных украшениях



О народе мяо в Китае мне рассказала olena_bogdanova. Предки мяо жили на востоке современной провинции Хунань и западе провинции Гуйчжоу и у них даже было когда-то свое государство Чу. Мяо - земледельцы и имеют свое собственное летоисчисление и свой Новый год, который приходится на сентябрь-декабрь по лунному календарю и празднуется 12 дней. Мяо совершают жертвоприношения в поле и дома, устраивают бой быков, лошадиные скачки, танцы с барабаном. Верили в добрых и злых духов, в каждом предмете жил свой дух (куенг), высшим духом почитался дух грома. Культ предков постепенно стал заменяться на даосизм и буддизм.



Интересно,  что лунница похожа не только на месяц, но и на серп и алебарду, вместе с тем рога лунницы напоминают рога быка, который возглавлял пантеон языческих богов у большинства земледельческих народов мира. Рискну предположить, что все эти предметы имели особый сакральный смысл в древних религиях. К таким предметам относится и двухсторонняя секира, которой совершали ритуальные жертвоприношения - на Крите она нзывалась лабрис. А рогатые головные уборы сохранялись в русcком костюме некоторых областей вплоть до XX века.



Фотографии некоторых неолитических лунниц есть в книге, изданной в 1986 году Британским музеем, - "7000 лет ювелирных украшений". Книга представляет собой сборник статей, посвященных различным эпохам. Охватывает украшения всего мира на протяжении последних 7 тысяч лет, начиная с шумеров и майя до современности. Много интересного о Карнунне нашла здесь, источник по кельтским ювелирным украшениям здесь.

Читайте также: Богиня Кибела. О черных богинях и мадоннах

image Click to view



лунница, гривна, история украшений, торквес, lunula

Previous post Next post
Up