Носить несколько килограммов серебряных украшений может быть и не очень удобно, но это впечатляет и даже сейчас многие женщины не отказались бы от такой ноши :)) Тм более, что речь идет о старинных и очень красивых ювелирных украшениях. Сету - небольшой финно-угорский народ, который проживает в Печорском районе Псковской области (примерно в регионе городов Изборск и Печоры), а также в прилегающих районах Эстонии. Численность его определяют сейчас в 10 тысяч человек, но большая часть сету при переписях записаны как эстонцы или русские, в переписи 2010 года в России назвали себя сету всего лишнь 214 человек. В Этнографическом музее Санкт-Петербурга хранится уникальная коллекция серебряных украшений сету, многим из которых более 400 лет.
Многие украшения связаны с древними ритуалами любовной или целительной магии, с рождением детей, а также посвящались календарным праздникам и обрядам. Украшения сопровождали женщину в жизни и даже после смерти. Хранители и аккумуляторы женской магии, украшения сету органично сочетали в себе древние этнические традиции и моду.
Особенно привлекает внимание одно очень интересное и характерное для народа сету украшение, на стенд с которыми я обратила внимание в Особой кладовой Этнографического музея (РЭМ). Это большая фибула (пряжка или своего рода брошь) в виде конуса с усеченой вершиной, попросту говоря, с отверстием. Фибула внешне напоминает женскую грудь или чашки бюстгальтера и многие воспринимают эту фибулы как украшения, которых должно быть, соответственно, два. Однако носят одну такую фибуду посередине груди. Называют ее "сету-сульг", "суур сыльг", "суур сольг", пряжка сету и т.д. Фибула использовалась как магический сосуд, в нее наливали воду и проводили различные ритуалы. Встречаются такие фибулы, в которых отверстие запаяно монетой.
Ее носили замужние женщины детородного возраста примерно с 18 до 45 лет до появления внуков. Этот тип украшений появился на основе обще-эстонского украшения. Такие пряжки носили в Западной и Северной Эстонии, на острове Муху, но только у сету они достигали больших размеров - до 36 см в диаметре. Средний размер - 20 см. Размер фибулы определялся благосостоянием семьи, часто это украшение дарил невесте жених. Подарок в виде самой большой фибулы мог сыграть решающую роль в выборе жениха
Пряжка сету - конусообразная фибула, Псковская губерния, конец 19 века, РЭМ
Украшения из серебра и металла - характерное дополнение праздничного костюма у всех народов Балтийского региона, особенно самобытны украшения эстонцев, сету и латышей. Украшения передавали из поколения в поколение. В 19 веке люди хорошо понимали символический язык орнамента, например сакта "рука в руке" служила подарком женихом невесте.
Традиционный набор украшений сету включал 2 фибулы - одну маленькую для застегивания ворота, вторая большая нагрудная коническая - сыльг, а также шейные, шейно-нагрудные, нагрудные украшения: ожерелья, цепи, большое и малое монисто, плюс серьги, браслеты и кольца. Украшения из монет назывались денежными - rahadso. Общий вес украшений доходил до 5-6 кг. Украшения матери переходили по наследству старшей дочери, а если ее не было - то жене старшего сына. Особенно ценными считались украшения звонкие - подвески соприкасались при ходьбе и танцах с брошками и пряжками, бренчали и отпугивали злых духов. Когда женщины шли на праздник, звон стоял как от рыцарских доспехов или от приближения лошади с бубенцами.
Украшения начинали носить с раннего детства. Младенцу надевали цепочку с крестом. Девочки с 5 - 10 лет носили цепочки и фибулы, подаренные матерью и бабушкй, фибулами скрепляли ворот рубашки. В 10-14 лет начинали носить более тяжелые цепи, шумящие подвески, кольца и перстни, которые носили на всех пальцах, кроме среднего. В 14-18 лет девушки начинали покупать украшения сами. Хранили в амбарных сундуках в особых ларчиках вместе с парадным костюмом.
Конусообразная фибула - "большая пряжка" входящая в состав сетуского "хыпы" (серебряного наряда) - комплекса женских шейных и нагрудных украшений сету фертильного возраста. Серебро, 1859, шведский ювелир Алесандр Иоханн Бломериус. Вместо традиционного для больших пряжек гербового двуглавого орла выгравированы жанроые сценки-рондо. РЭМ, иллюсрация
отсюда Надевали суур сыльг только по праздникам, в церковь и на свадьбы. Не носили во время траура, не давали в руки чужим людям. С этой фибулой связано наибольшее количество магических обрядов - ее использовали для повышения способности женщины к деторождению, повышению плодородия растений, плодовитости домашних животных, защиты беременных и детей от дурного глаза и болезней, для лечения членов семьи и животных, поддержания молодости и красоты хозяйки, возвращения мужа в семью. Она имела большое значение в свадебной обрядности и обрядах, связанных с новорожденным. Сыльг защищала источник сердечной энергии, который считался особенно восприимчивым к воздействию злых сил. Украшения делали из серебра, которому также приписывали магические свойства - серебро отпугивало нечистую силу.
Форму пряжка всегда имела конусовидную с усеченой вершиной и отогнутыми внизу краями под прямым углом. Узкая часть конуса имеет вид пряжки, напаянной на край с загнутой книзу иглой - язычком. Другой конец иглы расплющен и вставлен в отверстие у ободка и закручен вокруг него.
Женское шейное украшение эстонки-сету. Кресты, серебро, литье. Печорская волость, Псковская губерния, 18 - начало 19 века. На сайте РЭМ
здесь Есть две основные версии происхождения народа сету или, как его еще называли, "псковская чудь". По одной из них сету населяли этот регион вместе с древлянами, по другой - уходили от христианизации с территорий, заселенных нынешними эстонцами. Есть даже версии, что сету пришли сюда раньше славян. В русских летописях упоминаются с 12 века, постепенно принимать христианство сету стали примерно с середины 15 века - после возникновения Псково-Печорского монастыря. Из-за своей малочисленности проигнорированы и Россией и Эстонией. Кроме того, эстонцы, в основном, лютеране, а сету - православные, поэтому эстонцы их за своих не признают. В связи с отсутствием перевода библии на язык сету их форма православия тоже весьма своеобразна и русские называли их за это "полуверцами", языческие обычаи сохранились у этого народа едва ли не до сей поры. Говорят сету на разновидности вырусского диалекта эстонского языка. Язык сету внесен ЮНЕСКО в число вымирающих языков. Одним словом, в последнее время все спохватились и стали народ и их язык сохранять. В деревне Сигово численностью 11 человек есть музей сету и там даже проводятся фестивали, на который отовсюду приезжают представители этого народа.
Серебряная медаль в ажурной оправе - фрагмент ожерелья "санга". Сету, Псковская губерния, 18 - 19 века. РЭМ
Знаки креста и гербового орла в женской фибуле означали, что женщина замужняя и православная. Некоторые исследователи полагают, что изображения двухглавого орла восходит к более ранней традиции изображения двухголовых птиц. В 19 - начале 20 веков в украшениях сету (а также эстонцев и латышей) появилось много украшений, которые изготавливали немцы и шведы - ювелиры Дерпта (Тарту), Ревеля (Таллина) и Риги. Позднее под их влиянием сложились две школы - курземская и видземская. Украшения сету можно увидеть и сейчас.
Современная фотография
отсюда Фото
отсюда Фото
отсюда Фото
отсюда Фибулы бывают разными - у скандинавов есть такой вариант - на фото современная реконструкция
P.S. Сакта - это вид броши, характерной для латышских и эстонских национальных костюмов. Есть предположение, что это понятие пришло из индуизма, в переводе с санскрита "шакти" означает силу, мощь. Шакти - супруга бога Шивы или древняя богиня-мать. Женские этнические украшения особенно интересно сравнивать с индийскими, как, например, с украшениями богини Лакшми :)) Подробнее
об индийских традиционных украшениях Солах Шрингар я писала здесь, об Особой кладовой Этнографического музея в Санкт-Петербурге
здесь, о монистах -
здесь.
А как вам такая паралель:
фото
отсюда, нашла у френда
bykovvg_1952 а такой - у айнов
отсюда Видео о народности и музее сету
Click to view
Еще фильм о народности сету
Click to view
Подробнее на сайте Этнографического музея СПб и
в этом pdf Подробнее о фибулах сету в
исследовании И.А.Галицкой (pdf)