Вчера отправилась в музей Рериха с совершенно мирной целью взглянуть на кольцо Нефертити, принадлежащее Елене Рерих. Посмотреть хотелось именно на кристаллы, камни, восточные украшения, принадлежавшие семье Рерих и хранящиеся в музее. Музей известен редкими духовными раритетами, окутанными таинственными историями. Интересен мне сейчас также период жизни Н.Рериха в Индии, когда он написал большую серию картин "Гималаи". Горный мир Н.Рериха особенно вдохновлял, а критики даже называли его "мастером гор".
Но цели эти показались мне на редкость мелочными по сравнению с мировой революцией с тем, что сейчас происходит с Международным Центром Рерихов. Центр остался без поддержки меценатов, возникли финансовые проблемы, в результате его дальнейшее существование под вопросом, судьбу организации мирового уровня пытаются решить силовыми методами. Подробнее -
на сайте музея здесь. Кстати, сотрудники музея не получают свою невеликую зарплату с декабря прошлого года. Неприглядность ситуации усиливает то обстоятельство, что директору музея, академику и заслуженному деятелю искусств РФ Людмиле Васильевне Шапошниковой ровно через месяц, 26 июля, исполняется 89 лет. Неужели в нашей стране все настолько плохо, что мы не можем достойно и уважительно решать вопросы, связанные с сохранением нашей культуры?
Вклад в мировую культуру Рерихов очень велик, список будет слишком длинным. Cреди заслуг Н.Рериха, в частности, - Пакт Рериха, основание международных культурных движений "Мир через культуру" и "Знамя Мира", снование религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога). Пакт Рериха - первый международный акт, посвященный охране культурных ценностей и единственное соглашение в этой сфере, принятое до Второй мировой войны, в 1954 г. Пакт Рериха лег в основу Гаагской Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Правду сказать, атмосфера в музее чудесная, несмотря на будний день много посетителей с детьми. Если собираетесь сюда в выходные - небольшой лайфхак: в субботу в 12, а в воскресенье в 14.00 - штатные экскурсии, кто приходит в это время может принять участие. Хотя заказать экскурсию не сложно в любой день, лучше заранее - стоимость 1000 рублей на всех участников. Или можно взять аудио-гид.
Из большого количества экспонатов здесь то, что мне интересно было больше всего в этот раз, хотя каждый приходит сюда, наверное, за своим... Когда я выходила из музея - в него входил мужчина с двумя детьми-дошкольниками. Он спросил - куда идти? Спросил у детей, а я не поняла и чисто машинально показала первый зал, а он ответил - да я тут сто раз был, а дети пусть смотрят, что сами хотят. В общем-то я хотела написать совсем о другом, но как уж вышло. О кольце Нефертити немного в статье о Хатхор
здесь...
…Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша - полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет. Рерих Н. К. Не отпитая чаша, Сменцово, 1916
Культура, по мнению Н.Рериха, связана с проблемами космической эволюции человечества. В понятие культуры Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Он же подчеркнул принципиальную разницу понятий "культура" и "цивилизация" - "Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных, гражданских аспектах".
«Вестники Космической Эволюции» - скульптурная композиция А. Леонова, выполненная в 2008 г. для зала Живой Этики. Среди скульптурных портретов - Моисей, Зороастра, Иисус Христос, Будда, Кетцалькоатль, Эхнатон, Гермес Трисмегист, Платон, Пифагор, Серафим Саровский, Эйнштейн, Блаватская, Блок и многие другие подвижники, святые, философы и герои, художники и ученые… Венчает композицию скульптура Матери Мира.
Жанна Д'Арк
Шри Шанкарачарья
Ипатия Александрийская
Кристалл кварца
Сердоликовые птички и кольцо Нефертити - подарки учителей
Кольцо египетской царицы Нефертити, жены фараона Эхгатона - один из самых загадочных экспонатов музея. Тонкая бронзовая нить с бирюзовым скарабеем, на котором вырезана печать Нефертити. Кольцо датируется XIV веком до н.э.
С этим древним кольцом связана легенда - оно было получено Еленой Рерих, женой Н.К.Рериха, во время экспедиции в Гималаи, в связи с этим описывается полумистическая история. А принадлежало оно Нефертити. Есть некоторая путаница в кольцах из бирюзы и нефрита, но судя по всему, камень в кольце - бирюза из знаменитого древнего месторождения бирюзы в Серабит аль Хаддим на Синайском полуострове, где на вершине горы находился храм бирюзовой Хатхор (сейчас от него остались только развалины) и куда совершали паломничества женщины из семей фараонов. Форма кольца традиционна для Древнего Египта периода Нового царства (2 тыс.до н.э.) Похожие кольца-печатки находили в гробницах фараонов, например печатки фараона Аменхотепа III и его супруги Тийи. На печатке из камня можно рассмотреть рисунок картуша (знак шен в виде овала), внутри которого помещено имя хозяйки кольца. Камень обычно изображал скарабея. Внутри картуша размещались только имена фараонов и фврвонш)) Печатки были широко распространены и в Египте, и в Древней Месопотамии) оттиск получали, используя краску или воск. Надписи с именем Нефертити (Прекрасная пришла) известны, но почему-то, к сожалению, никто не задавался целью исследовать это знаменитое колечко. Меня смущает, если честно, бронза. Культ Атона и высокий статус Нефертити (царица все-таки) требуют золота. Хотя Атон его знает)) Все-таки 3,5 тыс. лет)
Кольцо такого же типа без камня - на одной стороне - скарабей, на другой - эмблема Хатхор; примерно 1550-1069 до н. э.
Древнеегипетское кольцо из музея Метрополитен
отсюда XIII династия, 1802-1640 гг до н.э., обратная сторона зеленого яшмового скарабея
На портрете Елены Рерих не то кольцо, которое выставлено в витрине как кольцо Нефертити, но два больших кристалла кварца похожи на те, которые находятся в этом же зале музея
Знамя Мира - белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами символизирует единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности, по другой версии - религия, искусство и наука в круге культуры.
"Мой отец и я имели счастье знать Николая Рериха. Он был одним из наиболее впечатляющих людей, которых я когда-либо встречала. Он сочетал в себе современного учёного и древнего мудреца. Он жил на Гималаях много лет и постиг дух этих гор, отображая их бесчисленные настроения и сочетания красок. Картины Николая Рериха вдохновили многие новые течения среди наших художников". Индира Ганди
Добраться очень просто - метро Кропоткинская, выход к Пушкинскому музею и музею Рериха, перейти дорогу, здание за музеем Пушкина следующее.
См. также о камне Чинтамани
здесь 24 июня 2015 г.