спираль

Nov 30, 2023 06:52

История развития спирального орнамента в Европе восходит к палеолиту, когда спиральными узорами стали украшать изделия из слоновой кости. В пещере Испориц и Леспог в Стране Басков, они датируются примерно 12000 г до нэ. Но есть доказательства,  что этот орнамент существовал и в более раннее время. Речь идет о браслете из бивня мамонта 22000 г до нэ найденном в Мезине на Украине. Rhjvt njujб  можно рассматривать греческий и зигзагообразный орнамент как варианты дальнейшего развития кельтской угловой спирали.


В эпоху неолита около 5000 до нэ мотив спирали использовался в качестве декоративного на глиняной посуде у народов, населявших долину Дуная. Возможно, он был заимствован из орнаментов более древних цивилизаций Среднего Востока, например тех, которые существовали в поселениях Чатал Хююк.

После 3000 г до нэ на островах Средиземномного моря композиции из спиральных орнаментов стали применяться шире.  Например, они встречаются на каменных нагдгробиях и храмах, таких как Таршиентский храмовый комплекс на Мальте. YНачиная с бронзового века мотив спирали становится все сложнее. На архипелаге Киклады были найдены предметы, напоминавшие силки, на которых изображены вихревые орнаменты, состоящие из множества сложных спиралей. Несколько веков спустя в Миное появляются изделия, украшенные спиральными орнаментами, украшенными спиральным орнаментов в форме осьминога, а также скульптурные изображения  виде головы быка и цветков лилии. В микенском декоре мотив спирали приобретает более абстрактный характер. Кроме того, он выравнивается и вытягивается в длину, становясь похожим на полосу или ленту. Это видно на ювелирных украшениях, церемониальной поуде и некоторых колоннах. Позднее греческие художники мастера из Этрурии объединили мотив оригинальной восточной пальметты с двойным S-образным орнаментом в узор в виде лиры который  сначала появляется на вазах продолговатой формы и архитектурных постройках. Он быстро стал популярным в искусстве государств Средиземноморья и Восточной Европы.

Что касается Северной и Западной Европы  то там было обнаружено гораздо меньше предметов со следами элементов спирали.  Тем не менее в данном случае эти узоры узоры представляют собой более монументальные или технически сложные формы. В 3000 г до нэ на тумулусах (каменных курганах) в Ньюгрейдже и Науте в Ирландии стал использоваться особый орнамент, оличающийся богатой графикой с конусоидальными линиями, концентрическими кругами и двойными и тройными спиралями. Данные символы могут свидетельствовать о серьезных астрономических наблюдениях, которые велись в прошлом. Во внутренних камерах тумулусов, сохранившихся в Гаврини, Бретань, мотивы арки и концетрических кугов полностью покрывают некотрые надгродные плиты. Они напоминают равномерно нанесенные на поверхность глины опечатки пальцев. Дальше к северу в Скандинавии с наступлением бронзового века спиральный орнамент стал применяться в технику филиграни. Постоянно свои навыки ремесленники своего времени создавали мечи, золотые диски и браслеты, которые они украшали удивительнымт орнаментами. Эти предметы находились в обращении на протяжении многих веков, попадая торговыми путями на континент. Таким образом скандинавское искусство повлияло на на творчество мастеров Северной Европы протокельтского периода.

Между IX и VII вв до нэ в период существования гальштадтской культуры кельты создали особую коллекцию орнаментов, которые состояли из точек и пунктирных линий перемежающихся с концентрическими кругами, что очень напоминало европейские круговые узоры бронзового века. Начиная с V века до нэ кельты мигрируют по всей Европе до тех пор, пока не находчт пристанище к северу от Альп. В течение этого периода (латенская культура) они знакомятся с культурой греков, этрусков м финикийцев.

Они узнали о виноделии и научились изготавливать предметы домашней утвари (например, стамносы), которые с тех пор прочно вошли в кельтский быт. Стали использовать мотив пальметты для украшения фризов, а также орнамент в виде лотоса и лиры.

Рисунок осьминога на вазе, роспись по фаянсу, Кносс, КритМиноя,  1450-1400 гг до нэ, музей Ашмола, Оксфорд, Великобритания

Ручка чаши найденной в гробнице принцессы Викс, Бронзовый век, VI век до нэ Бронза, Археологический музей Шатийон-сюр-Сен, Франция

Кельтские мастера развивали мотив спирали.  Периода формирования растительного или классического кельского стиля существовал с середины V до середины IV века до нэ После копирования и интегрирования классического средиземноморского растительного орнамента в своих работах кельтские мастера начали постепенно его трансформировать. Традиционные спирали в виде изображения лиры обрамлявшей пальметту постепенно удлинились, преобразовавшись в форму запятой или завитка. Дргие - видоизменились в двойные спирали, напоминавшие таоистское изображение инь и янь.Со временем мотив пальметты стал меньше и вытеснен увеличившимся в размеах роскошных изображением лиры. К форме лиры добавляются глаза и головы причудливых животных. В  кельтских орнаментах в то время начинают смутно угадываться очертаия драконов, а потом узоры и вовсе полносью принимаю т их обличье.

С середины IV  в до нэ в кельтском искусстве формируеся стиль, который отличается совершенно новыми вариантами изображения. В орнаментах присущих данному стилю по-прежнему прослеживаются классические элемнты завитки, спирали, волны), но в то же время они не имеют ничего общего с орнаментами, свойственными средиземноморской культуре. В этот  же период появляются первые наброски знаменитых трискелионов, однако пока в них отсутствуют сочетание кривых линий и контрзигзагов, характерных для вальдальгескеймского стиля.Когда завитки спиралей стали образовывать круг, трискелион начал вырисовываться более отчетливо. Позже он стал полноценным самостоятельным орнаментом представяющим собой три спирали, изображаемые наподобие линий втянутых в водоворот. В ложные переплетия  абстрактных узоров с очертаниями растений тоже вписывали изображения причудливых животных. впоследствии подобный мотив будет назвн "абстрактным растительным орнаментом"

В III веке до нэ сформировались пластический стиль и стиль красивых мечей. Они были распространены на территории между современной Францией и Венгрии Последний в последующе м преаратился в ленточный орнамент с лементами спирали. Его можно видеть на равировке бронзовых ножен.

После 1 века до нэ во времена римского вторжения на территорию галлов мотив кельтской спирали в искусстве континентальной Европы постепенно исчез. Тем временем на территории. которое просуществовало вплоть до  эпохи Средневековья. Мотив спирали тем не менее продолжал меняться. Сначала  спираль трансформировалась в угловую, затем  стала образовывать разного рода завитки, после - сильнее закручиваться на концах и принимать форму воронки. Кроме того, появится целый ряд новых элементов, кривые линии обрели менее строгие очертания, то есть образ освободился от осевой симметрии.  На заре нашей эры, особенно на территории Великобриании, орнаменты с этими новыми  спиралями  характеризоваоись большей свободой силя, а также редким изяществом. Их можно увидеть на зеркалах и щитах.



Трискелион

После падения Римской империи и с началом вторжения на завоеваные ею территории германцев Ипландия становится главным хранителем кельтского орнамента C VI века когда на остров пришли христиане начинается золотой век Ирландии. В орнаментах этого периода спираль разворачивается по-новому и на новом материале - пергаменте, который, в свою очередь дал возможность развиваться графике - одному из самых удивительных видов европейского искусства эпохи Средиземноморья.

В Евангелиях орнаменты с простыми или двойными спиралями и трискелионами начинают повторяться до бесконечности.  Появляется  новый вид орнамента, который включает в себя изображения голов животных украшенных растительными мотивами а также моллюсков пельтов и тд  Постепенными подобными орнаментами стали заполнять поля страниц манускриптов целиком. Так появились ковровые страницы. Кроме того, мастера смело переносят свои изящные и невероятно сложные орнаменты а изделия из металла и монументальные каменные кресты, характерные для  Ирландии, Шотландии или Уэльса.  Вопрос, каким образом это было под силу человеку до сих пор остается загадкой. После вторжения викингов в VIII-X в, а затем завоевания англосаксами кельтских земель дальнейшее развитие спирального орнамента было прервано. Помимо нескольких отдельных эпизодов в истории и искусстве развитом на территоиях некогда заселенными кельтами дальнейшее развитие кельтского орнамента было прерван. Помимо нескольких отдельных эпизодов в истории, искусстве, развитом а территориях, некогда заселенными кельтами, спираль игде не использовалась до XIX в - того времени, когда вновь возник интерес к кельтской культуре

Спираль - символ энергии космоса и перемен

В культуре эпохи неолита в долине реки Дунай спиральным, а также S-образным и ленточным орнаментами украшали погребальные урны и вазы.  Иногда встречались антропоморфные орнаментах на предметах которын очевидно использовались в ритуалах и которые можно интерпретировать как целительную силу воды жизни.  В этот же период на Мальте спиральным орнаментом начинают украшать мегалиты, а на востоке Средиземноморья этот вид орнамента обрел несколько иную форму в виде свернувшейся кольцами змеи с маленькой головой. Таким образом силу жизни здесь олицетворяют не только растительные орнаменты, но и зооморфные. Примерно в то же время на Сицилии  появились огромные величественные узоры из двойных спиралей. Они выгравированы в виде бараньего рода у входу в одну из местных пещер и напоминают пристальный взгляд богини-матери - хранительницы тайны жизни и глубинных недр земли.

В Западной Европе спирали и концетрические  круги выгравированы на мегалитических сооружениях, использовавшихся для астрономических наблюдений. Очевидно двойные спирали представляют собой композицию из нарастающих и убывающих кругов, с помощью  которых каким-то образом можно было фиксировать моменты, когда Солнце пересекает небесный экватор и время  когда оно переходит из одного полушария в другое, то есть определять равнодействие. Есть предположение что в день зимнего солнцестояния в определенный час луч солнца освещал центральную комнату кумулуса в Ньюгрейдже Ирландия Эти сооружениях построены вероятно для материализации представления о гигантской земной матрице и представляют собой место встречи земной энергии с кельтами, способствуя восстановлению сил. Такие тумулусы предназначались для совершения  ритуальных обрядов.

Двойная спираль как символ больше известна в Азии благодаря сохранившимся  там древним текстам. Знаменитое изображение символя инь и ян также напоминает спиральные движения, отражающие две радикально противоположные сущности, воплощенные в физическом мире и вместе образующие духовное единство. Спираль устанавливает связь между двумя полосами Вселенной: землей и небом. Эта идея очевидно лежит в основе символа, используемого в индийском учении Брахма-Данда двойная винтовая спираьная линия, располагающаяся вдоль прямой оси.  Она же отражена в кадуцее (жезл, оплетенная двумя змеями), считающаяся атрибутом Гермеса, который сопровождает души в загробный мир.  Спираль в данном случае отражает связь между миром богов и земным миром.

Трискелион - отражение "души кельтов"

Сегодня трискелион является самым узнаваемым символом и отождествляется исключительно с кельтами. Относительно простой по построению для тех, кто знает, как ообращаться с циркулем, однако, как оказалось,  в кельтских орнаментах - более четкий, чем аалогичные символы других культур.

Слово "трискелион" произошел от термина "трискеле", что означает трехногий. кроме того, оно греческого, а не кельтского происхождения. Соответствующий символ встречался на древних монетах на Сицилии и назывался "тринакрия".  Он же изображался в эпоху Средневековья на кресах князей скандинавского рода, живших на острове Мен, чей девиз был - "как ни бросишь - будет стоять".  Похоже, что в самом начале развития эгейского и микенского искусства трискелион представлял собой некую ось с завитками. Но есть и другая форма трискелиона - сам-тэгек, украшающая различные предметы в Корее и символизирующая триаду: небо, земля и человек. И, наконец,  в Японии похожий символ называется мицу-томоэ, который является эмблемой семьи.

Тем не менее с точки зрения графики кельты лучше вех развили этот оригинальный символ, отражающий загадочные основы триединства и силы вращательного движения. Согласно мнению некторых историков и мифологов, это тройственая основа имеет индоевропейское происхождение, а кельты, в свою очередь, заимствовали ее и приспособили к своей культуре. Например, часто встречающийся в галло-римском искусстве изображения божеств и богинь, представленных в трех обличьях, напоминают изображения богинь судьбы (мойры, парки) и, возможно, также символизируют идею быстротечности вреени и связь между прошлым, настоящим и будущим. Кроме того, в кельтском обществе существовало три основных класса - жрецы-друиды, воины - цари и вельможи и класс ремесленников - производителей и земледельцев. Bб  накоец, поэзия средневековых ирландцев также говорит об их пристрастии к трехчастным ритмам. Однако теорий, признающих в трискелионе дею "тройственного начала" не так уж много.  И ведь у кельтов вместо трех составляющих вполне могло быть и пять - огонь, земля, вода, воздух и туман.

Вопрос о смысле отображения вращательного движения в трискелионе также до сих пор остается открытым. В кельтском мре определене ритуалы кажется, достоверно повторяет его правовращательное движение, то есть по часовой стрелке. Например, шотландский танец с мечами, который выполняется по кругу, вначале воины движутся всегда против часовой стрелки, что означает враждебость, а в конце - по часовой, символизируя победу. Согласно традициям древних ирландцев, прежде чем войти в осажденую крепость, предводители войска становились в правый фланг - это значило, что они безоружны, затем обходили вокруг палисад и поворачивались по часовой стрелке, таким образом показывая мирные намерения. Вероятно, выбор направления движения навеян наблюдением за вращением небесных тел в Севером полушарии. Так или иначе в кельтском орнаменте трискелион всегда отображал вращение в одну и ту же сторну. Он изображался на щитах воинов - возможно, чтобы отгонять злых духов и придавать сил сражающимся.  Однако в любом случае невозможно неизменным остается только трискелион символизировал энергию, а следовательно,  любая его трактовка имеет приблизительно один и тот же смысл.

Отсутствие текстов, которые моглибыть написаны кельтами и которые освещали данную тему, не дает возможности точно определить истинное значение кельтских спиралей и трискелионов.  Мы имеем возможность лишь предполагать, что данные символы навеяны космосом, так как это было характерно для кельтской эстетики - ведь ои возникли задолго до появления научных изображений, иллюстрирующих, например, движение жидкости и газов, силу магнитого притяжения, причины фрактального роста или снимки со спутников далеких галактик. Кельты интуитивно рисовали кривые линии и спирали, с помощью которых демонстрировали и по-своему объясняли не видимое невооруженным глазом вечное движение Вселенной.



Бусина в виде спирали, Иран, конец 3 - начало 2 тыс. до н.э., Метрополитен музей

микенские серьги
http://www.langantiques.com/university/index.php/File:Earring_Mycenae_Louvre_Bj135.jpg

https://gnostiek.wordpress.com/category/oude-volken-ancient/

тюркские спирали
https://vk.com/wall-73560001?offset=40&own=1

символика, спираль

Previous post Next post
Up