Одна из загадок, связанных с художниками - подпись (или идеограмма) и герб Лукаса Кранаха Старшего. Герб появился в 1508 году, представлял из себя изображение змея (или дракона) с крыльями и с рубиновым колечком во рту. Именно в 1508 году он получил от курфюрста Саксонии герцога Фридриха III Мудрого геральдический диплом на фамильный дворянский герб, который станет эмблемой, подписью и товарным знаком мастерской Кранаха, до этого художник подписывал свои работы инициалами
Змей Лукаса Кранаха - также и символ города Кроноха, в котором он родился,
подробнее
здесь Подпись мастерской Кранаха до 1537 года
Портрет кардинала Альбрехта Брандербургского, 1526, Эрмитаж
Число, подпись)
Амур жалуется Венере (на то, что его покусали пчелы за то, что он украл у них соты)
1526 - 1527, Национальная галерея, Лондон
Подпись Кранаха на камне под поднятой ногой Венеры
Купидон (фрагмент), 1530
Самоубийство Лукреции, 1509
Государственный музей, Берлин
Дракончик 1509
отсюда Дракончик Кранаха в 1514 году
Ганс Кранах, форзац путевого альбома Ганса Кранаха, 1536/37 Ганновер
отсюда После 1537 года, когда умер 24-летний талантливый старший сын Лукаса Кранаха Ганс (1513 - 1537), на которого возлагались большие надежды, дракон Кранаха сложил крылья и с тех пор изображался только так
На Крещение (6 января) 1508 года курфюрст Фридрих Мудрый в качестве имперского губернатора вручил гербовую грамоту своему придворному живописцу в Нюрнберге. «Милостью Божией мы (даруем) Фридриху, герцогу Саксонии ... с обдуманным мужеством и добрым советом тому же Лукасу фон Кранаху эта именная жемчужина и герб, с именем геленовый щит, внутри черная змея, имеющий посередине два черных крыла летучей мыши, На голове красная корона и во рту золотое кольцо с рубиновым камнем внутри, а на щите шлем с черным и желтым шлемовым чехлом, а на шлеме желтое навершие, обвитое шипами, но поверх которого также змея в щите, как и тогда, что на самом деле нарисовано и перечеркнуто цветами в середине этой буквы, милостиво одолженной и данной, настоящим одолжите и отдайте ему в силу этого письма таким образом,что он и его законные наследники и их наследники имеют одно и то же сокровище и герб на всю вечность..."
Отсюда Обложка книги Фридрих Варнеке: Лукас Кранах Старший. Вклад в историю семьи Кранохов, Гёрлиц, Старке Верлаг, 1879
отсюда Кранах драконов, по-видимому, любил и изображал довольно ярко, живописно и даже, можно сказать, натуралистично) И нет никакого сомнения, что он прекрасно понимал разницу между драконами и змеями)
Святой Георгий, сражающийся с драконом (около 1510 - 1529).
Мастерская Лукаса Кранаха Старшего
Художественно-исторический музей, Вена
В христианстве св.Георгий Победоносец - один из самых почитаемых святых, воин, принявший мученичесуцю смерть в Каппадокии за исповедание христианства. После смерти вернулся на землю, чтобы убить ужасного дракона, пожиравшего людей на территории современного Ливана. Впоследствии стал излюбленным сюжетом иконописцев.
Адам и Ева. Грехопадение, 1527
Дракон и змей у Кранаха - разные персонажи)
Для того, чтобы понять изображение, которое использовал в качестве своего герба и подписи Кранах, можно попробовать рассмотреть представления о драконах и змеях, бытовавших на территории Европы. В самом понятии "крылатый змей" заключено некоторое противоречие - есть даже такое понятие "оксюморон". когда один термин включает в себя взаимоисключающие понятия). Как известно, змеи не летают (рожденный ползать летать не должен))) Мифологические представления о змеях, возможно, восходят к богиняv-змеях, которые были связаны с опасным подземным миром. Миры, как известно, делились на три уровня - небесный, где жили боги, к которому относяттся птицы итп, подземный, связанный с миром мертвых и откуда появлялись существа, несущие смерть - как раз всякие змеи, скорпионы и прочие скалопендры, а также средний мир, где, собственно, и жили люди и прочая флора и фауна.
Летающие же драконы по большей части были похожи не то на ящериц, не то на динозавров. Они обычно имели чешую, крылья, похожие на крылья летучих мышей с кожаными перепонками, нередко - много голов, страшные когти на лапах и зачастую они изрыгали из пасти пламя. Типа нашего Змея Горыныча. Есть много и других похожих существ типа грифона, которые тоже стерегут сокровища. Но змей, охраняющий сокровища - это скорее подземный бескрылый персонаж. И вот как эта трансформация со змеями и драконами произошла? Подпись Кранаха = это именно летающий змей с классическими крыльями, а о том, что он охраняет сокровища символически говорит кольцо с красным камнем. Впрочем, о заколдованном кольце есть упоминания в скандинавской мифологии. На голове у краноховского змея классические рога, или только один рог, трансформированный Кранахом в корону. Даже гуляя по Петербургу мы сталкиваемся с отголосками старых мифов - Медный всадник раздавливает змею, Георгий Победоносец - герой, победивший змея. А вход в Ассигнационный банк охраняют грифоны. Не случайно самые популярные произведения сегодня - это Гарри Потер и Хоббиты, в основе которых архитипические персонажи из дрквних европейских мифов.
В средневековой Европе образ крылатого дракона или змея-дракона был хорошо известн и широко использовался. Ранние упоминания о европейских драконах встречаются в античных источниках и в Библии. Обычно драконы защищают сокровища. Драконы могли быть страшными и кровожадными, в этом случае в схватку с ними вступает великий герой, но дракон может быть доброжелательным, помогать и давать полезные советы.
Избрав змея-дракона своим геральдическим символом, Кранах, вероятно, имел в виду его защитные качества - по тому же принципу, как у входа в дом или в город в древности ставили скульптурные изображения существ, отгоняющих злых духов. Например, Шеду - крылатое существо с телом быка или льва с человеческим лицом (по-аккадски шеду, по шумерски алад, в нейтральной форме, включая женскую - по-аккадски ламассу, по шумерски лама). Или скифские крылатые грифоны. Или Сирруш (мушхуш), символ Мардука с ворот Иштар. О китайских драконах, львах, ши-дза и т.д. говорить особенно трудно в связи с их огромным разнообразием) Хотя можно предположить, что именно китайские драконы ближе к "изначальным",
Изображение европейского дракона в бестиарии NS Harley (1260 г)
Дакийский дракон на колонне Траяна (1-2 века н.э.) больше других похож на змея
Валлийский дракон (валлийцы - кельтский народ, обосновавшийся в Уэльсе). Изображен на современном флаге Уэльса, хотя как символ Уэльса, ассоциирующийся с королем Артуром, известен с древности.
Фафнир и Зигфрид
Ранние упоминания драконов европейского типа содержатся в англо-саксонской поэме 'Беофульф", где он описан больше как змей, лапы и крылья не упоминаются, он жил под землей, собирал сокровища, выдыхал пламя. В Швеции встречаются резные изображения на камнях, датируемые эпохой викингов (около 1030 г). Они связаны с древнескандинавской Сагой о Вёльсунгах и ее главном герое Сигурде (Зигфриде). На одном из рисунков дракон Фафнир изображен в виде крупной длинной змеи без крыльев, окружающей весь рисунок. Упоминается Фафнир в Старшей и Младней Эдде, в Саге о Нибелунгвх, как часть предыстории Зигфрида.
Здесь довольно длинный текст о Фафнипе, который, в том числе объясняет появление кольца
У великого чародея Хрейдмара было три сына: Отр, Фафнир и Регин. Однажды Отр плавал в водопаде Андварафорс в образе выдры. В это время его увидел Локи, который путешествовал вместе с Одином и Хениром, и убил его камнем. Затем трое асов попросили ночлега у Хрейдмара. Хрейдмар и его сыновья, узнав об убийстве Отра, схватили и связали асов, предложив им заплатить виру - откупиться золотом. Локи отправляется в страну черных альвов, где жил карлик Андвари (у Вагнера Альберих), который хранил золото нибелунгов. Андвари плескался в озере, превратившись в щуку. Локи его изловил и потребовал золото. Карлик отдал ему золото, но волшебное кольцо, которое помагало добыть хозяину новые богатства отдавать не хотел. Локи отнял кольцо, за что Андвари наложил на кольцо проклятье - оно будет приносить смерть своим владельцам. Хитрый Локи отдал золото вместе с кольцом. После этого Хрейдмара и его сыновей настигла печальная участь. Фафнир и Регин потребовали свою долю выкупа у отца, Хрейдмар отказался, Фафнир пронзил его мечом, когда тот спал. Регин потребовал, чтобы Фафнир разделил золото с ним поровну, но тот опять же отказался, пригрозив брату смертью. Затем он перенёс всё золото на Гнитахейд-поле, взял меч Хротти, надел Шлем-Страшило и, приняв обличье Змея, улёгся на золоте. У Вагнера "Кольцо нибелунга" - это то самое кольцо Андвари или кольцо Альбериха, а впоследствии - толкиеновское кольцо всевластия) И, судя по всему, это самое кольцо Кранах и поместил на своем гербе..
В дальневосточной традиции дракон воплощает в себе единство мира в его переменах и творческую силу метаморфоз) О символике и священных животных Китая и Кореи интересная статья
здесь