Пещера Шове с древнейшими наскальными рисунками на юге Франции открыта относительно недавно - в 1994 году. Ее особенность в том, что она на многие тысячи лет была "запечатана", как консервная банка - вход был завален и в нее никто со времен древних людей не заходил. В 2015 г. сделана копия пещеры, открытая для туристов. Рисункам более 30 тыс лет. Пересказывать все про пещеру смысла нет - она уникальна и по ней очень много информации, лучше посмотреть фильм) если есть интерес к истории искусства и религии, духовности)
Глядя на изображения пещер с наскальными рисунками, особенно из Альтамиры, у меня давно сложилось убеждение, что их можно рассматривать как начало храмового искусства. Может быть, кто-то из ученых это уже написал, но я не знаю, поэтому излагаю, как мне это с утра в голову пришло) Древний человек еще не может возводить большие постройки (а когда начал возводить, то первыми стал строить храмы), - но может придать смысл природному помещению, исправить или дополнить) Пространство оформлено древними дизайнерами для каких-то определенных целей, распределено на зоны, один из сталактитов оформлен как символическая статуя, где-то алтарь с черепом пещерного медведя и следами ног ребенка рядом, где-то след от кострища, где-то следы от факелов) В этом ощущается некий замысел, театральность и конкретный заказ художнику) То есть здесь был и свой Папа Римский и свой Леонардо
Куда обращают взор, обращаясь к богам? К небесам. Вообще первое, что обнаружили первые люди на Земле, это реальные боги - Солнце, Луна и вообще космос. То, что от Солнца зависит жизнь, по идее - одно из первых открытий человека. Одним словом, Боги - небожители. А купол и даже потолок - символ неба. В пещерах потолок расписать затруднительно - с него, как копья свешиваются сталактиты. Изображения находятся там, где они лучше всего видны и производят наибольшее впечатление. Но обычно высоко. Это должно было восприниматься эпически. В то же время здесь было страшно и в прямом смысле небезопасно. В пещере Шове найдено много костей пещерных медведей и других опасных животных, которые здесь обитали (медведи впадали здесь в спячку). Не заскучаешь) Задачка для Юнга. В любом случае выйти из пещеры на свет божий было приятнее, чем из кинотеатра. Здесь вряд ли наносили ритуальные татуировки или шрамы, но краску могли) Вообще в любом ритуале есть моральная и физическая подготовка и доля театральности) И наряду со светом, точнее, с огнем, должен был присутствовать звук.
Пещера забытых снов. Документальный фильм
Click to view
Многие считают, что проникнуть в первобытное сознание невозможно. Но я вот сегодня прекрасно понимаю ацтеков, которые каждый день сомневались, взойдет ли завтра солнце. Как никогда сегодня я сомневаюсь в том, что наступит весна и даже лето - по календарю для весны уже шансов нет) Всю зиму не было снега, это у нас-то, на севере) А сейчас май - а за окном сыпется мокрый снег) По любой логике, хотя бы и аристотелевской, может уже не быть ни весны, ни лета))) Может быть по кусочку постепенно выстроится картина мира древних, выяснили же, например, что цвета они видели так же, как и мы.
На стенах пещер располагаются самые древние из обожествляемых животных, например, быки, о чем мы знаем по Чатал-Хююку итд и по распространенным культах коров, то же можно сказать об изображениях пещерных медведей, перекликающихся с медвежьими культами, а может быть даже и к началу культов яростных форм богинь - типа львиноголовой Сехмет. А может и не яростных. А ритуалы с быками, вообще-то проводятся и сейчас, что такое по-вашему коррида? Вообще ритуалы древности бывали пожестче, чем обычные спортивные соревнования. Пещера производит большое впечатление на людей, которые сюда попадают даже с современным электрическим освещением) Хотя понятно, что пещера - не совсем обычный мир, а какой-то обратный - не то подземный, не то это лоно богини, благодаря которой можно еще раз родиться - такое объяснение точно есть.
В пещере Шове нет следов беспорядочной деятельности человека, здесь люди не жили, захоронений тоже нет) Вообще то, что в пещерах люди почти не жили - факт, насколько я знаю, широко признанный: там холодно, мокро и неуютно) А, к примеру, для инициаций здесь как раз очень подходящая атмосфера - она помогала пережить опыт перерождения и приобщения к духовным знаниям)) Но что-то есть в детской и не только любви к страшилкам и триллерам - может быть человек интуитивно стремится к психологическому коллапсу, переживанию ужаса, через которое приходит к взрослению, преодолению страха и принятию взрослых реалий и взрослой ответственности. Такой, знаете ли, кабинет школьного психолога-жреца-политрука, но радикальный.
Еще поделюсь мыслью, которую давно думаю - мне никак не кажутся до конца убедительными или стройными трактовки символа руки) В пещере Шове тоже много отпечатков рук, которые трактуют обычно как некие автографы, идентификаторы - хотя многие ученые считают, что древний человек не ощущал себя личностью, он был коллективных существом) Для того, чтобы оставить такой отпечаток - нужно ведь иметь с собой краску? А что если это автографы художников? А если нет, значит должна быть заготовленная плошка с краской? А значит, ее нужно либо принести с собой, либо заховать где-то в пещере и разводить потом водой? А может быть это подпись прошедшего испытание? Хотя несколько раз встречающийся в пещере Шове отпечаток ладони с кривым мизинцем, как определили исследователи, принадлежит человеку ростом метр восемьдесят, отнюдь не ребенку. Может быть, это печать шамана, штамп о приемке?
Для отметок кворума на собрании их все-таки маловато, а если оставляли бы каждый раз, когда приходили - было бы слишком много. Да и считать могли до двух от силы. Велика вероятность, что пещерой пользовались небольшие группы людей и особых сборищ могло и не быть) это современные городские храмы рассчитаны на тысячи человек, К тому же пещеру могли посещать только мужчины, если здесь проводили инициации - то для мальчиков) зачем женщинам такие кошмары - там и родить можно с испугу) Вообще мир мужчин и женщин был различен, в том числе в ритуале и, скорее всего, закрыт один для другого запретом) конечно, на 100% налицо сакральность краски и изображений) Есть версии, правда, что художниками были женщины, но пока все это еще картина, покрытая мраком)
Станислав Дробышевский проводит экскурсию по пещере Шове
Click to view
Новость об открытии музея - копии пещеры Шове в 2015 г.
Click to view
О загадках сознания и искусства древних людей писала
здесьОб астрономах каменного века
здесь Сайт пещеры Шове
здесьс возможностью виртуального путешествия
здесь интересное про ритуалы