Одна из самых узнаваемых шляп в истории - традиционная черная корейская шляпа "кат" из конского волоса (хыннип, 黑笠, 흑립). Особенно в варианте с бусами, которые могли носить только мужчины благородного происхождения и янбаны в эпоху Чосон. Цепочки драгоценных бус назывались катккын (갓끈). Наиболее ценными были бусины из нефрита. Чтобы носить шляпу нужно было сдать экзамен каткын. Так что выражения типа "а еще шляпу надел" были неуместны) право носить шляпу имел далеко не каждый)
На картине Кан Хи-эона «Дегустация» изображены ученые в различных шляпах
отсюда Хкдожник Син Юн Бок
отсюда "Внутри шляпы на макушке взрослого корейца имеется пучок волос, подобранных вверх и скрученных в виде шиньона. В сущности корейская шляпа кат не что иное, как чехол для этого шиньона, который играет важную роль в обычаях корейцев: он заплетается и подвязывается таким образом в знак женитьбы; холостые носят косу и не могут подвязывать на макушке головы такой шиньон. Они, хотя бы им было много лет, считаются малолетними детьми и обязаны слушать тех, кто носит шиньон, хотя бы эти были их много меньше и моложе. Для поддержания прически в порядке корейцы носят почти постоянно на голове род волосяной прозрачной ермолки с дырой для шиньона посередине. Даже ночью они не снимают ее. Называется она “ман-гет” и вместе со шляпой до недавнего времени служила знаком независимого положения..
Пропорции полей и тульи менялись со временем. При короле Хёчжоне (годы правления - 1649-1659) диаметр полей стал настолько большим, что обладатель такой шляпы мог с трудом входить в дверной проем. В коллекции, переданной в МАЭ в 1842 г. от Азиатского Департамента министерства иностранных дел, имеется очень интересный экспонат - широкополая шляпа кат с узкой тульей. Такие шляпы кат были характерны для времени правления принца-регента Ли Ха Ына, вошедшего в историю под своим придворным титулом тэвонгун. ..
У шляпы небогатого человека были только незатейливые завязки-ленточки, люди из числа знати и просто живущие в достатке могли носить помимо завязок-ленточек янтарные или костяные завязки. Длина таких завязок иногда доходила до груди, они не имели практической функции, а играли роль украшения. На завязках из коллекции МАЭ нашиты круглые бляшки, сделанные из слоновой кости. В центре присоединена довольно толстая бляшка, которая по форме похожа на монету. В коллекции, поступившей из Московского государственного музея восточных культур, имеется шляпа с завязками, украшенными маленькими янтарными бусинами..."
Источник фото
отсюда отсюда "К мангону прикреплялись завязки и закрепительные кольца [кванчжа] для завязываниямангона и укрепления шляпы кат, а также фиксатор шляпы кат - украшение пхунчам. Кольца кванчжа были двух видов. Одни - в форме небольшого диска с отверстием посередине - пришивались в районе висков завязывания ленточек. Другой тип - колечки, которые крепились внутри сетчатого головного убора для фиксации завязок мангона. Материал, из которого изготовляли кольца кванчжа,указывал на социальное положение. Кольца изготовляли из яшмы, золота, кости, бычьего рога. Кольца кванчжа из яшмы имели право носить только представители королевского рода и высокопоставленные министры, золотые кванчжа носили чиновники высокого ранга, из бычьего рога - среднего ранга, а костяные могли носить простые люди. Кванчжа также изготовлялись из черепашьего панциря, кусочков агата, янтаря. Иногда на них делали гравировку растительным орнаментом: цветы, бамбук, цветы лотоса в сочетании с журавлем или другими птицами.
Украшение пхунчам присоединялось к середине лобовой части сетчатого головного убора мангон и использовалось как украшение и для того, чтобы шляпа кат не смещалась вперед при порывах ветра. По форме оно очень напоминает увеличенное зерно фасоли. С изнанки находится отверстие, в которое вставлялась нить для присоединения к мангону. Пхунчам изготавливали из черепашьего панциря, янтаря, бычьего рога, кости. Украшение, хранящееся в фондах МАЭ РАН, изготовлено из черепашьего панциря."
И другие шляпы украшались бусинами)
фото
отсюда (статья в корейском блоге по истории шляп)
Фото
отсюда. gatkkeun, я так понимаю, что даже форма бусин зависела от статуса ювелирных украшений
отсюда Фото
отсюда По мнению знатока
здесь большие шляпы - это трансформация шляп китайской народности хань и вообще их традиционной эстетики
В костюмных корейских сериалах - дорамах шляпы с бусами очень эффектны. Я по возвращении из Кореи, под впечатлением от Кёнбоккун - писала
здесь) посмотрела парочку - Солнце обнимает Луну и Богиня огня - о корейском фарфоре - тоже много съемок в этом дворце) Чудесные сказки в стиле Золушек, для неофита возможность получить первое представление о корейской культуре и оживить корейские достопримечательности) Сейчас собираюсь с духом посмотреть Имджинскую войну))
Фото
отсюда А вот еще интересный головной убор с бусинами
Поздний Корё и Чосон. «Myeonbok» - «Myeonryu-gwan (면류관)» и «Gujang-bok (구장복)». Myeonryugwan означает корону с бусинками, а Gujangbok означает платье из 9 символов. Эти символы выражают добродетели, ожидаемые от царя;
- Восточные драконы - сила короля
- Горы - престиж короля
- Пламя - править мудрыми людьми
- Фазаны - таланты
- Обезьяны - храбрость и мудрость
- Водные растения - гибкость
- Рис - люди
- Топоры - решение отличать добро и злые
- Символические буквы (黻) - торжество добра над на злом
отсюда Вообще по части бус Азия очень изобретательна)
отсюда Музей Имджинской войны
В Корее много книг о истории костюма, но, как говорится - трудности перевода дают о себе знать))
фото отсюда - Серошевский В. В стране утреннего спокойствия. Путешествие по Корее в 1903 г. СПб., б. г. С. 61
- Мертваго Д. Ф. Корея и её жители (Запретная страна). СПб., 1904.
- Корейская одежда и украшения: История в 2 тысячи лет: Каталог выставки (19.10.1995-04.12.1995) Государственного музея этнографии. Сеул, 1995.
Источник Королевский портной
Click to view