Украшения ассирийских богов и царей

Dec 09, 2019 23:40

Завтра в Эрмитаже открывается потрясающая выставка "Я воздвиг там мой царский дворец..." Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея, подробнее здесь. В России подобной выставки  никогда не было. Первые две недели экскурсий, насколько я знаю, проводить еще не будут, но я боюсь упустить каталог выставки, который готовят британцы.

Греков очень развлекала традиция ассирийских мужчин носить украшения. В сущности о женщинах Ассирии и их украшениях известно меньше - это была жестокая эпоха мужчин и войн, сохранилось много изображений царей, лошадей, мужских божеств) Изображения необычные, яркие и не всегда понятные - поэтому вокруг них периодически возникают различное современное мифотворчество. То на руках разглядят часы из космоса, то поднимутся бури обсуждений ассирийчких сумочек. Это правда интересно)) Я уже как-то начинала вникать в тему здесь))

Напомню, что Ассирия находилась в Месопотамии - это по-гречески, по-нашему в Междуречье. Ближе к Персидскому заливу жили шумеры, выше - аккадцы, потом на месте Шумера возникает Вавилон, а аккадцев сменила Ассирия. Все это находилось на месте современного Ирака. в XIX веке там успели поработать археологи, поэтому много барельефов и других ценностей попали в европейские музеи, особенно Британский.



Фрагмент настенного рельефа с изображением головы божества, Северо-Западный дворец Ашшурнацирапала II в Кальху IX в. до н.э.




Фото отсюда Рельеф из Храма Набу в Хорсабаде (Дур-Шаррукин), столица ассирийской империи.Остатки ярких цветов, нарисованных на этих стенах, все еще можно увидеть на этом разделе. Музей Восточного института в Чикагском университете, Чикаго, Иллинойс.



Ашшурбанипал



Деталь барельефа храма Набу, вавилонского бога мудрости и письма, в Хорсабаде (Дур-Шаррукин), столице ассирийской империи. Музей Восточного института в Чикагском университете, Чикаго, Иллинойс.







На барельефах часто встречаются изображения подобного ритуального предмета, подобные же каменные предметы, часто сделанные из хлорита, находят археологи, их называют "сумочками", "замками",  "гирями" - не знаю как правильно) это не сумочки, поскольку сделаны целиком из камня)

Хлорит  - серо-зеленый камень, который в древности широко использовался для изготовления ритуальных вещей. Например Тепе Яя, середина 3 тыс. до н.э. в Иране - обнаружены руины мастерских, где обнаружены такие предметы и заготовки для них из хлорита и стеатита, добываемого на соседних холмах. На острове Тарут в Персидском заливе найдено более 600 таких предметов и их фрагментов, поэтому высказано предположение, что остров был центром их производства. Фото отсюда





Фльл и текст ниже из Викиредии

Наряд любого мало-мальски обеспеченного жителя Месопотамии, будь то мужчина или женщина, непременно дополнялся украшениями. Носить украшения начинали с самого детства: в захоронениях маленьких детей из Ура обнаруживают связки бус, браслеты и серебряные диадемы ( Дьяконов И. М. Люди города Ура)

Украшения, наряду с одеждой, входили в состав приданого, которое давали за невестой, и всегда оставались частью её имущества, на которое муж не мог претендовать. Поэтому любящие родители не жалели средств на наряды и драгоценности для дочерей: в одном списке приданого перечисляются 204 предмета одежды, а также различные золотые украшения общим весом 15 (пятнадцать!) килограммов ( Вардиман Е. Женщина в древнем мире)

Неприкосновенность украшений гарантировалась даже проституткам: женщину лёгкого поведения, нарушившую закон, могли избить, лишить одежды и даже волос, но никто не имел права отбирать у неё украшения (Саггс Х. Вавилон и Ассирия) В Вавилоне и Ассирии распространённым обычаем было ношение металлических браслетов (женщины надевали их на запястья и лодыжки, мужчины - только на руки). Любимым украшением у лиц обоего пола были также серьги разнообразных форм - от простых кольцевидных до сложных, с подвесками в виде полумесяцев или виноградных гроздьев. Серьги вдевали не только в уши, но и в нос.

Очень характерной особенностью вавилонского женского убранства, с которым женщина неохотно расставалась, даже раздеваясь, были бусы. Богатые модницы носили настоящие стоячие «воротники» из прилегавших одна к другой нитей бус, доходившие от подбородка до выреза туники. Иногда нити бус повязывали также на лбу и вокруг бёдер. Дорогие бусы были сердоликовые (из Индии), лазуритовые (из Бадахшана - современного Северного Афганистана) или металлические. Более дешёвые бусы делались из цветного стекла, керамики, раковин, кости и т. п. В качестве украшений использовались также цилиндрические печати из самоцветных камней: сквозь них продевали шнурок и подвешивали на шею наподобие кулона.

Пожалуй, самые великолепные образцы месопотамских ювелирных украшений были найдены английским археологом Леонардом Вулли в 20-х гг. XX века при раскопках так называемых «царских гробниц» Ура (ок. 2500 г. до н. э.). Вместе с погребёнными здесь «царями» и «царицами» были похоронены их слуги, служанки и воины - всего около 100 человек. У многих мужчин на голове были повязки, похожие на те, которые и сейчас носят арабы. Они состояли из трёх крупных бусин на лбу с золотой цепью сзади и, вероятно, служили для закрепления головного убора. Украшения женщин были ещё богаче; они включали головные уборы из золотых и серебряных цветов и листьев, огромные серьги в форме полумесяца, золотые заколки для платьев с подвесками из бус, а также ожерелья из золота и лазурита.

Самый роскошный убор принадлежал «царице» Пуаби. На ней был целый плащ, «сотканный» из лазуритовых бус, ладьевидные золотые серьги, высокий золотой гребень в виде букета цветов, золотые кольца и булавки. Особенно богатым было головное убранство. Такое большое, что его наверняка приходилось носить поверх парика, оно было образовано несколькими ярусами витков золотой ленты длиной 40 футов (около 12 метров) - Шумер: Города Эдема. Сверху его украшали три нити бус из лазурита и сердолика. На нижней из этих нитей висели золотые кольца, на средней - золотые буковые листья, на верхней - ивовые листья и золотые цветы. Рядом с погребальными носилками лежало ещё одно головное украшение, представлявшее собой широкую кожаную ленту, расшитую золотыми фигурками животных и растениями на фоне мелкого лазуритового бисера (Шумер: Города Эдема). Найденные в Уре изделия свидетельствуют о незаурядном мастерстве обработки драгоценных металлов и тонком художественном вкусе древних мастеров.

О Пуаби писала здесь





Классическими представителями ювелирного зодчества Древней Ассирии считаются сокровища Нимруда или Ниневии (современный Мосул в Ираке), открытые в 1988 году иракскими археологами. Найденная гробница принадлежит ассирийскому царю Ашурнасирпалу Второму. В ней были найдены 450 ювелирных украшений из золота и серебра, общим весом в 22.5 килограмма - по своей значимости и богатству приравниваемые к сокровищам Тутанхамона.

Ювелирные украшения носились как мужчинами так и женщинами древнего Междуречья. Наиболее распространёнными были: многонитьевые бусы из сердолика и ляпис лазури, золотые серьги, ленты для волос из тонкого/сусального золота, ножные браслеты, серебряные заколки-кольца для волос, подвески-медальоны филигранной работы, кольца-печатки и амулеты. Популярными мотивами украшений были листья и ветви, виноградные грозди, шишки а так же спиралевидные узоры. Подробнее здесь

Золото ассирийских цариц здесь
Много всякой всячины здесь
и здесь
pinterest
еще здесь

Экскурсия по выставке Я воздвиг здесь свой царский дворец в Эрмитаже здесь

История и религия Месопотамии

image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



история, ассирийские ювелирные украшения, Ассирия, Месопотамия, музеиукрашений

Previous post Next post
Up