Украшения иберийских дам или древние испанские богини, а также о сокровищах загадочного Тартесса

Aug 28, 2018 06:30

В продолжение любимой темы. На древних (и не очень древних) скульптурных женских фигурах часто изображены украшения, которые носили жившие в то время люди. Иногда это особенные украшения, которые, возможно, не носили в обычной жизни, а надевали по особым праздникам или, может быть, их вообще носили только  храмовые жрицы. Или только богини)) Но такие изображения интересно изучать с точки зрения истории ювелирных украшений или расшифровки их скрытого смысла). Очень часто символика украшений богинь может сказать многое, нужно только разгадать эту головоломку)

Среди прочих выделяются скульптурные изображения иберийских Дам из Южной Испании - из Баса, Эльчи, Гуадамар или дель Серро де лос Сантос. Объединяет их интересная особенность. Статуи полые внутри и использовались для захоронения урн с прахом. То есть урны как бы помещались в скульптурное изображение богини, возможно для того, чтобы обеспечить умершему последующее возрождение из ее тела. У земледельческих народов просто богини трансформируются в богинь земли - мертвые зерна в земле превращаются в живые колосья, то есть, возрождаются. Интересно, что скульптуры имеют облик изысканно одетых и украшенных дам, их отличают красивые и спокойные лица. Понятно, что речь идет о культуре развитой и даже, можно сказать, изысканной. На женских статуях есть сложные и похожие друг на друга украшения. Относятся примерно к V в.до н.э.

Дама из Баса обнаружена в провинции Гранада в Испании, анализ праха показал, что захоронение совпадает по времени с возрастом статуи. Ее трактуют как пример иберийской культуры доримского периода. Хранится в  Национальном археологическом музее в Мадриде.



Дама из Баса




Как и Дама из Эльче (о ней ниже), Дама из Баса сохранилась чудом, благодаря тому, что служила монументальной погребальной урной и стояла не на видном месте, а была скрыта в некрополе в качестве хранилища для урны с останками погребенного. Сохранилась хорошо, вместе с погребальным инвентарем, Гранада, первая половина 4 в до н.э. отсюда





Дама из Эльче - шедевр древнего иберийского искусства, найдена в 1897 г. в Ла-Алькудия-де-Эльче, недалеко от Аликанте. Это бюст из песчаника в натуральную величину. Дама одета в две туники, верхняя застегнута испанской фибулой.

Это одна из первых фотографий  Дамы Эльче, сделанная Педрой Ибаррой в первые дни после ее обаружения. Она находилась не в первоначальной гробнице, а во вторичном месте пребывания, куда была помещена, по-видимому. в конце 1 в н.э. (много предположений) Загадочный бюст был приобретен Лувром, где произвел фурор, затем передан в музей Прадо, затем в Археологический национальный музей в Мадриде.





Иберийская скульптура включает различные стили, разработанные иберами, начиная с бронзового века до римского завоевания. Создавалась под влиянием ассирийского,  хеттского, египетского искуства, отражает влияние греческого и финикийского языков. Но при этом имеет свой уникальный характер.

Дама из Эльче - бюст из известняка, изображающий богато одетую даму с прекрасными чертами лица. На голове тиара, покрытая вуалью, с диадемой на лбу, по бокам лицо обрамляют огромные диски, в которые вплетены косы. Спина и плечи накрыты накидкой, на груди три ожерелья с амулетами, серьги. В задней части полость, как и Леди из Баса использовалась в качестве погребальнй урны. Первоначально была полихромной с глазами из стекловидной пасты.

Иберийские женщины носили сложные высокие прически и головные уборы в виде тюрбанов, конических тиар, диадем, плетеных лент. Самая сложная диадема принадлежит как раз Даме из Эльче - она имеет огромные боковые диски, похожие на колеса. Они имеют сложный орнамент, предполагается, что они были покрыты позолотой. Серьги длинные в форме слезы, с орнаментом. Браслеты - наручи простых форм. Иберы носили торквесы, как и кельты, из сплетеной проволоки. Ожерелья из цветных лент с подвесками-амулетами, наборы ребристых полихромных бус из цветной пасты, шаровидные металлические бусы. Среди украшений часто встречаются поясные пряжки и фибулы. Были распространены простые испанские кольцевидные фибулы (заколки-булавки для одежды). Но встречаются и более сложные с серебряной инкрустацией. В кельтоиберийских культурах встречаются с изображением с лошадкой (А.Л.Монгайт "Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века" (1973) )

Необходимой частью одежды иберийцев,  как и у кельтов, были фибулы, которые заменяли пуговицы и булавки. Распространены были фибулы в форме воинов на лошади. У Дамы из Эльче воротник стянут испанской фибулой, характерной для V века. Очень много иберийских фибул найдено в святилищах в в Деспольяперрос и Кастелляр де Сантистебан, очевидно фибулы тоже использовались как жертвенные приношения. В иберийских святилищах дары, принесенные в жертву, закапывали в землю, возле сятилищ находят огромное количество статуэток из металла, обожженой глины, фибул, булавок, оружия.



Головной убор Дамы из Эльче отделан драгоценными украшениями, состоит из диадемы в виде ленты из цветов. По бокам большие диски. Среди украшений три нити ожерелий с медальонами-амулетами. Губы и одежда сохранили следы красной краски. Высота 56 см, диаметр "колес" 19,5 см. Дама из Эльче - одна из самых загадочных статуй, отчасти из-за своих "височных колес", вокруг нее не утихают споры и выдвигаются самые фантастические версии. Например, что происходит она из легендарного затерянного города Тартессуса, завоеваного карфагенянами 2,5 тысяч лет назад. Народ смущает солярный символ на дисках и удивляет, что подобное височное украшение встречается у незамужних женщин индейцев хопи.

Много материалов о доме из Эльче на испанском здесь



Эта Дама де Эльче расположена на кольцевой развязке на Авенида-де-лас-Кортес-Валенсияс в Валенсии.Скульптура состоит из сотен миниатюрных фигур той же фигуры.



В некрополе на острове Ибица в Средиземном море обнаружены много греческих и пунических статуй и бюстов, а также различные амулеты из слоновой кости, металла и камня. Самые старые относятся к 8 в.до н.э. Дама из Ибицы представляет собой керамическую фигуру 47 см, 3 в. до н.э., хранится в Национальном музее Испании в Мадриде. Найдена в некрополе Пуч-де-Молин, большинство изображений являются греческими богинями. Считается, что на протяжении нескольких веков там находилась колония  иммигрантов из Греции. Изготовлена с помощью формы, имеет полость в спине. Среди версий - это изображение Танит, карфагенской богини, дама богато украшена одеждой и украшениями.



Карфагенское присутствие в Иберии продолжалось с 575 г до н.э. до 206 г до н.э. Карфагеняне использовали этот плацдарм для борьбы с Римом, но потерпели от римлян поражение. Всем дамам-богиням, о которых идет речь, приписывают карфагенское влияние в той или иной степени. О карфагенской Танит можно почитать в Википедии, об иберийской скульптуре здесь

Эти скульптурные фигурки напомнили о культах Кибелы и ему подобных, в которых большое значение имели мужчины-жрецы, евнухи. Они характерны были, в том числе, для северо-африканских, мало-азиатских и т.д. религий, а также для кельтов, скифов, греков, наверное, и иберов тоже. У древних римлян мужчины-жрецы служили в храмах Кибелы.



Дама из Гуардамар  Ledy of Guardamar

На груди несколько ожерелий, над ожерельями с амулетами 2 ожерелья из бусин. Использованы три вида бусин - сферические, в форме оливок и плоские. Скорее всего бусины сделаны из стеклянной пасты, поскольку подобные часто встречаются при раскопках в Лусентуме (Аликанте).



Дама из дель Серро де лос Сантос Ledy of Cerro de los Santos



Дама из Серро-де-лос-Сантос или Dama Oferente, последнее имя, вероятно, переводится в духе "Дама, приносящая жертву", или "Подательница". Иберийская скульптура 3-2 вв до н.э., Национальный археологический музей, Мадрид, Испания. Известняк

Прижимает к утробе чашу с жертвенными возлияниями. Т-образная фибула держит тунику, 3 ожерелья, на голове диадема, серьги, 5 колец на руках. Исследователи на ее примере доказывают участие женщин аристократок в религиозных культах иберийцев, то есть предполагается, что это не богиня, а просто женщина. На женщине видно богатое одеяние и украшения. Фото отсюда Все иберийские скульптуры такого рода были полихромными - то есть раскрашенными.



Терракотовый бюст из Метрополитен музея, названный этрусской женщиной



Эти дамы также отнесены к этрусским изображениям отсюда

По одной из версий, Тартесс, древний город в южной Испании (подробнее о нем ниже), был основан этруссками, пришедшими из Малой Азии)



Сравнение с еврейским костюмом

https://ru.pinterest.com/pin/402227810441298283/



Кажется, даму из Эльче не сравнивали еще с богиней из Mehrgarh - древняя цивилизация долины Инда отсюда



Необычность Дамы из Эльче породила различные легенды и мистификации. Фото отсюда Поводом для них послужила памятная медаль, сделанная во Франции и посвященная леди Эльче. Однако мысль о колесе многим приходит в голову - на фото буддийское/индусское колесо Дхармачакра, фото отсюда





Возвращаясь к дамам из Серро-де-лос-Сантос ) Обнаружены они были в Монтеалегре-дель-Кастильо (Альбасете), где были найдены остатки иберийского храма доримского периода. Большое количество женских статуэток оказались наилучшим источником для получения сведений об одежде и внешнем облике местного населения. Испанские ученые считают, что женские фигурки изображают жриц, приносящих жертвы богам. Предполагается, что жрицами служили женщины высших сословий, которые, согласно ритуалу, после принесения жертвы сообщали жертвователю ответы на мучившие их вопросы - то есть занимались предсказаниями. Ученые усматривают связи с другими средиземноморскими культурами, в частности с кипрскими скульптурами богинь допиренейской эры 6-4 в. до н.э. Но есть и другие версии Фото отсюда



Серро-де-лос-Сантос, 3 век до н.э., Национальный археологический музей Испании. Статуэтка женщины в высоком остроконечном головном уборе с ритуальным сосудом. Отсюда



Вотивная фигурка отсюда. возможно зачатки височных колец, которые достигли у дамы из Эльче столь больших размеров, что даже ассоциируются с колесами. В руках, возможно, изображения монет для пожертвования.



А вот, для сравнения, дама совсем из другой части света - это статуя Инанны (Иштар) из Мари, предположительно 1800 г до н.э. Спускаясь в подземный мир Инанна 7 раз снимала с себя одно из своих украшений - это головной убор, крупные серьги в ушах, ожерелье из синих камней (видимо, лазурит) на шее, камни-близнецы на плечах, золотые цилиндрические браслеты, потом нагрудное украшение и одеяние. В результате богиня осталась без своих волшебных украшений, которые давали ей силу, и оказалась без них в подземном мире полностью беспомощной. Этот древний шумерский миф свидетельствует о значении украшений в доисторических культурах.



Случайное совпадение или камни-близнецы Инанны? фото увидела здесь
История украшений на территории совреенной Испании и Португалии начинаются 120 тысяч лет назад. Морские раковины, покрашенные в желтый и красный цвета с просверленными отверстиями, относящиеся к этому времени, найдены в пещере Куэва де лос Авьонес (Cueva de los Aviones) на юго-востоке Испании.

Заселение полуострова происходило как со стороны Северной Африки через Гибралтарский пролив, со стороны Европы, а также народами с развитой культурой мореходства со всех сторон полуострова, особенно со стороны Средиземного моря. По самой распространенной версии иберы пришли из Северной Африки. На юго-востоке полуострова существовали культуры, в частности Эль-Аграр, а до этого Лос-Мильярес, которые считаются возможными предками иберийской культуры.

Важным элементом местного производства Эль-Аргар были стеклянные бусы синего, зеленого и белого цветов, подобные находки были сделаны в Египте (Амарна), в Микенской Греции (XIV в.), британской Уэссекской культуры (XIV в до н.э.) и в некоторых археологических памятниках Франции. Подобные бусины находили в Ла-Пастора (период халколита), поэтому многие историки считают, что их распространение началось еще раньше на юго-востоке Иберии в конце 3 тыс.до н.э.



Из особенных ювелирных находок эпохи бронзы можно выделить клад из Вильены. Его относят к культуре валенсийской бронзы, предположительно иберской. Закопанный кувшин с драгоценностями обнаружен в 1963 г. близ Вильены. Состоял из большого количества изделий из золота, в том числе из золотых и серебряных чаш, 28 золотых браслетов, сосудов, фрагментов украшения скипетра, железного браслета, фрагмента броши из жееза с золотой отделкой и пуговицы из янтаря и золота, общим весом около  10 кг возрастом 3 тыс.лет.

На протяжении многих лет археологи и искатели кладов искали легендарный древний город Тартесс, о котором с восхищением писали античные и финикийские авторы. В Ветхом Завете Тартесс упоминается как Таршишеми как символ богатства и изобилия. Геродот пишет о купце с острова Самос по имени Колей, которого забросило бурей на мосты Геракла, в результате чего он попал в город-государство Татесс, где правил царь Аргантион. Колей вернулся на родину и привез с собой 1,5 т серебра, "получив такую прибыль, которую в то время не получал ни один грек". Так греи узнали о Иберрийском полуострове и начали снаряжать туда морские экспедиции.

Однако финикийские купцы из Тира открыли для себя природные богатства Испании еще раньше и старались монополизировать торговлю с Тартессом. Чтобы закрепиться на полуострове они, начиная с 1100 г.до н.э. основали на побережье колонии, в том числе порты Малагу, Абдеру и Гадес (Кадис). В результате торговля товарами из Тартесса происходила в Гадесе. Жителей Тартесса финикийская "крыша" не устраивала и они много раз начинали войны за независимость от Гадеса, но безуспешно. В результате место, где находился Тартесс было прочно забыто.

В соответствии с самой распространенной версией племена иберов пришли в Испанию через Гибралтарский пролив из Северной Африки в V тысячелетии до н.э.. Среди них выделялись турденаты или тартессийцы, которые поселились в устье реки Гвадалкивир и вдоль ее берегов. Они жили в городах, обнесенных стенами, хоронили умерших в изысканных гробницах. Они начали разработку богатых месторождений серебра, золота, олова, меди, свинца в горах Сьерра-Морена.

Географ Страбон,побывавший там в 30 г до н.э. писал, что иберов отличало гостеприимство, величественные манеры, высокомерие, безразличие к лишениям и нетерпимость к вмешательству в их жизнь. Это, кстати, характерно и для современных испанцев.

Поискам Тартесса посвятил свою жизнь немецкий археолог Шультен, открыв следы великолепной цивилизации, в том числе рудники и мастерские, где обрабатывались руды для получеия драгоценных металлов.. В 1958 г. в Эль-Карамболо около Севильи были обнаружены богатые захоронения, полные золотых и серебряных изделий редкой красоты, принадлежащих таргессийцам. Шультен выдвинул теорию, что Тартесс был разрушен в результате сильного землятресения между 520 и 509 гг до н.э. Отсюда

В начале XX века Елена М.Уисшоу, директор англо-испано-американской школы, открыла в Ньебле, недалеко от места, где располагался древний Тартессос, комплекс эпохи неолита, включавший храмы, крепость, систему подачи воды и гавань. На месте раскопок часто встречались артефакты, относящиеся к медному или бронзовому веку, датируемые серединой 3 тыс.до н.э. Этот древний порт отождествляют с Тартаром, очень распространены версии, что он имел отношение к древней Атлантиде)

Еще подробнее:
Циркин Ю.Б. История Древней Испании. Глава 2. Тартесс здесь



Алиседа, Испания - октябрь 2017, золотые ожерелья и тартесского клада Алиседы, V в.до н.э. Хранится в Центре Алиседы

Район Тартесса дал самую большую и богатую серию находок на полуострове. Отсутствие внешних свидетельств вынуждает датировать эти предметы исключительно по классификации стилей. Клад из Лa-Алиседы (провинция Касерес) содержит серьги, браслеты, ожерелья, небольшие цепочки, аппликации, кольца, печати и другие более важные предметы. Один из них - позолоченный пояс, на гранулированной основе которого красуются укротитель льва, грифон и пальметты. В них легко узнать их восточные и финикийские прототипы. Однако эти модели выполнены с использованием другой технологии. Некоторые пальметты аналогичны пальметтам на изделиях из слоновой кости Кармоны (которые в основном считаются местными произведениями), а также на рисунках из Галеры.



Финикийская подвеска. Золото, филигрань, грануляция. Музей Карфагена



Клад из Карамболо (Севилья), 21 предмет. Национальный археологический музей Мадрида



Подвеска из стеклянной пасты в виде головы Баал=Хаммона. Лувр, Париж




"Самые легендарные драгоценности мира всех времен и народов. Камни. Короны. Украшения" Вадим Сингаевский
Отсюда
Подробнее:https://www.labirint.ru/books/412732/


Карфагенские бусы отсюда







Клад из Карамболо отсюда и еще здесь

О том, что в районе Севильи было спрятано золото царя Тартесса Аргонтония существовала легенда, дошедшая до нашего времени) Интересны золотые пластины, изображающие золотое руно и подвеска из 7 печатей (изначально было 8).

Видимо, не только я заметила пераллель Аргонтоний - Аргонавты, с учетом, что в возможных украшениях царя, которые должны изображать самые сакральные символы народа, фигурирует золотое руно.  Аргос - сын Зевса и Ниобы, стал царем Аргоса после Форонея. Он же и назвал город Аргосом и заодно весь Пелопонес. Но Аргонтоний ведь не грек? Или греки назвали его на свой манер? Или грек? То есть во всей этой истории странным образом переплелись и Греция, и Колхида, и Иберия, и Тартесс - иберский город сокровищ. Раз аргонавты направились в поисках золотого руна в Грузию, значит, они знали где искать? Может быть, они собирались искать его в древней восточной Иберии? Кстати, иберы были мореходами, а Тартесс - город-порт. Интересно, должен ли быть у такого города морской покровитель или покровительница? Или его не было до самого Николая Мирликийского) Дамы из Баса, из Эльче и другие больше похожи на богинь Земли)

До нашего времени дошли традиционные костюмы, в украшениях которых чувствуются  отзвуки древних культур. Вот, для примера, несколько современных фотографий из Португалии.



Традиционный костюм и украшения, север Португалии отсюда



Отсюда





На празднике Богоматери Агонии, покровительницы рыбаков, который проходит в Виана-ду-Каштелу в конце августа фото отсюда

На эту тему писала также здесь

Можно почитать: Антонио Аррибас, Иберы. Великие оружейники железного века

image Click to view



История Испании, часть 1

image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



история украшений, Испания, богини, Инанна

Previous post Next post
Up