Jan 14, 2014 09:35
Теперь снова представьте себе ситуацию. Первое - все эти воины уже не имеют никакой чести - они потеряли своего даймё. Второе - у них нет дохода. Вообще никакого. Третье - их положение в обществе достаточно низкое из-за отношения окружающих (бог с ним, с доходом). Четвертое - пробиться к Киру как полагается настоящему воину с клинком в руках у них нет ни малейшего шанса. Пятое - они пообещали отомстить. Теперь, если отступить от этого, то куда? Пойти и сделать себе харакири?
Не так все просто, это же буддизм. Это означает, что в следующей жизни у них нет опять же ни малейшего шанса стать воином и уважаемым человеком. Честь потеряна.
У них один-единственный выход - выполнить обещанное.
Я веду к тому, что у этой группы вообще очень тяжелая ситуация и им в любом случае нужно постоянно выбирать между потерей чести и потерей чести. Отказаться от мести - потеря чести. Отомстить «как положено» - невозможно. Отомстить хитростью - потеря чести.
И все время нужно выбирать, какую часть чести они будут терять в данный конкретный момент при том, что ее все равно уже нет (но привычки остались).
Полтора года ронины выносили оскорбления, унижения и насмешки. Была известна история, когда один воин просто пнул в лицо Оиси Кураносукэ за то, что тот не отомстил. Я еще вернусь к этой части нашего рассказа, но представьте себе ситуацию - предводителя армии целого клана можно пнуть в лицо, и он будет вынужден смириться?
Долгое время ронины собирали информацию и пытались проникнуть замок. Один из них женился на дочери архитектора замка и узнал о его структуре все, что можно было узнать. Сам Оиси развелся с женой, которую любил (она поняла необходимость этого), отправился в Киото и жил там в чайном доме (в борделе, попросту). Он ударился в самый настоящий загул, пил, дрался, гулял с проститутками, в общем, вел себя неподобающе воину. Его сообщники переодевались и вели себя кем угодно: от монахов и учителей фехтования до торговцев и лекарей. Я замечу, что все до единой профессии для воина были оскорбительными и унизительными и означали все те же слова про потерю чести. Использование ТАКИХ средств означало только полное отчаяние и то, что они уже давно все решили для себя, и попросту шли на смерть.
Наконец, настал момент мести.
Случилось это вроде бы ровно 9 месяцев спустя после смерти Асано Наганори (14 или 15 декабря 1702 года). Вся группа прикинулась пожарными и так сумели пронести крючья и лестницы для стен прямо к дому Кира. Атака должна была начаться ночью и чтобы не перепутать в темноте своих и чужих, ронины надели себе на лоб белые повязки (да-да, те самые). План был потрясающе детализирован и согласован. Одна группа шла на штурм главных ворот, вторая с тыла. Не потеряв ни единого человека, группа ворвалась в усадьбу, убив 17 человек и ранив еще 28.
Кира сбежал… и поначалу казалось, что окончательно. Но ронинам повезло. Кира прибился к женщинам и детям, прячась с ними в большом чулане, но постель его не успела остыть, так что ронины начали поиски тайных ходов и нашли Киру. Согласно традициям Оиси сообщил Кире, что они бывшие слуги Асано, цель их - месть, и предложил Кире совершить сеппуку. Тот отказался (или не мог), так что Оиси отрубил ему голову и забрал ее с собой в качестве трофея.
Один самурай помчался к вдове Асано сообщить о случившимся, а затем - к полицейскому. Остальные 46 ушли к храму-монастырю Сэнгакудзи, где была могила Асано, и положили туда голову Киры. Надо сказать, что ронины прекрасно понимали все, поэтому тут же хотели совершить ритуальное самоубийство, но настоятель монастыря не выдержал и позвал власти. Дело ушло к сёгуну.
Сёгун оказался в сложном положении.
С одной стороны, вся эта компания поступила полностью в духе Бусидо. Месть за даймё - это священный долг (гири) его вассалов. Но сёгун лично приказывал им забыть о мести, и значит они нарушили приказ. Нападение произошло в Эдо, т.е. в сёгунском городе и был убит придворный чиновник. Наконец, все бы ничего, но в процессе поиска информации ронины настолько запятнали себя неподобающим образом жизни, что можно было только ужасаться.
Сёгун молчал, а слухи распространялись в народе со скоростью пожара, подгоняемого ветром. Правитель получал множество прошений о помиловании, но, как и ожидалось, принял решение о казни. Но не позорной казни с отсечением головы или повешением (кстати, вешали в Японии не так, как в Европе, не за шею. Человека просто подвешивали к дереву, пока он не умирал от голода, жажды, солнца, холода, неподвижности, в общем, что быстрее срабатывало дней через пять).
Сёгун разрешил им совершить сеппуку. Клану Ако были возвращены земли, замок, честь и титул.
В этих словах кроется очень многое, что японцу было совершенно прозрачно, а вот нам с вами, может и не очень. Раз им разрешается ритуальное самоубийство, значит сёгун признал их воинами и воинами, сохранившими честь! Более того - это повышало их ранг, поскольку даймё может совершить сеппуку, а простой воин - нет.
Это важно, потому что означало, что сам сёгун признал их образ жизни и действия правильными, т.е. как бы оправдал, что цель заслуживает средств. Подождем немножко, чтобы понять, чем это закончится.
4 февраля 1703 года 46 участников действия заняли места на ритуальных ковриках. Старшему из ронинов было 77 лет, младшему - 16. (Один побежал домой с новостями, помните?)
Да, конечно, они совершили сеппуку, все вышло правильным образом…
Но точка в нашей истории все еще не поставлена.
Для начала про 47-го. Он был самым младшим их всех, его звали Китиэмон Тэрасака. Разумеется, он добежал домой, все рассказал и прибежал обратно. Явился к сёгуну и был готов присоединиться к 46 своим товарищам. Но сёгун сохранил ему жизнь. Надо сказать, что Китиэмон Тэрасака дожил до глубокой старости и даже оставил после себя своего рода мемуары, где изложил всю эту историю. Правда, не она сделала популярным жизнь и действия ронинов.
Не прошло и двух недель после смерти, а уже 16 февраля на сцене столичного театра Накамурадза уже шла первая постановка «Атака братьев Сога на исходе ночи». Вроде бы история посвящалась братьям Сога, которые жили в конце 12-го века, но все до единого понимали, о ком и о чем идет речь. Это даже цензоры понимали, поэтому пьеса успела пройти всего два раза и была запрещена.
Кстати, некоторые источники говорят, что ПЕРВАЯ пьеса прошла еще до смерти ронинов, и именно из нее народ в Эдо узнал новости - Ако отомщен! И уж потом случились остальные события.
Народ потащил историю по всем уголкам страны. Сказители-странники дзёрури, художники, поэты, кукольники, в общем все деятели искусств дружно воспели диссидентов, как сказали бы в наше время. Спустя три года, в 1706 г. один из самых известных в Японии тех времен драматургов, Мондзаэмон Тикамацу посвятил пьесу этому событию, слегка изменив имена действующих лиц и тоже изобразив историю более древней, чем она была на самом деле.
Я сделаю мелкое отступление в сторону. Возле могилы Ако все же могилы 47 человек. Нет, не потому что Китиэмон к ним присоединился позже. А потому что человек, пнувший в лицо Оиси, узнав о случившейся мести, понял, что он тоже обсчещен. Результат в те времена мог быть только один. На его могиле обидчик совершил еще одну сеппуку.
Самым известным художественным произведением тех лет была написанная Идзумо Такэда пьеса «Канадэхон Тюсингура» («Сокровищница самурайской верности») (в те времена вся информация распространялась через бродячих и не очень артистов, т.е. через театры и все драматурги были очень известными людьми). Она была написана в 1748 году и содержала предположение о том, что Кира пытался домогаться жены Асано.
С тех пор история о 47 ронинах была поставлена тысячи раз. До сих пор она становится сюжетом для театра, книг, мультфильмов и фильмов. Весь мир несколько раз смотрел ленты, посвященные этой истории и мгновенно обретавшие популярность и славу: "47 ронинов" (1941 г.) и "47 верных вассалов эпохи Гэнроку" (1962 г.) В 2013 г. в прокат вышел римейк фильма 62-го года с Киану Ривзом в главной роли.
Не всегда эта история излагается так, что Киру в ней - подлец, а ронины молодцы. История эта многократно переосмыслялась, ронины иногда показывались сумасшедшими маньяками, кто-то показывал, что они слишком увлеклись подготовкой к событию, Кира мог умереть, дожидаясь их мести. Историки говорили об их коварстве, в общем, нельзя сказать, что события были однозначно восприняты (как и во все времена, включая наши).
Великий художник Хиросигэ Андо изображал их в карикатурном ключе, поддерживая критику их действий.
Тем не менее в Сэнгакудзи по сей день хранятся оружие и одежда ронинов. И могила Асано и его вассалов - источник поклонения. Ровный ряд могил…
Но истории все еще не конец…
Помните, я поясняла, что сёгун как бы оправдал действия воинов? Действия, которые не могли быть оправданы. Ведь воины занимали посты обычных людей, обманывали, в общем, вели себя не так, как следовало их кодексу? Кстати, даже сама разведка была позором для воина.
Сёгун создал прецедент. Теперь воин ради выполнения задания мог переодеться, унизиться, отказаться от кодекса Бусидо и действовать по обстоятельствам. Если нужно он мог стать НОЧНОЙ ТЕНЬЮ и выполнить свой долг…
У сёгуна были подобные люди, основатель клана Токугава уже пользовался воинами-ниндзя для свержения конкурентов (он же и стравил самые крупные школы между собой позже, а еще позже просто их запретил). Но тут, пожалуй, впервые они получили оправдание и признание.
самураи,
армия,
традиции народов мира,
люди,
японская жизнь,
вокруг света,
японские традиции,
буддизм,
японский театр,
история,
история Японии