О жертвенности

Nov 12, 2013 13:43

Что-то потянуло меня на философствование....По мере роста производительности труда :) и создания избытков еды общество смогло себе позволить выделить из себя специальных никому-не-нужных людей, вроде ученых, жрецов, учителей и артистов всех мастей. Я дальше буду говорить об ученых, ибо это мне ближе, но остальные примерно в той же ситуации. То есть фактически им позволили не заниматься нужными и полезными для общества вещами (вкалыванием для создания материальных ценностей) ради перспективы жить лучше. Интересно, что далее это породило сразу несколько вещей:

1. Некую сакрализацию подобных видов занятий. Ученый - это круто и почетно, это независимо ни от кого, это позволяет оставаться при своем мнении и считать, что ты выше всех остальных чем-то неуловимым, что называем "совокупностью знаний" (или пониманием красоты для музыканта или художника)
2. Переворот морали. Вот представьте себе, что отец семейства не следит за хозяйством, женой, даже деньгами (мат.ценностями), за собой, наконец. У него дом покосился, дети оборванные бегают, правил не знают... ну, как к нему отнесется общинное общество? Оно его осудит. Скажет, что дармоед и тунеядец. И будет право.Теперь давайте я скажу, что отец семейства - академик. Или какой-нибудь Пикассо. О, да, тогда ему все можно. Т.е. творческим людям было позволено перевернуть мораль по сути и выйти за пределы общественных законов и отношений.
3. Но творческие люди - тоже люди, поэтому каждый из них обычно норовит считать, что все эти "можно" выданы ему кем-нибудь посложнее, желательно, богом и именно это оправдывает его антисоциальное по сути поведение.
Я замечу, что с религией дело обстоит ровно так же. Ради служения богу люди прекращают создавать семьи, что с позиции общины и даже биологии чушь страшная. И здесь есть подмена понятий, поскольку жрец считает, что служит богу, но на самом-то деле община позволила ему копаться в этом ради того, чтобы всегда был дождь, а не ради абстрактного служения.
Таким образом, интеллектуальный и творческий труд стали священной коровой.А любые подобные действия требуют жертв.
И нас приучают к тому, что первой жертвой будет общественное мнение - это самая простая жертва. Ну, пусть тебя зовут ботаником, на это можно не обращать внимания. Это даже почетно среди ботаников (общество не знает, что они этим даже гордятся как принадлежностью к касте)Следом ты приносишь в жертву себя. Потому что обычно требуется отказаться от всех мирских обычных развлечений и забот, чтобы начать учиться, работать и снова учиться над чем-то совершенно (никому не нужным) абстрактным, например, высшей математикой. Вы видели хоть одного крестьянина, которому интеграл нужен?Следом приносится в жертву общество, когда индивидуум понимает, что "его не понимают"Следом приходится приносить в жертву друзей или семью (ну, у кого что важнее)Следом наборот - семью или друзей. :)Наконец, в какой-то момент следующей жертвой становится собственно то, что делало тебя ученым, скажем. Желание взойти по очередной ступеньке приводит к тому, что жертвой будет наука (искусство, религия). Тогда человек становится чиновником своего рода :) Или правителем, или поп-звездой (директором института, министром и т.п., нужное подчеркнуть)
Цепочка жертв, да...
Каждый шаг оплачен.

я

Previous post Next post
Up