Хэллоуин. Самайн

Nov 01, 2013 01:29

31 октября. Хэллоуин… Американский праздник, возрожденный ирландскими эмигрантами…
На самом деле это куда более древний праздник и назывался он, как вы почти наверняка все слышали - Самайн или Самхейн.
Мнения об этом празднике можно условно поделить на две части. Одни считают его совершенно обычным празднованием нового года у кельтов, завязанным на сельскохозяйственный цикл, вторые склонны усматривать в нем нечто совершенно жуткое.
Попробуем разобраться во всем этом.
Для начала надо бы напомнить, что наши предки, что в России, что в Европе, были язычниками. А язычники почти все поголовно считали, что миров на нашей планете три. Один - мир нашей реальности, второй мир, который можно условно назвать миром подземного царства, смерти и тьмы, и третий мир, который находился где-то на небесах (некий аналог будущего понятия рая, нирванны и т.п.)



Надо сказать, что не только эта вера в существование трех миров, но и вера в существование духов была общей для всего человечества. На Руси и на Дальнем Востоке тоже существует множество легенд о духах (взять хотя бы наших лешиев, русалок, мавок, домовых и прочих или китайско-японских людей-лис). Правда, есть и некоторые отличия. Скажем, самые восточные духи обычно прикидывались людьми, и «страшно» начиналось с того момента, как человек обнаруживал, что общался с духом, и теперь ему предстоит смерть. В кельтском случае дух или привидение является сразу, без особых изысков. Нельзя сказать, что это очень страшно, хотя безусловно все эти субъекты относятся к темному миру, миру смерти, так что от них лучше было держаться подальше. Умершие могли увлечь за собой живых (а заодно забирали души тех, кто уже умер в этом году). В домах гасился очаг, поскольку старому огню приходила пора умереть. Дома открывались и на столах оставлялось угощение для душ умерших, которые могли зайти в никем и ничем не охраняемый дом в это время. А живые люди собирались все вместе, начинали пир и заодно разводили новый огромный костер. Но об этом чуть позже.
Чтобы дух не познакомился с тобой и не уволок твою душу следом, надевали маски, а также зажигали огни, отгоняющие ночь. А вот тыквы-фонарики, говорят, делали совсем для других целей - они привлекали духов к чему-то неодушевленному. И пока там дух разбирался, на кого напал, люди оказывались в безопасности.
Вообще история с тыквой достаточно интересная. Конструкция с тыквой и фонариком называется «светильник Джека» или английское "jack-o’-lantern". Как вы помните, вырезается некий аналог человеческой головы. Так вот ирландская легенда гласила, что был такой старый отчаянный фермер, любитель выпивки и азартных игр по имени Джек. Он был настолько хитер, что дважды обманул самого Дьявола. В результате тот поклялся не забирать его душу. Но и в Рай его после смерти тоже не пустили, так что теперь Джек всегда скитается по миру с тыквенной головой и тлеющим огнем внутри. Однако эта легенда более современная. На самом деле «тыкву» можно было сделать из любого мешка, нарисовав на ней человеческую физиономию.
Так вот древние кельты верили в то, что именно в этот день, точнее в эту ночь, открывается дверь между миром духов и живых людей. Как несложно догадаться, это было время всяческих гаданий, поверий и жертвоприношений, в том числе человеческих. Особенно вещими считались сны в этот день, различные случайные совпадения, которые никогда не были случайными и т.п. Гадали на всем, чем можно: на капустных кочерыжках, яичном белке, орехах, каштанах, шести тарелках, рунах, наконец.
Известно, что в это время принято проводить так называемые яблочные гадания, но эта традиция идет от древних римлян, а не кельтов. (Традиция вытаскивать яблоко ртом из воды оттуда)
Само название Хеллоуин, как принято считать, происходит от английского «канун Всех Святых» "All Hallows’ Eve" ("Hallows Evening"), что постепенно преобразовалось в Hallowe'en.
Христианство, как и всюду, поначалу использовало древние ритуалы в своих целях. Фактически везде миссионерство проходило по одной схеме. Христиане узнавали местную мифологию, потом привязывались к центральным божествам и объявляли их «своими». Примерно так же случилось и с Самайном, когда церковь объявила, что все боги и богини, участвовавшие в земледельческом празднике, попросту Святые, а значит и Самайн - день Всех Святых. Папа Бонифаций IV (68-й по счету, правил он c 608 года н.э. по 615). Надо сказать, что этот Папа подобный трюк проделал не только среди кельтов. Он же канонизировал весь римский пантеон богов, объявив их целиком относящимися к церкви Девы Марии и всех мучеников. Так что идея была не самой оригинальной. И к тому же запутанной.
Так, некоторые говорят, что сначала-то этот праздник отмечался 13 мая, а потом Папа Григорий III перенес его на ноябрь. Папа Григорий III тоже активно занимался продвижением христианства среди германских племен, так что подмена продолжалась. Но победа христианства еще не была окончательной. В Ирландии День Всех Святых учредили только в 998 г. н.э., а полноценный христианский праздник появился и вовсе к XIII-му веку. Хотя и в это время языческие ритуалы были живы. Кстати, на следующий день по христианскому обычаю стали праздновать День Душ и поминать всех умерших, что в общем-то не очень логично в рамках христианской церкви, зато прекрасно объяснялась традициями языческими: представьте, что на следующий день щель между мирами закрывается, духи уходят в подземное царство и те, кто умер в этом году, уходят с ними. Их поминают и прощаются с ними, потому что на второй день они все еще близко от призрачной границы между мирами.
Кстати, интересно, что в Фортингэйле отмечается Фортинальская ярмарка, 11 ноября и к этому моменту приурочена традиция насыпать холм смерти, который собирался из тел жертв, которые пережили страшные мучения и были погребены старой женщиной с повозкой, запряженной белой лошадью. Сверху ставился так называемый чумной камень! Участвовать могло только местное население. Предполагается, что это отголосок перенесенной чумы и необходимости захоронить умерших, что могли делать только пережившие чуму и приобретшие иммунитет люди.
Кстати, праздник этот сегодня отмечают все, кому не лень, и даже в Саха Якутии - единственном субъекте РФ, который неофициально принял праздник как государственный. И несложно заметить, что от языческих традиций в нем по сей день куда больше, чем от христианских.
Но вернемся в древние времена. Кельты, как и славяне, изначально имели только два времени года. Одно они считали светлым (лето), второе - темным (зиму). Все просто и имеет простое и ясное сельскохозяйственное значение. Бог солнца и жизни Мак Олла медленно, но верно утрачивал свою силу, а бог смерти Самхейн (Саман, Самайн, Со-вэйн, Савань или даже Саунь) наоборот, ее приобретал. В ночь с 31 октября на 1 ноября он открывал дверь для умерших душ, и они могли посетить живых. А злые души при этом могли еще превратиться в животных (помните людей-лис?) и вообще при желании принять любое обличье. Ну, и сотворить нечто страшное и ужасное.
Кстати, даже и души - не самое древнее представление кельтов. Одна из самых старых легенд и вовсе говорит о том, что древние силы хаоса, их которого создался мир, врываются на землю, после чего следом приходят бессмертные. Да, те самые, по которым сериал снят. Или эльфы (откуда, думаете, они взялись?) Иногда их называют сидами, связывают с «маленьким народцем», который в основном прячется в холмах и только раз в год открывает дверцы и выходит.
Вообще-то праздник длился намного дольше. Как минимум три дня, а вообще-то мог длиться и всю неделю. Начинался он за три дня до 31 октября и заканчивался через три дня после «закрытия» щели. Эти дни не входили никуда. Ни в светлое время, ни в темное, их вообще как бы не было в календаре, это Дни Безвременья, когда все границы времен стерты.
Люди, естественно, защищались от такой напасти как могли. Самым правильным было принести человеческую жертву, именно она давала максимальный всплеск магической силы и значит, защиту. Но жертвы такого типа приносились не всегда, а только в связи с некими серьезными стихийными бедствиями. Гораздо чаще свершалось ритуальное убийство короля страны. Это был символ смерти летнего супруга Великой Богини-матери и рождения зимнего, что уводит нас прямиком к матриарахальным традициям (а это очень старые традиции).
Но в любом случае следовало разжечь огромный костер, причем разжечь его надо было с нуля - это должен быть новый, живой, чистый огонь. А уголь от него принести в дом и разжечь в нем очаг. Этот огонь защищал семью весь период Тьмы. Лучшим огнем был тот, что добывался трением или ударом молнии. Для защиты нужно было так же с факелом совершить огненный круг вокруг дома или деревни.
В очистительном огне сжигалось все ненужное, что заодно служило своего рода призывом к плодородию - возвращение земле того, что она произвела, служит сигналом к непрерывности и вечности продолжения рода. Прыжки через костер тоже являются прямым следствием этой идеи.
В ритуальном огне пекся и особый обрядовый хлеб. В Шотландии и Галлии его делали из цельных зерен. Хлебом полагалось поделиться не только со всеми членами семьи и племени, но и со скотом, а также с дикими животными: хлеб разбрасывали на полях. Часть хлеба отдавалась богам. Замешивался хлеб, кстати, исключительно на овечьей шкуре.
Разумеется, существовал и противоположный праздник - Бельтайн, который отмечается с 30 апреля на 1 мая. Он не так распространен в мире, как Хэллоуин (нас всегда страшилки больше привлекают), но это и есть знаменитая Вальпургиева ночь (или Майская ночь).
Довольно естественный и вполне по-язычески мистичный праздник в христианские времена сильно демонизировался. К Средним векам стало принято считать, что Самайн - это такой сильный демон, который может быть вызван из ада самыми сильными двумя ведьмами. Те должны принести ему три жертвы, последнюю - на Хеллоуин. Самайн связан с 66 печатями, которые сломала Лилит, первая жена Адама (теперь это тоже демон), выпуская Люцифера.
В заключение пару слов о том, откуда все это взялось.
В древние времена сено почти не заготавливалось. Животные жили впроголодь и конечно же, многие зиму бы просто не пережили. Самайн - ночь, когда прекращался выгон скота на пастбища и скотоводы забивали старых животных, оставляя только молодняк. Так делалось еще в эпоху неолита, когда люди еще ходили в шкурах зверей. Самые древние традиции диктуют всем собраться вместе, провести церемонию смерти и возрождения, при этом посвятить это все богам рода, как сказали бы это на Руси, но в Ирландии были бог племени Дагда и богиня Морриган - богиня верховной власти (или более ранний вариант богиня реки Бойны, Боанна). Скотоводы по природе своей вели себя несколько более жестоко, чем земледельцы, поэтому для более оседлых племен обычай был страшноватым, что и придало окраску всему празднику в более поздние времена.
В день Самайна заключались перемирия на всю долгую ночь, поскольку ее следовало пережить, а волки, составлявшие в ту пору вполне серьезную угрозу всему живому вокруг, требовали объединиться все племена. Это было время уплаты долгов.
Кстати, обычай печь хлебцы с отверстием посередине тоже
Легенды о маленьком народе связаны, скорее всего, с самыми древними обитателями Англии, родственниками басков в Испании.

не-японское, Европа, традиции народов мира, мифология, вокруг света, я, религия, праздники

Previous post Next post
Up