МоМА - Музей современного искусства - расположен в Нью-Йорке и фактически оказывается законодателем мод в данном вопросе. Там много чего о нем написано, а к себе утаскиваю по многим причинам, не в последнюю очередь ради информации :)
Оригинал взят у
viennessence в
Нью-Йоркские заметки, часть 3: МоМА Сегодня буду повествовать непосредственно о самом Музее современного искусства, МоМА, являющимся одним из первых и самых известных музеев современного искусства в мире. Своим появлением он, как и много чего еще на Манхэттэне, обязан семейству Рокфеллеров. Первых посетителей музей приветствовал в 1929 году. Несмотря на то, что в то время МоМА еще не вводил ценителей прекрасного в шоковое состояние аудио-визуальными инсталляциями японских деятелей искусства или выставленными на всеобщее обозрение хаотически, но при этом очень сильно высокохудожественно погнутыми модернистами столовыми приборами, сама идея открытия музея считалась очень смелой по тем временам. Даже дерзкой! До 1938 года коллекция музея, состоявшая из произведений искусства, созданных не ранее 1880 года, была выставлена на всеобщее обозрение во всего лишь шести залах обыкновенного офисного здания. Сегодня экспозиция представлена аж на шести этажах отдельно стоящего просторного многоуровнего помещения. Лично мы провели в музее целый день; зашли с открытием, вышли за 15 минут до закрытия. Если бы у меня была возможность, я бы с удовольствием провела в нем денька два-три, а то если все в один день, то сильно много получается, даже с получасовыми или даже с часовыми паузами.
На этом месте я могла бы сейчас начать рассказывать о том, на каком этаже что расположено, но не буду. Это вы и сами в тырнетах нагуглите :) Напишу лучше о впечатливших меня экспонатах. И покажу тоже, ога :)
Например, вот этот впечатляющий экспонат на картинке - я! бгггг :)))
1. Так видит своего старшего сына в возрасте десяти лет человек искусства Павел Альтхамер. Ваял он его цельных 22 года, в прошлом году таки-доваял. Доваивать, кстати, помогал сам сын, выросший, окрепший и отправившийся по следам папеньки, туда же, в искусство. Папенька Альтхамер, сколько его не просили, так и не сказал, в чьем образе представлен сын, поэтому знатоки и любители, посовещавшись, решили, что за фигурой сына кроется фигура святого Бартоломея. "С того вон тоже кожу содрали и дали в руке подержать" единогласно постановили они. Папенька Альтхамер был, кстати, хитер: ваял сына исключительно из органических материалов, как то солома, коровьи кишки, дерево и пр. "Подвергаясь естественному распаду с течением времени, фигура сына будет жить вечно", постановил папенька. Ну что же, так тому и бывать.
2. Кети Уилкес вообще не парилась. Сделала инсталляцию без названия. Ну поставила фигурки - и поставила, они и так хорошо стоят и удачно в пространство вписываются, чо там еще над названиями думать, от понапридумывают тоже :))
3. орОл понравился. Хотя Роберт Раушенберг показывает нам не столько орла, сколько каньон (здесь тэг: найдиканьон. подсказка: голубой фрагмент слева - не каньон). Выпорхнул из коробка, расправил два крыла - эх, сейчас кааааак взлетит! Воспарит над всей этой суетой и мелкими людишками. Но подушку на всякий пожарный подготовил, ога, а то мало ли..:
4. В соседней галерее Харун Мирза показывает нам "Рамку для картины". Картину рисовал не он, а сотоварищ, Пиет Мондриан; она называется "Композиция с желтым, голубым и белым". По завершении выкладывания огоньков по периметру творчества сотоварища Мирза, видимо, посчитал, что эффект разорвавшейся бомбы вряд ли будет достигнут, по причине чего добавил стол, кабель, колонки, фонарик от собственного велосипеда и электронное музыкальное сопровождение. Все это, считает Мирза, призвано воспевать цвета работы Мондриана, использованные им материалы и динамику картины:
Стена слева надежно защищена поролоном, так что убиться апстенку здесь по-любому не получится.
5. "Черный квадрат" Малевича навел на неожиданные мысли Брайса Мардена:
(работа называется "Возвращение 1")
6. и Роберта Раймена:
Работа называется "Близнец".
7. Еще пара впечатляющих экспонатов:
8. Произведение искусства имени когнитивного диссонанса! Посетителей приглашают встать на прямоугольный черный лист, закрепленный на полу вдоль, внимательно посмотреть на точно такой же, закрепленный на потолке, но уже поперек, и внимательно прислушаться к тому, что начинает происходить внутри себя. Очень!
9. "Sechs, sechs, sechs, drei null, null, null", как бы диктует нам свой телефонный номер дама с трехмерной грудью и бюстгальтером производителя "Ажан Провокатёр" в руках:
10. Новая звезда современного искусства, Олафур Элиассон, берет масштабами и простотой:
Инсталляция называется, как вы уже, наверное, догадались, "Вентилятор". Да! Люди севера вообще и датчане в частности немногословны, а уж если и начинают вещать, то понятными словами и максимально кратко. Инсталляция "Вентилятор", по словам автора, является точной метафорой человеческого восприятия в движении.
11. Мои несомненные фавориты:
12 метров 76 сантиметров (!!!) "Водных лилий" Моне.
12. Миро особо крупных размеров:
13. И "Меховой завтрак" Оппенгейм:
Я много читала о ней и о "завтраке" и мне было страшно интересно, какие чувства возникнут именно у меня при рассмотрении арт-объекта в прямом эфире.
Краткая история создания "Мехового завтрака": однажды Оппенгейм сидела с Пикассо и Дорой Маар в "Кафе де Флор". Пикассо обратил внимание на ее браслет, сделанный из упокавочной проволоки с мехом, пошутив, что практически любую вещь можно покрыть мехом. “Даже эту чашку с блюдцем“, - ответила Оппенгейм. Спустя несколько недель Бретон пригласил ее поучавствовать в предстоящей выставке сюрреалистов. Художница, вспомнив шутку Пикассо, зашла в ближайший супермаркет и купила чашку и блюдце, которые были покрыты мехом китайской газели. В 1930-х годах многие сюрреалисты помещали обычные предметы в необычный контекст, озадачивающие разум и вызывающиe бессознательные и поэтические ассоциации. Произведение Оппенгейм обыгрывает несовместимость разных видов чувственного удовольствия: мех приятен коже, но отвратителен языку. А чашка и ложка, разумеется, предназначены для того, чтобы соприкасаться со ртом. Небольшой вогнутый предмет, покрытый мехом, может вызывать также сексуальные ассоциации. Можно представить себе, что Оппенгейм, вращавшаяся в среде художников, где господствовали мужчины, пародирует преобладающую «маскулинность» скульптуры, традиционно избирающей твердый материал и вертикальное направление, в чем можно усмотреть нелепую самоотнесенность. Шикарный и абсурдный, одновременно притягательный и отталкивающий, „Меховой завтрак“ исполнен тонкой и молчаливой агрессивности.
У меня, судя по всему, сильно другое восприятие: агрессию, рассматривая объект, я не прочувствовала, представление ощущения меха на языке противным не назвала бы. То есть у меня не получилось элементарного: представить себе использование посуды и прибора, обтянутых мехом, по их прямому назначению, со всеми вытекающими отсюда последствиями восприятия. но я продолжаю работать над собой :)
14. А это вовсе не скульптура Альберто Джакометти, как может показаться на первый взгляд:
Это Любимый в ожидании меня слева, в то время как я подкрадываюсь фронтально :))
15. Напоследок - замечательный вид на кусочек утреннего НЙ из окна МоМА и немного интрерьеров:
На сегодня всё! :)