Оригинал взят у
alex_bykov в
Аргументация с другого фронтаОригинал взят у
kornev в
Зачем дуракам Наука?В ходе дискуссий о путинской академической «реформе» я заметил, что многие, в том числе представители «креативного класса», не понимают, насколько полезна и важна НАМ ВСЕМ, РУССКИМ наука и связанная с ней система образования и инфраструктура даже в ее нынешнем полудеградировавшем состоянии. Даже многие противники академической «реформы» из стана оппозиции действуют скорее «в пику Путину», чем из искренней озабоченности судьбой Академии. Весьма распространенными являются следующие два мнения:
1. Российская наука в ее нынешнем состоянии малопродуктивна и неэффективна, никакой пользы стране не приносит, а лишь пожирает ресурсы и стимулирует утечку умов. Сохранившаяся система подготовки научных кадров по сути работает на обеспечение западных научных учреждений. Лучшие специалисты, выращенные на бюджетные деньги, «делают ручкой» и уезжают в страны, где их квалификация более востребована. Практичнее было бы добить «безнадежно больного», а сэкономленные средства отдать пенсионерам, или врачам, или пустить на «материнский капитал». Раз уж мы все равно по всем параметрам превратились в страну Третьего мира, которой наука «не положена по рангу», то следует избавиться и от дорогостоящих декораций былой славы.
2. В странах, где наука процветает, это весьма затратная отрасль, существование которой оправдано только наличием мощной высокотехнологичной индустрии, тут же пускающей научные достижения «в дело» и преобразующей их в рост доходов. В нынешней аграрно-сырьевой России даже успешная наука была бы излишеством, никак не «отрабатывающим» своего существования и представляющим «чисто спортивный интерес». Попросту говоря, российский налогоплательщик и российский потребитель не получает и никогда не получит от российcких ученых никакой заметной пользы. Все технические новинки, которыми он пользуется (ноутбуки, айфоны и т.п.), изобретены на Западе и оттуда же импортируются в Россию. Даже если в основе этих разработок лежат открытия, некогда сделанные отечественными учеными, «покупателю пылесоса» это до лампочки - это никак не скажется на цене покупки для него лично. К примеру, Алферов изобрел «что-то там такое», что повсеместно используется в DVD-плеерах. И что дальше? Как это отражается на доходах российского бюджета или на моем личном бюджете? Если бы страна в свое время сэкономила на Алферове, то соответствующие изобретения были бы сделаны на Западе кем-то другим, а российский потребитель никакой разницы не заметил бы. Давайте уже смиримся с тем, что мы тупые, что все ноу хау мы покупаем и всегда будем покупать за рубежом, и направим научный бюджет на что-то более полезное для российского обывателя. Например, на улучшение российских дорог. В свое время смеялись над Лужковым, что километр МКАД он построил по цене километра адронного коллайдера. Но ведь даже такой МКАД все равно полезнее для москвичей, чем коллайдер. Раз уж мы все равно дураки, то давайте строить дороги
вместо безбожных коллайдеров, и на этом успокоимся.
Итак, мастера пиара, способны ли вы доказать простому российскому обывателю, «тупице, пьянице и придурку», что сохранение остатков российской науки полезно даже для него, убогого? На самом деле это не так уж трудно, ибо очевидно.
1. Наука сегодня - последний полноценный социальный лифт для русских, уцелевший от советской эпохи. Последний островок русского модерна, русского европеизма, русской меритократии, позволяющий людям заниматься настоящим, интересным делом, востребованным в масштабах всего человечества. Неважно, что в целом ее продуктивность невелика. Гораздо важнее, что в математике и естественных науках до сих пор можно сделать карьеру, опираясь только на интеллект и усидчивость. Уцелевшая система научного образования пока еще позволяет небогатому россиянину из глубинки, наделенному способностями, получить необходимую квалификацию и стать специалистом, востребованным в развитых странах. Конкретно вам, дураку и тупице, это, может быть, и не нужно. Но кто знает, завтра у вас родится сын или внук «с умом и талантом», и что он будет делать в убогой и бессмысленной российской реальности, если закроется даже эта последняя дорожка? Любой россиянин, хоть немного озабоченный судьбой своего потомства, желающий ему лучшей доли, должен дорожить все еще сохраняющейся возможностью сделать (или хотя бы начать) в России честную научную карьеру. Ибо это Шанс для ваших детей и внуков, если им повезет родиться Людьми. И для вас тоже шанс: глядишь, хорошо устроившийся за рубежом молодой ученый и родителей к себе заберет, обеспечит им спокойную и сытую старость.
2. Экспорт умов из России - последнее оправдание существованию русского народа перед лицом человечества и мировых элит. Люди нередко озабочены «утечкой мозгов» из страны, которая «обедняет генофонд русского народа» и «вредит экономике». Но скажите мне тогда, а что еще умеет сегодня производить русский народ, кроме мозгов на экспорт? Чем еще он может оправдать свое существование на планете Земля? Нефть и газ не в счет: их прекрасно можно добывать и без русских, избавившись от русских как от слишком многочисленных нахлебников. А вот экспорт мозгов из России без русских (и полурусских) невозможен. «Трудолюбивые таджики» на этом поприще русских заменить не смогут. Если вашей науке и экономике нужен приток русских мозгов, то вы заинтересованы в том, чтобы русские в своей стране были достаточно многочисленными, достаточно сытыми, достаточно образованными и достаточно здоровыми (ибо зачем вам специалист, который в 30 лет умрет от чахотки). Так что большой вопрос, чьей заслуге мы обязаны сохранению остатков советских социальных систем: следствие ли это доброты нынешних правителей, или требование со стороны их западных хозяев, заинтересованных в импорте русских мозгов.
Конечно, этот путь национального выживания кому-то покажется не слишком почетным, - символическим регрессом к исходной «специализации» славян, отраженной в самом их названии (slave, «белые негры»). Эту «специализацию» в свое время смогло преодолеть только мощное государство, которое уничтожило по своим границам татарские ханства, промышлявшие отловом и перепродажей «живого товара», а впоследствии освободило рабов и внутри страны. Теперь у русских нет своего государства, и все по необходимости возвращается на круги своя. Кому-то вспомнится миф о Минотавре, когда афиняне были вынуждены отсылать на съедение лучших своих юношей и девушек, чтобы их город оставили в покое. Но другого пути пока не предвидится. Поставки мозгов - это единственная собственная ниша русских в международном разделении труда. Нефть, газ, лес, зерно, металлы, - все это русским не принадлежит, и контролирующие эти сферы компрадоры в любой момент могут заменить русских работников на гастарбайтеров.
Демонтаж Академии и неизбежно последующий за этим развал системы научного образования лишит русский народ единственной принадлежащей ему «внешнеторговой ниши», последнего оправдания для существования и последней возможности присутствовать на переднем крае прогресса вместе с остальным человечеством. А поскольку русский народ сегодня политически слаб и сам себя защитить не способен, его просто сметут с мировой шахматной доски за ненадобностью. Прекратить экспорт мозгов - и в глазах человечества (и мировых элит) русские станут просто никчемным стадом бабуинов, усевшимся на ценный ресурс и бессмысленно его прожирающим. Это будет смертный приговор для русского народа и для России в целом.
Допустим, вы - креативный хипстер. Сидите у себя в уютном московском офисе, развалившись толстой задницей на мягком офисном кресле, попиваете кофе из кофе-машины и изобретаете, к примеру, рекламу новой марки презервативов. («Натяни резинку сверху, И тогда придешь к успеху!») И рассуждаете между делом, вычитав в инете информацию о научном бюджете России: «Какого черта я, налогоплательщик, должен оплачивать забавы высоколобых придурков? Они там тешат свое любопытство, устраивают себе карьеру в приятных странах, а я ведь эти денежки собственным трудом зарабатываю, напрягая до полного изнеможения свой креативный разум». («Без резинки не любись, И все будет ***!») «Не нужна мне эта ваша долбаная наука!»
Идиот! Этот «транжирский» академический бюджет в конечном итоге защищает твою собственную хипстерскую задницу, оттягивает момент, когда относительно России будет принято «окончательное решение». Если бы не экспорт умов на Запад, обеспечиваемый сохранившейся научной инфраструктурой, то это решение, возможно, уже было бы принято ранее, и страну опустили бы на уровень Афганистана. И ты бы тогда не в уютном офисе сидел, а рубил дрова в ватнике и ушанке, или, в худшем случае, лежал бы замороженным в банке человеческих органов.
Итак, даже в нынешнем убогом и полуразложившемся состоянии российская наука обеспечивает две важнейших миссии. Это единственная сфера занятости, которая почти целиком принадлежит русским и дает хлеб насущный русским интеллектуалам. С одной стороны, она дает шанс умным и талантливым русским людям сделать престижную карьеру, занимаясь чем-то интересным и востребованным в глобальном масштабе. С другой стороны, экспорт умов в некоторой мере оправдывает существование русского народа перед лицом человечества и тем самым дает ему хотя бы эфемерную защиту от произвольного «стирания» с карты мира. Ликвидация этой системы - это самое плохое и страшное, что можно сделать сегодня против русских. Это полностью лишает наш народ будущего и опускает на уровень стада рабов без всякой перспективы.
***
В дополнение - ссылки на пару умных статей, которые обязательно стоит прочитать по теме академического скандала:
1)
Владимир Захаров. Наука в России и в современном мире. «Для спасения российской науки не надо изобретать велосипед: ей следует вернуть тот статус, который она имела в советское время и продолжает иметь в мире. Ученые должны принадлежать к верхушке среднего класса, а труд научного работника быть уважаемым и социально престижным. Ученым должны быть созданы необходимые условия для работы, лаборатории оснащены современным оборудованием. Поддерживать необходимо все направления научного поиска в равной мере - наука представляет собой единый организм, и заботиться нужно о его здоровье в целом. Попытка разделить ученых на полезных, чья деятельность приносит немедленную выгоду, и бесполезных игнорирует огромный мировой опыт. «Полезных» можно дополнительно стимулировать грантами: эта стратегия возникла как результат естественной эволюции западной культуры. Сообщество ученых должно быть самоуправляемым, а административное вмешательство государства минимальным. Оно должно осуществляться через дополнительные фонды, финансирующие приоритетные направления».
2)
Михаил Соломатин. Логика протеста. «Основной смысл происходящего сейчас в российском социуме … заключается не в зарождении пресловутого среднего класса, а в исчезновении у десятков миллионов прежде равноправных людей всякой надежды когда-нибудь в этот средний класс попасть. Это противоречие между старой и новой, зарождающейся меритократиями и составляет основу произошедшей в 90-е и "нулевые" переделки российского социума. Хорошо известны экономический и политический аспекты этих сдвигов, а социальный до сих пор остается скрыт для большинства наблюдателей. Под произошедшим на Болотной протестом кроется протест другой, более широкий и связанный с поколением, воспитанным для вхождения во "власть достойных" и служения России как государству достойных».