Финансирование разных областей науки в США. Часть 2

Jul 04, 2013 16:43



Финансовые годы

Всего

В том числе, %

млн. долл.

% к итогу

министерство обороны

министерство энергетики**

НАСА***

министерство здравоохра-нения

прочие министерства
и ведомства

1940

74,1

100,0

35,6

-

3,0

3,1

41,7

1941

197,9

100,0

72,6

-

1.3

1,5

24,6

1945

1590,7

100,0

32,2

54,0

1,5

0,2

12,1

1946

917,8

100,0

45,5

39,9

2,6

3,8

8,2

1950

117,5

100,0

54,1

24,2

0,5

0,5

20,7

1955

2745

100,0

75,9

13,6

0,2

0,2

10,1

1960

8074

100,0

72,1

12,2

0,5

0,4

14,8

1965

13811

100,0

48,0

9,0

33,0

0,5

9,5

1970

15157

100,0

49,1

8,9

24,4

0,6

17,0

1980

33 104

100,0

50,0

14,9

10,8

11,9

12,4

1985

48332

100,0

62,16

10,3

6,8

11,3

10,0

1987

59210

100,0

68,7

8,1

6,6

8,9

7,7



* По данным Federal Funds for Research,
Development and Other Scientific Activities, NSF 65-19, p. l 43; Statistical
Abstact of the United States 1988, p.613.

** В 1943-1947гг. - затраты по проекту
"Манхэттен", в 1948-1973гг. - Комиссия по атомной энергии, в 1974-1976гг.
- Администрация по энергетическим исследованиям и разработкам. В последующие
годы - данные по затратам министерства энергетики.

*** До 1958г. затраты Национального
консультативного комитета по аэронавтике.

В противоположном направлении на протяжении
длительного полувекового периода эволюционировала структура федеральной
финансовой поддержки научным исследованиям и разработкам, проводимым в
интересах министерств и ведомств, не связанных с военной тематикой. (Согласно
официальным данным, федеральные ассигнования на науку распределяются среди
40 федеральных министерств и ведомств.) К числу крупнейших невоенных получателей
федеральных ассигнований на науку относятся министерство здравоохранения,
Национальный научный фонд, министерство сельского хозяйства, министерство
транспорта, министерство внутренних дел, агентство охраны окружающей среды.
Как это видно из данных табл.5, усиление доли милитаризованных министерств
и ведомств в федеральном бюджете на науку (например, проект "Манхэттен"
комплекс работ по "Стратегической оборонной инициативе") неизбежно сокращает
долю прочих получателей федеральных фондов.

Основные направления финансирования

Завершая исследование структуры размещения
федеральных ассигнований США на науку, представляется целесообразным рассмотреть,
как распределяются указанные средства по областям наук. Конечно, здесь
речь идет о распределении лишь федеральных средств, выделяемых на фундаментальные
и прикладные научные исследования.

Для разработок в США используется иная
система классификации - предметная7. В данных, собираемых
Национальным научным фондом США, затраты на фундаментальные и прикладные
научные исследования распределяются по следующим укрупненным группам наук:
науки о живой природе, психологические науке, естественные науки, технические
науки, науки об окружающей среде, математика и вычислительная техника,
общественные науки, прочие науки8.

Официальные данные американской статистики,
приводимые в табл.6, охватывают период почти в три десятилетия, что позволяет
выявить некоторые долгосрочные тенденции эволюции структуры федеральных
ассигнований на фундаментальные и прикладные научные исследования. Среди
наиболее важных из них следует отметить рост в общей структуре ассигнований
удельного веса группы наук о живой природе.

Структура федеральных ассигнований
США на фундаментальные и прикладные научные исследования по областям наук*

Таблица 6

Cтруктура федеральных ассигнований
США

на фундаментальные и прикладные
научные исследования по областям наук*

млн.долл.

Области наук

ГОДЫ

1960

1965

1970

1975

1980

1985

1987

Все*

1941

4854

5597

6929

11597

16130

16841

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе:

О живой природе

511

1167

1533

2450

4192

6366

6289

26,3

24,0

27,4

35,4

36,1

39,5

37,3

Психологические

38

103

114

134

199

319

318

2,0

2,1

2.0

1,9

1,7

1,9

1,9

Естественные

608

1029

1012

1025

2001

3044

3300

31,3

21,3

18,1

14,8

17,2

18,9

19,6

Экологические

-

676

575

653

1261

1404

1483

-

13,9

10,3

9,4

16,9

8,7

8,8

Математические

25

105

102

136

241

578

759

1,3

2,2

1,3

2,0

2,1

3,6

4,5

Технические

690

1576

1980

2041

2830

3629

3858

35,5

32,5

35,4

29,5

24,4

22,5

22,9

Общественные

35

127

209

303

524

462

460

1,8

2,6

3,7

4,4

4,6

2,9

2,8

Прочие

33

70

72

187

350

329

373

* Поданным Statistical Abstract of
the US 1976-1988.

** Примечание. Затененная строка
- в % к итогу.

Не менее важной представляется тенденция
существенного снижения удельного веса группы естественных и технических
наук. Особенно резким было падение доли естественных наук в 1960-1965 гг.
Падение удельного веса технических наук начинается позже - с 1970 г. За
1970-1975 гг. доля этой группы наук в общем объеме федеральных ассигнований
на фундаментальные и прикладные научные исследования снизилась.

На протяжении длительного периода практически
непрерывно наблюдается повышение доли математических наук. Несмотря на
относительно скромные абсолютные размеры федеральных ассигнований, выделяемых
на научные исследования в этой области знаний, внушительны темпы их роста.
За 1960-1987гг. ежегодный объем федеральных ассигнований на фундаментальные
и прикладные научные исследования в различных областях математики вырос
с 25 до 759 млн.долл., а их доля в общих ассигнованиях поднялась с 1,3
до 4,5%.

Естественно, бурное развитие социально-политических
процессов на огромном геополитическом пространстве не могло не проявиться
в возникновении и развитии новых тенденций во внешней и внутренней политике
федерального правительства США, в том числе в сфере науки.
(Продолжение следует)

1 Иванов А.Д. Патентная
система современного капитализма. М., 1966, с. 144.

2 Statistical Abstract
of the United States 1988, 108111- Edition, p. 368.

3 Natan Rosenberg, Technology
and American Economic Growth, Harper and Row, New-York, 1972, p.176.

4 Nestor Terleckyi,
Research and Development: Jts Groutn and Composition New York, National
Conferense Bourd, 1963, p. 42.

5 Richard R. Nelson,
Merton Y. Peck, Technology Economic Growth and Public Policy, Wash. 1967,
p.46.

6 Statistical Abstract
of the United States 1988, Wash., p. 557.

7 Например: боеприпасы,
электрические двигатели, средства проводной и беспроводной связи, синтетические
моющие вещества и т.д.

8 Национальный научный
фонд к наукам о живой природе относит следующие дисциплины: биология, медицина,
с.х. науки. Естественные науки: астрономия, химия, науки о Земле, физика.
Технические науки: аэронавтика и космонавтика, прикладная химия, строительные
науки, электроэнергетика и связь, механика, металлургия, материаловедение.
Математика и вычислительная техника: алгебра и основания, анализ, топология
и геометрия, прикладная математика, теория чисел. Общественные науки: антропология,
экономика, история, политология, социология.

информация, не-японское, США, история, наука

Previous post Next post
Up