Финансовые годы
Всего
В том числе, %
млн. долл.
% к итогу
министерство обороны
министерство энергетики**
НАСА***
министерство здравоохра-нения
прочие министерства
и ведомства
1940
74,1
100,0
35,6
-
3,0
3,1
41,7
1941
197,9
100,0
72,6
-
1.3
1,5
24,6
1945
1590,7
100,0
32,2
54,0
1,5
0,2
12,1
1946
917,8
100,0
45,5
39,9
2,6
3,8
8,2
1950
117,5
100,0
54,1
24,2
0,5
0,5
20,7
1955
2745
100,0
75,9
13,6
0,2
0,2
10,1
1960
8074
100,0
72,1
12,2
0,5
0,4
14,8
1965
13811
100,0
48,0
9,0
33,0
0,5
9,5
1970
15157
100,0
49,1
8,9
24,4
0,6
17,0
1980
33 104
100,0
50,0
14,9
10,8
11,9
12,4
1985
48332
100,0
62,16
10,3
6,8
11,3
10,0
1987
59210
100,0
68,7
8,1
6,6
8,9
7,7
* По данным Federal Funds for Research,
Development and Other Scientific Activities, NSF 65-19, p. l 43; Statistical
Abstact of the United States 1988, p.613.
** В 1943-1947гг. - затраты по проекту
"Манхэттен", в 1948-1973гг. - Комиссия по атомной энергии, в 1974-1976гг.
- Администрация по энергетическим исследованиям и разработкам. В последующие
годы - данные по затратам министерства энергетики.
*** До 1958г. затраты Национального
консультативного комитета по аэронавтике.
В противоположном направлении на протяжении
длительного полувекового периода эволюционировала структура федеральной
финансовой поддержки научным исследованиям и разработкам, проводимым в
интересах министерств и ведомств, не связанных с военной тематикой. (Согласно
официальным данным, федеральные ассигнования на науку распределяются среди
40 федеральных министерств и ведомств.) К числу крупнейших невоенных получателей
федеральных ассигнований на науку относятся министерство здравоохранения,
Национальный научный фонд, министерство сельского хозяйства, министерство
транспорта, министерство внутренних дел, агентство охраны окружающей среды.
Как это видно из данных табл.5, усиление доли милитаризованных министерств
и ведомств в федеральном бюджете на науку (например, проект "Манхэттен"
комплекс работ по "Стратегической оборонной инициативе") неизбежно сокращает
долю прочих получателей федеральных фондов.
Основные направления финансирования
Завершая исследование структуры размещения
федеральных ассигнований США на науку, представляется целесообразным рассмотреть,
как распределяются указанные средства по областям наук. Конечно, здесь
речь идет о распределении лишь федеральных средств, выделяемых на фундаментальные
и прикладные научные исследования.
Для разработок в США используется иная
система классификации - предметная7. В данных, собираемых
Национальным научным фондом США, затраты на фундаментальные и прикладные
научные исследования распределяются по следующим укрупненным группам наук:
науки о живой природе, психологические науке, естественные науки, технические
науки, науки об окружающей среде, математика и вычислительная техника,
общественные науки, прочие науки8.
Официальные данные американской статистики,
приводимые в табл.6, охватывают период почти в три десятилетия, что позволяет
выявить некоторые долгосрочные тенденции эволюции структуры федеральных
ассигнований на фундаментальные и прикладные научные исследования. Среди
наиболее важных из них следует отметить рост в общей структуре ассигнований
удельного веса группы наук о живой природе.
Структура федеральных ассигнований
США на фундаментальные и прикладные научные исследования по областям наук*
Таблица 6
Cтруктура федеральных ассигнований
США
на фундаментальные и прикладные
научные исследования по областям наук*
млн.долл.
Области наук
ГОДЫ
1960
1965
1970
1975
1980
1985
1987
Все*
1941
4854
5597
6929
11597
16130
16841
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
В том числе:
О живой природе
511
1167
1533
2450
4192
6366
6289
26,3
24,0
27,4
35,4
36,1
39,5
37,3
Психологические
38
103
114
134
199
319
318
2,0
2,1
2.0
1,9
1,7
1,9
1,9
Естественные
608
1029
1012
1025
2001
3044
3300
31,3
21,3
18,1
14,8
17,2
18,9
19,6
Экологические
-
676
575
653
1261
1404
1483
-
13,9
10,3
9,4
16,9
8,7
8,8
Математические
25
105
102
136
241
578
759
1,3
2,2
1,3
2,0
2,1
3,6
4,5
Технические
690
1576
1980
2041
2830
3629
3858
35,5
32,5
35,4
29,5
24,4
22,5
22,9
Общественные
35
127
209
303
524
462
460
1,8
2,6
3,7
4,4
4,6
2,9
2,8
Прочие
33
70
72
187
350
329
373
* Поданным Statistical Abstract of
the US 1976-1988.
** Примечание. Затененная строка
- в % к итогу.
Не менее важной представляется тенденция
существенного снижения удельного веса группы естественных и технических
наук. Особенно резким было падение доли естественных наук в 1960-1965 гг.
Падение удельного веса технических наук начинается позже - с 1970 г. За
1970-1975 гг. доля этой группы наук в общем объеме федеральных ассигнований
на фундаментальные и прикладные научные исследования снизилась.
На протяжении длительного периода практически
непрерывно наблюдается повышение доли математических наук. Несмотря на
относительно скромные абсолютные размеры федеральных ассигнований, выделяемых
на научные исследования в этой области знаний, внушительны темпы их роста.
За 1960-1987гг. ежегодный объем федеральных ассигнований на фундаментальные
и прикладные научные исследования в различных областях математики вырос
с 25 до 759 млн.долл., а их доля в общих ассигнованиях поднялась с 1,3
до 4,5%.
Естественно, бурное развитие социально-политических
процессов на огромном геополитическом пространстве не могло не проявиться
в возникновении и развитии новых тенденций во внешней и внутренней политике
федерального правительства США, в том числе в сфере науки.
(Продолжение следует)
1 Иванов А.Д. Патентная
система современного капитализма. М., 1966, с. 144.
2 Statistical Abstract
of the United States 1988, 108111- Edition, p. 368.
3 Natan Rosenberg, Technology
and American Economic Growth, Harper and Row, New-York, 1972, p.176.
4 Nestor Terleckyi,
Research and Development: Jts Groutn and Composition New York, National
Conferense Bourd, 1963, p. 42.
5 Richard R. Nelson,
Merton Y. Peck, Technology Economic Growth and Public Policy, Wash. 1967,
p.46.
6 Statistical Abstract
of the United States 1988, Wash., p. 557.
7 Например: боеприпасы,
электрические двигатели, средства проводной и беспроводной связи, синтетические
моющие вещества и т.д.
8 Национальный научный
фонд к наукам о живой природе относит следующие дисциплины: биология, медицина,
с.х. науки. Естественные науки: астрономия, химия, науки о Земле, физика.
Технические науки: аэронавтика и космонавтика, прикладная химия, строительные
науки, электроэнергетика и связь, механика, металлургия, материаловедение.
Математика и вычислительная техника: алгебра и основания, анализ, топология
и геометрия, прикладная математика, теория чисел. Общественные науки: антропология,
экономика, история, политология, социология.