Аэропорт Ханэда - один из двух крупнейших аэропортов Токио, он принимает почти все внутренние рейсы в столицу и международные рейсы в Сеул, Шанхай и Гонконг. По пассажирообороту это четвёртый аэропорт в мире, уступает лишь Атланте, О’Хара и Хитроу. Хдесь базируются две крупные японских авиакомпании - Japan Airlines и All Nippon Airways. Аэропорт Ханэда был открыт в 1931 году на небольшом участке земли у Токийского залива, отсюда отправлялись рейсы в разные города Японии, Кореи и Манчжоу-Го. В 1945 году в аэропорт пришли американцы, они увеличили взлётно-посадочные полосы и организовали здесь военную базу. Американские военные передали часть базы Японии лишь в 1952 году, она стала известна как Международный аэропорт Токио, остальная часть авиабазы была возвращена Японии в 1958 году. '
Сюда стали летать европейские перевозчики - из Лондона, Копенгагена, Москвы и других городов. Новый международный терминал были построен в 1970 году, однако спрос на перевозки продолжал расти и японцы построили второй международный аэропорт - Нарита, который в итоге стал принимать почти все международные рейсы, а Ханэда стал внутренним аэропортом. Хотя он используется главами иностранных государств, посещающих Японию, а также самолётами ВВС Японии для должностных лиц японского правительства. Если театр начинается с вешалки, то для сотен тысяч пассажиров столица Японии начинается с аэропорта. Вот и аэропорт Ханэда по праву считается одним из самых лучших в мире, он не поражает своей ультрасовременностью, но известен своей чистотой, ухоженностью и безопасностью. Журналом "Forbes" аэропорт Ханэда признан самым пунктуальным аэропортом в мире в течение многих лет, несмотря на цунами, землетрясения и другие напасти, поражающие Японию, почти все рейсы отправляются и прибывают по расписанию. Такого инцидента, какой произошел недавно в аэропорту "Шереметьево" между ведущим программы "Поле чудес" Леонидом Якубовичом и сотрудниками "Аэрофлота", здесь просто невозможен в принципе, не та ментальность - японцы пунктуальны и вежливы, русской расхлябанности вообще нет.
Главная проблема аэропорта Ханэда - нехватка территории для расширения, хотя планы постройки нового терминала есть. Может получиться как случай в Международном аэропорту Нарита, когда на летном поле между рулежных дорожек остался частный дом крестьянина, не пожелавшего продавать властям свой участок.
Вот как это событие описал Виктор Шендерович в своем блоге на ЖЖ.
Японское Бутово
Эту историю рассказал мне в Токио продвинутый программист по имени, допустим, Леня. Он и пара его бывших однокурсников, в прошлом надежда отечественной космонавтики, работают теперь на крупную японскую корпорацию. Тут, в стране цветущей сакуры и неломающихся «тойот», растут их дети (привет нацпроекту «Демография»)… Но речь не о нацпроекте - я обещал историю. Вот она.
Земля в Японии - большой дефицит, и когда пришло время строить аэропорт для Токио, ближе Нариты места для него не нашлось. Да и там нашлось только потому, что императорская семья пожертвовала стране свои земельные владения. План аэропорта, однако ж, чуть-чуть прихватил земли, на которых стояли дома, принадлежавшие обычным японцам…
Этим японцам, как вы понимаете, сильно повезло. Не знаю, как звучит синтоистский аналог поговорки про яичко ко Христову дню, но за нехитрые хибары на окраине забытого богом города правительство отвалило счастливцам суммы, которые никому и не снились.
Все были довольны. И только один упертый японец продавать свой дом отказался. Не захотел, и все. Почему? Да по кочану. Папа его жил тут, дедушка жил тут, и он планировал, что дети его тоже будут жить тут. Типа малая Родина.
Сначала власти подумали, что японец хитрит, и назвали цену, от которой память о дедушке должна была испариться вместе с именами детей. И тут выяснилось действительно ужасное: японец не торговался. Он просто хотел жить, где живет. Он отказался продолжать переговоры. Он в гробу и в белых тапочках видел планы партии и правительства.
Прошу представить коллизию и прикинуть дальнейшие события, исходя из нашего знания о пропорциях человека и государства. О-о, нам ли не знать этих пропорций? Вот уже небось едет на место происшествия ихний раскосый митволь, вот уже бессменный мэр Токио, ушлый член правящей партии, обозвавши упрямого японца жлобом, насылает на него японский ОМОН, вот упрямца выкидывают прочь по решению ручного японского суда…
Неужто нет?
А вот нет.
Ибо пропорции человека и государства в Японии - иные, чем у нас. Можно считать этого человека и отсталым, и зловредным, и просто спятившим, - но вытереть об него ноги безнаказанно не получается. Закон, знаете ли.
Вы будете смеяться: Конституция!
И вот посреди токийского аэропорта Нарита стоит частный дом. Его хорошо видно на гугловской карте - милости просим полюбоваться: стоит себе, как ни в чем не бывало, между рулежными дорожками.
Тут, конечно, стоит сделать поправку на самурайский дух, но все равно - поучительная история, не правда ли?
Сегодня, рассказывает Леня, история повторяется: аэропорт Нарита не удается расширить. Отказались продавать свою землю некоторые хозяева окрестных рисовых полей. Типа дедушка тут растил рис, отец растил…
Цену вопроса страшно представить: Токио давно проигрывает Сингапуру и Бангкоку статус главной юго-восточной пересадки! А расширить аэропорт толком не может. Человеческий фактор, мать его…
И cвященное право собственности.
Самое интересное: Леня утверждает, что общественное мнение (с учетом цены вопроса) уже вполне дозрело до ОМОНа и считает, что всех этих строптивцев пора уже куда-нибудь переселить, чтобы не путались под ногами у Страны восходящего солнца…