04-10-2009
Кого (ящик для благовоний) в форме веера. Поздний Эдо. Из коллекции Oriental Treasure Box.
Ручной ящик (тэ-бако) для женских косметических принадлежностей с изображением сосен и камелий в технике маки-э. Ок. 1390 г. Считается, что это тэ-бако из гробницы Асука, Вакаяма. Государственный Музей, Киото (Япония).
Риёси-бако (ящик для принадлежностей каллиграфа) с изображением хризантем, цветка вишни, розы и лилии. Каванабэ Итто. Ок. 1890 г. Музей Киёмижху Саннедзака.
Фуми-бако или фу-бако (ящик для документов), создан для хранения буддийских документов; золотое и серебряное маки-э с перламутровой и серебряной инкрустацией; внутри - листья лотоса, выполненные в технике маки-э; на крышке - рельефные птицы, облака, лотосы, музыкальные инструменты и каллиграфия. Не подписанная. Эпоха Мэйдзи.
Японские изделия, покрытые лаком, были так известны в прошлом, что искусство по их созданию даже назвали «японщина» (англ. «japanning»), и это одно из тех искусств, которые прославили Японию. По сей день такие знатоки, как Е.В. Врангхам (коллекционер) считают, что техника японского лака «являет собой безупречный вкус и самое изысканное ремесло среди прикладных искусств всего мира».
Инро (специальные маленькие коробочки для всяких мелочей, которые подвешиваются к поясу), ящики для письма, письменные столы и ящики для хранения благовоний, пожалуй, являются вершиной этого искусства; их изящный вид и мастерство, с которым они сделаны, приводят в изумление.
Если в технике китайского и корейского лака особое значение придаётся перламутровым вставкам, то основная техника японского лака - это маки-э («разбрызганный лак») - с брызгами золота, серебра и более изысканным дизайном.
История японских лаков
Лаковое дерево (уруси, лат. Rhus verniciflua, относится к семейству сумаховых) распространено на всей территории Японии - климат и географическое положение страны создают идеальные условия для этого влаголюбивого растения.
За основу для изготовления лака берётся выпаренный сок этого дерева. В жидком виде он ядовит, вызывает раздражение на коже, подобно ядовитому плющу, и после контакта с ним остаются ожоги (у многих мастеров есть послеожоговые рубцы). Лучший сок собирают на севере, в областях Киото и Окаями из надрезов на деревьях в период с июля по сентябрь. Сразу после сбора сок очищается, выпаривается и в него добавляются красители (обычно чёрный и красный). Получается вязкая субстанция, её наносят на изделие и затем просушивают во влажной комнате - тогда лак приобретает прочность и защитные свойства (этот состав используют даже в качестве клея для починки фарфоровых изделий).
Япония - страна с чрезвычайно высокой влажностью, и первоначально лак использовали для защиты вещей от губительного действия влаги (именно этим объясняется то, что все металлические детали японского доспеха покрыты лаком).
Старейшим из известных нам лакированных объектов, имеющих художественную ценность, является гробница Тамамуси (VII в., Нёриюдзи, недалеко от Нара). Лак наносили на кожу, камень, плетёные изделия, бамбук, керамику, бумагу, металлы и дерево. При раскопках были найдены осколки, покрытые лаком, возраст которых составляет 7-8 тысячелетий. И это говорит о том, что декоративные и защитные свойства лака были открыты очень давно.
Основные техники по работе с лаком (перламутровые вставки, которые используются в маки-э или объёмная резьба какура-бори), несомненно, были заимствованы из Китая. Распространение буддизма с середины VI века вызвало огромный спрос на лакированные алтари и другие ритуальные предметы, поэтому и техника лака распространялась повсюду, где строились храмы. Тогда преобладал китайский - довольно монументальный - стиль.
Два столетия спустя лакированные изделия приобрели более «японское» звучание - вторя моде на сдержанную элегантность в аристократических кругах. На качественный лак насыпался золотой и серебряный порошок в технике маки-э («разбрызганный лак», приобретает популярность начиная с VIII - IX вв.), иногда добавлялись инкрустации устричными и другими раковинами (радэн, аогай). Популярными сюжетами для лакированных изделий были изображения деревьев и времён года, а позже - поэтические мотивы и темы из Гэндзи Моногатари (первый в мире роман, в котором описывается насыщенная любовными приключениями жизнь Принца Гэндзи, а также придворный быт, ритуалы и т.д.).
Восьмой сёгун Асикага Ёсимаса (1436-90) оказался несостоятельным правителем, но был покровителем искусств и, среди прочих, помогал семье Ко'ами развивать мастерство така-маки-э (многослойный лаковый рельеф). До XVI в. императорский двор и сёгун покровительствовали семье Ко'ами, занимавшей доминирующее положение на рынке маки-э и наси-дзи. Идеи для сюжетов прекрасных рисунков по лаку часто рождались из вака (стихотворение из 31 слога), это связывало эстетические миры поэзии и лаковой миниатюры и добавляло глубины ассоциациям. В конце эпохи Момояма детализация рисунков уменьшилась, а драматизм и красочность, наоборот, усилились - это отражало и более смелый, напористый общественный строй, связанный с объединившимися лидерами Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси.
Если до этого времени лаки использовались в основном для украшения внутреннего убранства дворцов, то с возвышением военного сословия появился новый класс лакированных изделий - под названием Кодай-дзи маки-э. Теперь в этой технике украшали и посуду, и архитектурные элементы, и многие другие, которые раньше так не декорировали. Своё название этот стиль получил от храма Кодай-дзи, который О-нэ, вдова полководца Тоётоми Хидэёси (1536 - 1598) возвела в Киото в память о своём муже. Самый яркий пример этого стиля - алтарь в этом храме и убранство в покоях Хидаёси и О-нэ, где чёрные лакированные поверхности были украшены осенними мотиками в технике маки-э.
Лак стали использовать для декорирования больших поверхностей, поэтому техника существенно упростилась. Этап детальной предварительной прорисовки теперь пропускали, а рисунок свободно наносили на лаковую основу. Также не использовались така-маки-э и другие трудоёмкие техники. Золотой и серебряный порошок наносился плоско на чёрную основу, создавая изощрённую мягкость и не создавая дополнительного уплотнения лакового слоя. Детали расчищались при помощи иглы (харигаки), небольшие озерца крапинок контрастировали с глубоким чёрным лаком.
В это же время европейцы, которые приезжали в Японию и которых назвали нанбандзин («южные варвары») - были так восхищены роскошью лакированных изделий, что, что стали заказывать у мастеров христианские алтари и другие предметы, выполненные в этой технике. В итоге такие вещи стали называть «лак Нанбан».
В книге «Мост снов: Коллекция японского искусства Мари Григгс Бёрк» Мурасэ Миёко делает предположение, что повышенные спрос иностранцев на японский лак привёл к тому, что мастерские по изготовлению лакированных изделий стали нанимать непотомственных мастеров. Благодаря этому в ремесло были привнесены новые навыки и методы, появился новый подход к лакированным изделям Кодай-дзи. Так как западных людей могла не интересовать литература Хэйан, возможно, поэтосу главным мотивом стали цветы и осенние травы.
Основные тенденции в технике лака сохранялись на протяжении более поздних веков, хотя не обошлось и без нововведений. Так, новшества были внесены художниками, вдохновленными живописью школы Римпа - такими, как Огата Кёрин (ок. 1700). В XIX в. стали использовать новые цвета в лаке. Но в этот же период произошёл своего рода кризис. В Японию хлынула европейская культура; отвержение старых традиций и обнищание самурайских семей, вынужденных продавать семейные реликвии, чтобы выжить (доходило до того, что золото вынимали из-под слоя лака и продавали), привело к тому, что ценность и цена лака резко упали.
Новую жизнь в искусство лака вдохнули экспорт лакированных изделий покупателям, влюбившимся в увиденные на выставках за рубежом изящные вещи, и их продажа богатым туристам, открывшим для себя экзотический Восток.
Но обычные люди утратили интерес к этому дорогому предмету роскоши, и у него осталось очень мало богатых покровителей.
Продолжение следует...))
По материалам издания «Collecting Japanese Antiques» и открытых источников.
Оригинал:
http://www.tanto-gallery.ru/articles/201