Это продолжение истории, начало тут:
http://world-japan.livejournal.com/509921.htmlhttp://world-japan.livejournal.com/510611.htmlhttp://world-japan.livejournal.com/510772.htmlhttp://world-japan.livejournal.com/513759.html Этот раздел я опишу более подробно, поскольку он существеннен для понимания положения русской и японской армий и причин разгрома первой.
Несмотря на усиленную подготовку Японии к войне, начальное соотношение сил для Российской империи было относительно неплохим, хотя уступавшим японскому.
У нас было 7 (против 6) эскадренных броненосца, 4 (против 4) бронепалубных крейсера большого (по тем временам) водоизмещения - свыше 4 тыс. тонн.
Заметно проигрывали мы только по числу броненосных крейсеров (1 против 6) и малых бронепалубных крейсеров (2 против 4). Наконец, миноносцев в нашем флоте не было совсем, в то время, как японцы их имели аж 16 единиц.
Мореходных канонерских лодок, прекрасно себя зарекомендовавших в течение почти сотни лет, у нас было 7 против 2, а на что они способны прекрасно показала Цусима.
Мы серьезно проигрывали в вооружении флота. В те времена на палубы ставились артиллерия 6'', 8'', 10'' и 12'', и 120-мм орудия. Мы проигрывали везде, кроме 10-дюймовых орудий, причем довольно заметно.
Я приведу сводную таблицу по вооружениям, так будет проще:
Русская эскадра Тихого океана в Порт-Артуре
Японский Соединённый флот
Эскадренные броненосцы
7
6
Броненосные крейсера
1
6
Большие бронепалубные крейсера (свыше 4000 т)
4
4
Малые бронепалубные крейсера
2
4
Минные крейсера (авизо и заградители)
4
2
Мореходные канонерские лодки
7
2
Истребители (эскадренные миноносцы)
22
19
Миноносцы
-
16
Артиллерия: 12"
20
24
10"
8
-
8"
10*
30
6"
136
184
120 мм
13
43
Я бы назвала соотношение сил тревожным, но никак не разгромным. Однако перевес японской армии был именно таков. Долгое время я не понимала, почему война была так бездарно проиграна и уж совсем загадкой для меня были различные реплики исторических деятелей о том, что русско-японская война была прологом падения царизма. В чем же дело?
Наблюдение за подготовкой к войне было прямой обязанностью нового военного министра России генерала от инфантерии А.Н. Куропаткина. В ноябре 1895 г. в Санкт-Петербурге было созвано особое совещание, которое пришло к следующим выводам:
«1. Япония подгоняет окончание своей судостроительной программы к году окончания постройки Сибирского пути, что указывает на возможность вооруженного столкновения в 1903 - 1906 гг.
2. Возрастающий интерес Японии к Корее ясно говорит за то, что в будущих столкновениях Япония всеми силами будет стараться перебросить на материк свою армию, а потому флоту будет принадлежать первенствующая роль на театре военных действий.
3. Япония отлично понимает значение флота и не остановится и впредь на усилении его, если со стороны России не будет категорически указано, что она не остановится ни перед какими жертвами, чтобы обеспечить себя от посягательств со стороны моря.
4. России необходимо теперь же, не упуская момента, выработать программу судостроения для Дальнего Востока с таким расчетом, чтобы к окончанию судостроительной программы Японии наш флот на Дальнем Востоке превышал значительно японский».
Алексей Николаевич Куропаткин
Однако дальше этих решений ситуация не пошла. Постройка кораблей велась крайне бессистемно, медленно, средства срезались, а проектные работы велись годами. Мин.финансов значительно урезал военные расходы, в результате российские армия и флот оказались крайне слабыми.
Надо сказать, что такова ситуация тоже родилась не на ровном месте и была вызвана, в частности, непрерывной чередой Балканских войн с Турцией, часть из которых вызывала фантастическую трату средств, делавших войны практически проигранными, несмотря на победы армии.
В результате, к 1904 г. полевая артиллерия была перевооружена всего лишь на 30% от запланированного, но и эти 30% были не совсем тем, что нужно: новой артиллерии, куда входили горные и гаубичные установки, а также тяжелая артиллерия отсутствовали полностью. Русская армия оказалась самой слабой из европейских по оснащенности полевой артиллерией. Пулеметов не было вовсе, их производство тоже не было налажено. В 1902 г. у фирмы "Виккерс" была закуплена лицензия на их изготовление и только после этого они поступили в армию.
Даже старое вооружение было не обеспечено боеприпасами более чем на 50%. Не производилась оптика (бинокли, дальномеры, стереотрубы и т.п.), телефоны и телеграфы.
Российская армия находилась в плачевном состоянии, хотя и была самой многочисленной в Европе. В действующей армии находилось 1.135 млн. человек и еще 3.5 млн. находилось в запасе.
Нельзя не отметить, что при этом у нас были образцы прекрасного оружия, превосходившего все, что было на этот момент известно в мире. В 1891 г. инженер С.И.Мосин создал очень известную скорострельную магазинную пятизарядную винтовку, которая успешно прослужила вплоть до второй мировой войны включительно. Прицельная дальность винтовки 1920 метров считалась на тот момент лучшей.
На вооружение артиллерии должна была быть поставлена 76-мм скорострельная полевая пушка, которая могла давать до 10 выстрелов в минуту с дальностью огня 8 км (образцы 1900 и 1902 гг.)
Ну, и пулемет "Максим", который почти никому не надо бы сегодня представлять, у нас тоже уже был. Однако его внедрение шло фантастическими по медлительности темпами. В 1989 г. армия имела 12 пулеметов этой системы, а через три года в 1901 аж 40.
Немаловажную роль в проигрыше играла и система российской армии, ее методы и способы ведения войны, которые опирались на технику и приемы суворовских времен. Конечно, нельзя отрицать эффективности действий Суровова и успехов России на Балканах, однако с тех времен существенно поменялась техническая составляющая и вести войну старыми способами было невозможно. В военных академиях России продолжали воспевать суворовского "чудо-богатыря", российского солдата, но о том, что он должен быть соответствующим образом вооружен, забывали даже армейские теоретики. Так, генерал М.И.Драгомиров ... высмеивал пулеметы, как технику, которая никому не нужна, поскольку нельзя убить человека несколько раз подряд.
Надо сказать, что именно Драгомиров и второй теоретик армии - Г.А.Леер в немалой степени способствовали катастрофическому состоянию российских войск в смысле технического вооружения. В период с 1900 по 1904 гг. были приняты новые Уставы армии, однако все они опирались на опыт турецкий войн, хотя и содержали упоминание о новом вооружении. Однако главный упор по прежнему шел на штыковой бой, а артиллерия была всего лишь вспомогательной силой, от которой не подразумевалось даже окопной защиты.
В этих условиях командующий Маньчжурской армией генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин был вынужден не только отдать приказ не двигаться густым строем и не разворачивать ряды на близком расстоянии от противника, но и лично проверять его выполнение. Большинство его командиров полагало этот приказ глупым и бессмысленным.
Есть смысл посмотреть, что говорил Энгельс о русской армии, поскольку он занимался соответствующими вопросами и прусской армии (если кто не знает, то Энгельс не только философ и теоретик классовой теории развития общества, а вообще-то очень известный коммерсант)
«Русский солдат, - писал Фридрих Энгельс, - отличается без сомнения большой храбростью. Весь опыт его жизни приучил его к солидарной деятельности с товарищами; остатки коммунальной жизни, артельная работа, круговая порука, одним словом, весь социальный быт приучил его видеть в солидарности единственное средство спасения. Русский крестьянин вносит и в полк те же черты, которые запечатлела в его душе деревня. Нет никакой возможности рассеять русские батальоны: чем опасность грознее, тем крепче держатся солдаты друг за дружку. Таким образом, пока решительная тактика заключалась в атаке густыми колоннами инфантерии, русский солдат находился в своей стихии. Но этот инстинкт тяготения друг к другу, который еще в эпоху наполеоновских войн имел большое значение и уравновешивал многие бесполезные черты русского солдата, сделался в настоящее время опасным для русской армии. Ныне густые массы исчезли с поля сражения…
Всякий солдат должен ныне действовать самостоятельно, не теряя связи с своей частью, но для этого недостаточно примитивных овечьих инстинктов, присущих крестьянину, а необходимо интеллектуальное развитие каждого отдельного индивидуума…
Скорострельное ружье малого калибра и бездымный порох превратили в источник слабости то, что когда-то было элементом главной силы русских войск…»
Если флот был хоть как-то укомплектован, то ситуация с сухопутными войсками была катастрофической. Основная армия находилась на Западе. В Приморье было всего лишь 2 батальоны пехоты и казачья сотня с двумя артиллерийскими батареями старого образца. Обострение обстановки вызвало желание увеличить армию Дальнего Востока и командовавший Приамурским военным округом генерал А.Н. Корф разработал план мероприятий по укреплению безопасности дальневосточных границ, который не был реализован даже частично. В Санкт-Петербурге решили положиться на стойкость войск... Я не шучу. Была издана директива, что «всегда более следует уповать на стойкость наших войск, которым выпадает славная доля показать миру, что русский дух и русская отвага равно сильны как в сердце самой России, так и на далеком востоке Азии».
Только начало войны с Китаем вынудили российское правительство и Ген.штаб принять решения по увеличению численности войск в основном за счет резервистов, которых было достаточно много (население тоже было большим).
На всем Дальнем востоке, т.е. территории Приамурского военного округа и Квантунского укрепленного района к началу русско-японской войны насчитывалось 68 пехотных батальонов, 35 казачьих сотен и кавалерийских эскадронов, 13 инженерных рот, крепостной пехотный батальон, 5 крепостных инженерных рот, 4, 5 батальона крепостной артиллерии. Эти войска имели на вооружении 120 полевых, 16 горных и 12 конных орудия. Войска Приамурского военного округа перед войной организационно были сведены в 1-й и 2-й Сибирский корпуса.
При 3-й Восточно-Сибирской стрелковой бригаде была сформирована опытная пехотная пулеметная рота, вооруженная восемью пулеметами системы «Максим». Ее штат состоял из 5 офицеров, 98 нижних чинов и 37 лошадей. Однако, первые пулеметы в русской армии перевозились на лошадях и использовались как вооружение крепостей. И ни количество войск (98 тысяч человек регулярной армии и 24 тысячи человек охранной стражи), ни качество их боевой подготовки не соответствовали времени.
Это, в принципе, понималось военачальниками, поэтому основная ставка была сделана на мощь русских морских крепостей - Порт-Артура и Владивостока. Главную их силу составляла крупнокалиберная артиллерия. Русская крепостная артиллерия состояла из 4 батальонов, крепостной артиллерийской роты и 3 команд. 2 батальона находилось во Владивостоке, 2 - в Квантунской области, рота стояла в Николаевске, защищая вход в устье Амура.
Рост армии потребовал роста увеличения ее снабжения (ну, а как иначе?) Дело порой доходило до курьезов. Военный министр России в 1905 - 1909 годах А.Ф. Редигер в мемуарах «История моей жизни» описывает такой эпизод:
«Уже в первых числах января (1904 года) началась интендантская подготовка к возможной кампании на Востоке. Для обсуждения и скорейшего выяснения всяких вопросов по интендантским заготовкам под председательством Ростковского собиралась комиссия, в которой я был членом. До чего мы были не подготовлены к войне, выяснилось на первом же заседании: Ростковский сообщил, что у него нет сведений о средствах театра войны; он запрашивал интенданта на Квантуне (Лукашева), но получил ответ, что местных средств в Маньчжурии нет, что, однако, является невероятным. В Маньчжурии интендантских чинов не было.
Решили запросить начальника гарнизона в Харбине. Таковым оказался начальник 5-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады генерал Алексеев, который сообщил, что провианта и фуража вдоволь и на месте есть запас хлеба чуть ли не в двести тысяч пудов. Вслед за тем туда подъехали интендантские чины из Хабаровска, подтвердившие это открытие. Это богатство местных средств крайне облегчало довольствие войск, так как слабосильная Сибирская железная дорога и без того едва справлялась с перевозкой войск.
Этот невероятный факт незнания Интендантством о хлебном богатстве Маньчжурии служит красноречивым доказательством, до чего война была для нас неожиданной, и как мало мы к ней готовились, несмотря на то, что Куропаткин уже с осени предвидел ее возможность…»
Таким образом, легко увидеть, что армия, хоть и была, но даже не знала, что у нее, собственно есть, и где это все находится. Даже флотские учения были опасны с той точки зрения, что их могли обстрелять свои же, не разобравшись, кто где...
Что же с крепостями?
Сооружение крепости Порт-Артур - главнейшего опорного пункта на Ляодунском полуострове - не только не завершилось к началу русско-японской войны, но даже и не планировалось на эти годы. Порт-Артур как приморская крепость занимал чрезвычайно выгодное положение на Желтом море. Отсюда русский флот мог постоянно держать под ударами Корейский и Печилийский заливы - важнейшие операционные линии японской армии в случае ее высадки в Маньчжурии.
Порт-Артур, став российской арендованной территорией, быстро рос как город. На 1 января 1904 года в нем, кроме военных, проживало русских - 15 888 человек, китайцев - 35 256, иностранцев - 603, японцев - 659 человек. Летом на работы в Порт-Артуре собиралось значительное количество китайских рабочих, которые строили крепость и обустраивали сам портовый город.
Однако, не все было так просто, поскольку для тяжелых кораблей гавань порта была непригодна и требовала серьезного обустройства. Можно утверждать, что как главную базу Тихоокеанской эскадры Порт-Артур было невозможно использовать. Внутренняя гавань для стоянки кораблей была тесна, мелководна, имела всего один выход, причем очень узкий и мелкий. Большие корабли, особенно эскадренные броненосцы, могли выходить в море и возвращаться в гавань только во время прилива и то при помощи буксиров. Внешний рейд, совершенно открытый, был опасен для стоянки кораблей. Якорная стоянка на внешнем рейде в силу своей незащищенности допускала возможность ночной минной (торпедной) атаки противником. Кроме того, крепость оказалась недостаточно защищенной прежде всего с суши.
Да ладно, атака противника... это бы еще полбеды. Внешний рейд не был защищен даже от шторма.
Смета на строительство военно-морского порта была представлена на подпись российскому императору Николаю II в 1899 году. Работы начались лишь в 1901-м и разделялись на два этапа, причем первый из них был рассчитан на 8 лет. Поэтому к началу боевых действий порт-артурский порт не имел ни доков для ремонта кораблей, ни искусственно углубленного внутреннего рейда. Не начиналась и постройка молов для защиты внешнего рейда от штормовой погоды.
Автор первого проекта сооружений крепости генерал-лейтенант Конович-Горбацкий считал, что Порт-Артур будет осажден противником в самом начале войны. Он предлагал для защиты города и флота от артиллерийского огня с суши вынести пояс фортов дальше к северу и северо-западу, оставив в расположении крепости командные высоты. Чиновники Военного ведомства, рассматривая проект, не согласились с ним. Свое несогласие они мотивировали тем, что удлинение линии фортов потребует много орудий и больших материальных затрат на фортификационные работы.
В итоге был утвержден более дешевый проект, подготовленный военным инженером полковником Величко. По этому проекту на приморском фронте протяженностью до 9 километров намечалось построить 27 батарей долговременного типа, а на сухопутном фронте протяженностью до 22 километров - 8 фортов, 9 укреплений, 6 долговременных батарей и 8 редутов. На вооружении в крепости намечалось иметь 552 орудия различных калибров и 48 пулеметов.
«Экономические соображения» полковника инженерных войск Величко, получившие одобрение российского Военного ведомства и утвержденные императором Николаем II, привели к заметному уменьшению толщины перекрытий бетонных сводов погребов боеприпасов до 1,5 метра, убежищ для гарнизонов фортов и крепостных укреплений - до 0,9 метра. При этом Величко и его прямое начальство исходили из того, что у противника никак не могло быть осадных орудий калибром более 122 миллиметров.
Однако это было бы лучше, чем совсем ничего...
Фортификационные сооружения Порт-Артура строились чрезвычайно медленно. К тому же во главе строительства крепости оказались люди нечестные, привлеченные впоследствии за финансовые злоупотребления к уголовной ответственности. К началу войны на приморском фронте было возведено всего 9 батарей долговременного типа и 12 временных. Хуже обстояло дело на сухопутном фронте крепости: там был построен лишь один форт, 3 временных укрепления и 3 литерные батареи. В постройке находились 3 форта, литерная батарея и несколько других, менее значительных укреплений. Сооружение других фортификационных объектов даже не начиналось.
Неблагополучным было и положение дел с вооружением крепости артиллерией. К февралю 1904 года крепость имела 116 орудий. Из них на морском направлении было установлено 108 орудий, а на сухопутном фронте только 8 (!!).
Приморские батареи Порт-Артура проектировались и строились военными инженерами, далекими от флота. В итоге большинство бетонированных сооружений оказались не приспособленными для борьбы с вражеским броненосным флотом. Деньги были попросту выброшены на ветер (кстати, это были миллионы царских рублей).
Про артиллерию уже писалось. У орудий, установленных на приморском фронте, дальнобойность были меньше, чем у новых японских корабельных систем, а скорострельность не превышала одного выстрела в три минуты. Крепостные батареи располагались открыто и являлись прекрасной мишенью для корабельной артиллерии противника.
Летом 1903 года российский военный министр А.Н. Куропаткин инспектировал войска Дальнего Востока. Он тщательно познакомился с оборонительными сооружениями Порт-Артурской морской крепости. По возвращению в Санкт-Петербург в докладе императору Николаю II генерал от инфантерии писал:
«Укрепления Порт-Артура приходят к концу и сделают его при достаточном гарнизоне и запасах неприступным с моря и с суши. Гарнизон Квантуна усилился в значительной степени. Ныне можно не тревожиться, если даже большая часть, например, японской армии обрушится на Порт-Артур. Мы имеем силы и средства отстоять Порт-Артур, даже борясь один против 5 - 10 врагов…
Дальнейшие работы дадут возможность найти безопасное убежище всей нашей Тихоокеанской эскадре. Уже и ныне эта эскадра может смело мерить свои силы со всем флотом Японии с надеждою на полный успех. Таким образом, Порт-Артур, обеспеченный с моря и с суши, снабженный сильным гарнизоном и поддержанный могущественным флотом, представляет вполне самостоятельную силу. Запасов собрано столько, что наши войска успеют собраться в Маньчжурии, нанести решительное поражение противнику и освободить осажденный или блокированный Порт-Артур.
Два года назад, даже год тому назад, мы могли тревожиться оторванностью Порт-Артура от России и Приамурья. Теперь можно и не тревожиться».
Куропаткинский вывод из всего выше изложенного был поразителен и для современников, и для истории. Российский военный министр предлагал императору… сократить расходы на оборону Дальнего Востока!
Генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин, как военный министр Российский империи и в скором времени командующий русской Маньчжурской армии, безусловно, переоценивал силы и возможности русских вооруженных сил на Дальнем Востоке. Равно как он и недооценивал реального противника в лице армии и флота Японской империи.
С Владивостоком дело обстояло ничуть не лучше. Все примерно так же, особенно скучно было на острове Русском, который хорошо прикрывал вход в бухту Золотой Рог. Город, обладавший хорошо защищенной глубоководной внутренней гаванью, имел большую перспективу в своем будущем. Так, по переписи 1897 года во Владивостоке, кроме военных, проживало 21 000 человек, не считая одной тысячи корейцев и японцев и пяти тысяч китайцев.
Владивостокский крепостной район разделялся на две обособленные части: обширный полуостров Муравьева-Амурского, вытянутый с северо-востока на юго-запад, и остров Русский, отделенный от материка проливом Босфор Восточный. Глубоководная бухта Золотой Рог, хотя и небольшая по экватории, являлась удобнейшей стоянкой для военных кораблей, в том числе броненосных, всех классов.
В крепости имелось семь деревоземляных укреплений с двойными валами, построенными в 1878 - 1880 годах. Четыре из них располагались на высотах, непосредственно примыкающих к городу с севера, и два на полуострове Саперном острова Русский. Со временем эти временные городские укрепления из-за частых сильных ливней обветшали и были заброшены гарнизонным начальством.
Накануне войны Владивостокская крепость находилась явно в неудовлетворительном состоянии, особенно это касалось ее артиллерийской вооруженности, наличия долговременных крепостных сооружений и причалов морского порта. Военный министр А.Н. Куропаткин после посещения Владивостока со всей откровенностью записал в своем дневнике следующее впечатление:
«Общее впечатление неблагоприятное - не вижу идеи в применении к местности. Садили батареи и укрепления там, где по местности это было выгодно, не связывая общей идеей то, что делали… Артиллерийское вооружение в общем устарелых образцов».
Удивительно, что министр так хорошо разглядел проблемы одного порта и не увидел проблемы другого. Однако посещение военным министром Владивостока имело позитивный результат. Был принят ряд мер по усилению крепости, однако намеченные фортификационные работы к началу русско-японской войны не были завершены. Главная линия обороны, проходившая в 3 - 5 километрах от города и состоявшая из северного и южного фронтов, имела ряд укреплений, соединенных непрерывной оградой. С суши и со стороны Японского моря оборона города-крепости опиралась на пять фортов, три люнета, два редута, два временных укрепления и 11 открытых артиллерийских батарей. Во время русско-японской войны в крепости сооружено было много окопов, блиндажей и других сооружений полевой фортификации.
Сильным от природы фортпостом Владивостокской крепости являлся остров Русский, с крутыми, обрывистыми берегами и с несколькими удобными, защищенными со стороны моря бухточками. В северной части острова Русский были сооружены два форта и пять открытых батарейных позиций. Близость к городу позволяла в трудную минуту усиливать гарнизон острова, а созданная система наблюдения и оповещения гарантировала безопасность от внезапного появления вражеского флота перед морской крепостью.
Главная линия крепостной обороны по своей дальности не обеспечивала защиту города Владивостока от артиллерийского обстрела японцами с моря. На вооружении крепости состояло 400 орудий, из них крепостных, крупнокалиберных было только 80.
Опасность состояла в том, что в случае японского десанта на юге Приморского края и осады Владивостокской крепости ее защитникам крайне трудно было бы вести с неприятелем контрбатарейную борьбу. Японская армия имела большой парк тяжелых осадных орудий, который насчитывал от 120 до 180 единиц.
Оставались нерешенными и многочисленные проблемы тылового обеспечения русских военных сил на Дальнем Востоке. Там не создавались предприятия оборонной промышленности, которые могли бы хотя частично обеспечивать действующую армию боеприпасами, снаряжением, производить ремонт вооружения и судовых механизмов. Потребность в военно-промышленной базе на Тихоокеанской окраине Российской империи обуславливалась наличием всего одной Сибирской железной дороги, связывавшей Дальний Восток с центром страны.
Сибирская железная дорога, возводившаяся в крайне тяжелых географических условиях, еще не была достроена и обустроена. В силу этого она обладала крайне низкой пропускной способностью: в начале войны всего три пары воинских поездов в сутки. Лишь через пять месяцев количество поездов увеличилось до 7 - 8, а к концу войны оно достигло 14 пар в сутки. От Челябинска до Ляояна эшелон с войсками шел более 20 суток, из российской столицы до столицы КВЖД города Мукдена - около 50 суток. Русское командование при организации тыла Маньчжурской армии «забыло» использовать судоходные реки Амур и Сунгари. (Впрочем, если было неизвестно о том, что Маньчжурия свой хлеб имеет, куда дальше-то?)
Поэтому сосредоточить в кратчайшие сроки в Маньчжурии полумиллионную русскую армию, снабженную всем необходимым для ведения боевых действий и обеспечить превосходство над японцами, как предполагало высшее военное командование России, было практически невозможно. Война со всей убедительностью доказала это.
Железнодорожные перевозки требовали постоянной охраны. Во всех районах Маньчжурии действовали многочисленные банды хунхузов, которые помимо грабежа китайских деревень, регулярно нападали на КВЖД и особенно часто на русские обозы, когда тыловые грузы перевозились на гужевом транспорте погонщиками-китайцами. Хунхузы старались в первую очередь захватить продовольствие. Слабость местной китайской администрации потребовала от русского командования усиленной охраны армейских тылов и коммуникаций.
Между тем отношения России с Японией ухудшались с каждым месяцем...
В новой секретной записке начальника Кронштадтского порта уже вице-адмирала С.О. Макарова, направленной в Главный морской штаб 8 марта 1900 года, тревожно подчеркивалось:
«Сухопутная оборона Порт-Артура 22 версты, местность крайне пересеченная, и на нее назначают лишь 200 орудий, хотя подкомиссия, проектировавшая вооружение Порт-Артура, требовала 447 орудий. Представляется существенная опасность, чтобы полумера эта не имела пагубных последствий…
Япония прежде всего займет Корею, а нашему флоту, оперирующему вдали от баз, будет невозможно помешать высадке японцев в каком угодно месте. Заняв Корею, японцы двинутся к Квантунскому полуострову и сосредоточат там более сил, чем у нас. Это будет война за обладание Порт-Артуром. Падение Порт-Артура будет страшным ударом для нашего положения на Дальнем Востоке».
Адмирал Степан Осипович Макаров
В Главном морском штабе Макарова сочли трусом и пессимистом. Но все же было решено провести стратегическую игру в Морской академии в 1902-1903 гг. Игра привела к Макаровским выводам (и фактически повторила историю начала войны), но... все выводы были сданы от греха подальше в архив на хранение.
Императору подавались для прочтения совсем иные доклады о положении дел на Дальнем Востоке и, в частности, в Порт-Артуре. Так, военный министр А.Н. Куропаткин в докладе на высочайшее имя в августе 1903 года писал:
«Укрепления Порт-Артура подходят к концу и сделают его при достаточном гарнизоне и запасах неприступным с моря и с суши. Гарнизон Квантуна усилился в значительной степени. Ныне можно не тревожиться, если даже большая часть, например, японской армии обрушится на Порт-Артур. Мы имеем силы и средства отстоять Порт-Артур, даже борясь один против 5 - 10 наших врагов…
Дальнейшие работы дадут возможность найти безопасное убежище всей нашей Тихоокеанской эскадре. Уже и ныне эта эскадра может смело мерить свои силы со всем флотом Японии с надеждою на полный успех».
Опытного во флотском деле командира Кронштадтского военного порта С.О. Макарова беспокоила и неподготовленность Тихоокеанской эскадры к началу боевых действий. У ж кто-кто, а он знал что такое повседневная боеготовность броненосного флота, которой он занимался при исполнении должности первого флагмана практической эскадры флота Балтийского моря.
Словно в подтверждение этой озабоченности младший флагман эскадры контр-адмирал П.П. Ухтомский писал, что будущий театр военных действий не изучался. Корабли, «кроме Дальнего и бухты «Десяти кораблей» никуда не ходили, берегов наших не знали». (Японцы же в это время писали, что ходили туда во все времена года и знали их как свои родные)
Артиллерийские стрельбы на флоте Тихого океана велись редко.
Говоря о взаимодействии порт-артурской эскадры с береговой крепостной обороной тот же контр-адмирал П.П. Ухтомский отмечал, что когда началась война, «наши миноносцы боялись подходить к нашим берегам, опасаясь быть расстрелянными своими же батареями».
Говоря о неподготовленности русского флота на Тихом океане к войне с Японией, командир эскадренного броненосца «Севастополь» капитан 1-го ранга Н.О. Эссен отметил: «Весь строй нашей судовой жизни очень далек от боевых условий». Еще резче высказался один из русских адмиралов, заявивший, что «наш современный в русско-японской войне флот представлял в смысле тактической подготовки нечто вроде «морской милиции», но не «регулярной» вооруженной силы».
Конечно, когда осенью 1903 года начался последний этап подготовки Японии к войне, российская сторона за оставшиеся до начала боевых действий три месяца просто не могла наверстать то, что не было сделано за предыдущие десять лет. Однако и этого времени хватило бы на то, чтобы принять целый ряд мер для повышения обороноспособности российского Дальнего Востока. В частности, повысить боеготовность сухопутных войск и обеспечить безопасность кораблей Тихоокеанской эскадры на случай внезапного нападения на них японских морских сил. Но и этого не было сделано.
Нельзя сказать, что военные и государственные руководители России вообще не понимали всей серьезности сложившейся на Дальнем Востоке обстановки и не принимали частичных мер к обеспечению обороноспособности Тихоокеанской окраины государства. 13 января 1904 года дальневосточный наместник адмирал Е.И. Алексеев телеграфировал министру иностранных дел графу В.Н. Ламсдорфу:
«Существенное разногласие между Россией и Японией вполне выяснено, способа для достижения соглашения взаимной уступчивости нет: вооруженное столкновение с Японией неизбежно, можно только отдалить его, но не устранить».
Из этой телеграммы видно, что царский наместник, две недели спустя назначенный императором Николаем II главнокомандующим вооруженными силами России на Дальнем Востоке, реально оценивал ситуацию. Он предлагал предпринять некоторые меры по повышению боеготовности русской армии в восточных областях государства и ее частичному развертыванию. Последнее в устремленной к войне Японии было уже сделано давно.
Еще в декабре 1903 года адмирал Е.И. Алексеев запросил у монарха разрешение объявить мобилизацию на территории Дальнего Востока и в сибирских губерниях. Одновременно он просил ввести военное положение в Маньчжурии, Владивостоке и Порт-Артуре и выдвинуть часть войск прикрытия на рубеж реки Ялу. 25 декабря военный министр сообщил наместнику о разрешении провести намеченные мероприятия, за исключением выдвижения русских войск на реку Ялу. Последнее, по мнению правительства, могло ускорить войну.
Однако через несколько дней из Санкт-Петербурга последовало новое высочайшее распоряжение, отменявшее ранее данное распоряжение на мобилизацию и введение военного положения. Император Николай II и его министры опять-таки опасались, что такие действия российской стороны ускорят войну с Японией.
Придавая большое значение своевременному развертыванию части сил русской армии, адмирал Е.И. Алексеев 4 января 1904 года вновь обратился к государю за разрешением занять хотя бы небольшими заградительными отрядами некоторые пограничные с Кореей пункты. 9 января такое разрешение пришло, и воинские части, намеченные для этой цели, стали готовиться к выдвижению на рубеж пограничной реки Ялу.
7 января последовал приказ готовиться к переводу на военное положение крепостей Порт-Артур и Владивосток. Одновременно были разработаны и введены в действие приказом адмирала Е.И. Алексеева инструкции по охране кораблей Тихоокеанской эскадры на внешнем порт-артурском рейде. Русские миноносцы впервые вышли в Желтое море для несения дозорной службы.
20 января царский наместник вновь запросил у правительства разрешения объявить мобилизацию войск Дальнего Востока и Сибири и дать указание об использовании флота в случае высадки японцев в Корее. При этом он высказал свое мнение о целесообразности использования морских сил для противодействия высадке японской армии в порту Чемульпо. Высочайшее разрешение на мобилизацию и инструкции об использовании Тихоокеанской эскадры пришли в Порт-Артур 27 января, уже после начала войны.
Сперва была объявлена мобилизация войск дальневосточного наместничества, затем Сибирского военного округа (4-го армейского Сибирского округа), а в начале февраля 1904 года - запасных Вятского и Пермского уездов. Мобилизация проходила без каких-либо осложнений, если не считать громадности расстояний для доставки призванных в армию запасников. Гораздо проще обстояло дело с мобилизацией Забайкальского, Амурского, Уссурийского, Сибирского, части Оренбургского и Уральского казачьих войск - казачьи полки привычно собирались и выступали на войну в считанные дни.
Большой ошибкой российского руководства было запоздалое назначение высшего командования русскими сухопутными и морскими силами на Дальнем Востоке. Если главнокомандующий маршал Ивао Ояма, командующие японскими армиями, намеченными для высадки на материке, и действующим флотом назначались микадо за несколько месяцев до начала войны, то в Санкт-Петербурге решились на такой шаг только после начала боевых действий. Командующий русской Маньчжурской армией генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин и командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О. Макаров получили свои назначения после прихода в столицу вести о нападении японцев на русские корабли в Порт-Артуре и Чемульпо.
Поэтому то, что командующие со своими штабами обычно делают в подготовительный, предвоенный период (изучение оперативных планов, обстановки на театре военных действий, состоянии войска и флота), полководец А.Н. Куропаткин и флотоводец С.О. Макаров вынуждены были делать в условиях уже начавшейся войны. Свое командование Маньчжурской армией и флотом Тихого океана они начали в поезде, который шел из российской столицы в Порт-Артур не одну неделю.
Источники:
Тут можно посмотреть эскадру Порт-Артура (и там же по ссылкам - Владивостока):
http://www.samoupravlenie.ru/eskadra_partur.phphttp://wunderwaffe.narod.ru/HistoryBook/RFTO/part2.html#chap1http://militera.lib.ru/h/bykov_pd/02.htmlАлексей Васильевич Шишов Неизвестные страницы русско-японской войны. 1904-1905 гг.