Это продолжение истории, начало тут:
http://world-japan.livejournal.com/509921.htmlhttp://world-japan.livejournal.com/510611.htmlhttp://world-japan.livejournal.com/510772.html http://tsushima.su/RU/warsru/riwru/rjwsilru/riwsil-jap-flot/ Датой рождения императорского японского флота принято считать июнь 1869 года, когда после окончания гражданской войны под единое командование собрали все корабли, захваченные у сегунистов и полученные императором от верных ему кланов. Флот состоял из купленного в США в 1867 году броненосного тарана "Котецу" (позднее "Адзума") французской постройки, канлодки "Чиодогата", корвета "Иошун", четырех колесных и четырех парусных кораблей. Спустя год к ним присоединился броненосный корвет "Рюдзо", построенный в Шотландии для флота американских южных штатов и купленный японским принцем Хидзеном. Но только в 1875 году, когда под влиянием сложных отношений с Кореей было решено строить современные военно-морские силы, Япония приняла первую кораблестроительную программу. Из-за слабости своей промышленности заказы на постройку крупных кораблей (казематный броненосец "Фусо", броненосные корветы "Конго" и'"Хией") и 4 миноносцев (в 1879 году) выдали английским фирмам. Небольшие корабли с деревянными корпусами начала строить военная верфь в Йокосуке, которой руководили французские специалисты.
В 1882 году Япония смогла принять более обширную 8-летнюю программу, предусматривавшую постройку 46 боевых кораблей, строительство верфей и заводов, обучение офицеров, матросов и техперсонала флота. Поскольку тогда в руководстве флотом пользовалась популярностью французская "Молодая школа", отрицавшая значимость броненосцев в морской войне, по данной программе строились только крейсера, канлодки и миноносцы: 14 кораблей, включая два крейсера, - в Японии, остальные - в Англии и Франции. Однако, обострение японо-китайских отношений в начале 1890-х годов заставило Японию заказать в Англии два мощных броненосца для противодействия имеющимся у Китая.
Когда в 1894 году началась японо-китайская война, не все новые корабли успели войти в строй. Тем не менее, японский флот, основу которого составляли быстроходные крейсера со скорострельной артиллерией, сумел разбить сильнейшего, но плохо подготовленного противника. Боевой опыт позволил японцам сделать два очень важных вывода: о необходимости хорошего бронирования кораблей, предназначенных для эскадренного боя; и о полезности в таком бою быстроходного отряда с достаточно мощным вооружением и защитой. На основе этих выводов Япония и стала наращивать свои морские силы, когда на горизонте появился новый, более опасный соперник - Россия.
Хотя Япония и выиграла войну с Китаем, под нажимом России, которую поддержали Германия и Франция, ей пришлось занять на мирных переговорах скромную позицию, лишившись большинства своих притязаний. Но, получив контрибуцию и англо-американские кредиты, японцы без промедления стали готовиться к новой войне, на этот раз с "Великим северным соседом".
Несмотря на отсутствие боевых потерь, получение нескольких китайских кораблей и достройку всех заказанных до войны, флот "Страны восходящего солнца" на 1895 год уступал российскому, имевшему к тому же большие резервы на Балтике и Черном море. Поэтому рассчитанная на 10 лет кораблестроительная программа 1896 года включала в себя 4 еще более мощных броненосца, 6 башенных броненосных и 6 бронепалубных крейсеров, 23 истребителя и 63 миноносца. Все крупные корабли (кроме 3 бронепалубных крейсеров), 16 истребителей и большая часть миноносцев строились за границей с учетом последних достижений военно-морской техники и, в основном, программу выполнили досрочно. Ответные шаги России заставили Японию в 1903 году заказать дополнительно по 3 броненосца и броненосных крейсера, а также 2 бронепалубных. Но в начале 1904 года, учитывая, что русская программа 1898 года еще далека от выполнения, японцы решили начать войну, не дожидаясь готовности этих последних кораблей. В качестве экстренной меры они, правда, успели купить в Италии два построенных для Аргентины броненосных крейсера, еще более увеличив свое преимущество над русской Тихоокеанской эскадрой, базировавшейся на Порт-Артур и Владивосток.
Примечание: текст раздела публикуется на основании книги: С. Сулига Корабли Русско - Японской войны 1904-1905 гг. Часть 2. Японский флот
Примечания к тактической организации японского флота
В соответствии с разработанной на основании опыта войны с Китаем доктриной ведения действий на море в японском флоте для эскадренного боя была принята 6-корабельная тактическая организация, так называемый флот "6-6". Шесть эскадренных броненосцев составляли основное ядро и шесть броненосных крейсеров - авангард, призванный самостоятельным маневрированием охватывать голову противника или создавать численное преимущество на отдельных этапах сражения. Все броненосцы и броненосные крейсера были полностью совместимыми в пределах отряда, имея аналогичные ходовые и маневренные элементы, а также стандартизированные калибры орудий (305-мм и 152-мм для броненосцев, 203-мм и 152-мм для броненосных крейсеров). Последнее упрощало снабжение и хранение боезапаса и управление стрельбой в бою. Для бронепалубных крейсеров, истребителей и миноносцев, от которых ожидался не линейный бой, а частое маневрирование на больших ходах, приняли более гибкую 4-корабельную тактическую организацию. Составы отрядов, корабли которых имели хорошую практику совместного плавания, в ходе войны 1904-1905 годов не изменялись, за исключением замены погибших или надолго вышедших из строя.
Интересной особенностью японской тактической организации было расположение младшего флагмана двух основных боевых отрядов (Первого и Второго) на концевом корабле, в отличие от русского флота, где младший флагман находился в середине колонны во главе своего отряда. Это давало японцам возможность в ходе боя производить повороты "все вдруг" на 16 румбов (180°) при сохранении адмирала на корабле, становившимся головным, что устраняло путаницу в командовании. Для большей боевой устойчивости при такой смене флагмана Первого и Второго отряда их концевые корабли по мощи огня и броневой защите не уступали головному (после гибели двух броненосцев в мае 1904 года концевыми кораблями Первого отряда пришлось поставить новые броненосные крейсера) и всегда были быстроходнее, что придавало японской колонне исключительную гибкость при фланговых маневрах. В русском же флоте самые сильные и быстроходные корабли ставились во главу колонны, а более слабые и тихоходные - в конец, поскольку из-за отсутствия практики совместного маневрирования самым простым способом сохранить строй была передача командования следующему за флагманом кораблю.
http://tsushima.su/RU/warsru/riwru/rjwsilru/rjwsil-jap-flot/jap-flot-taktik1904/ Адмиралы японского флота:
http://tsushima.su/rjwmenadmiralja/