Я, как можете догадаться, продолжаю размышлять о смысле жизни нашем образовании. На этот раз в конструктивном плане, ибо раз сказал "а" и даже "б", то пора подумать о том, что в алфавите еще 31 буква :)
Итак, а что собственно делать со школой-то? Совершенно очевидно, что даже советская система образования вызвала массовые нарекания и протесты. Школу во все времена обвиняли в муштре, зубрежке, наказаниях и фактически в отсутствии творческого начала. Исключения, конечно, были...
Короче, что можно сделать?
Ну, хотя бы на мой взгляд?
Кстати, если в предыдущих двух постах я могу претендовать на роль какого-никакого эксперта потому что нахожусь сразу в двух системах - и научной, и образовательной, тот тут сразу предупреждаю, что все - исключительно мое имхистое имхо. Просто рассуждения по теме. Предлагаю присоединиться и помечтать, как получить мир из "Сто лет тому вперед" :))
Для начала, как ни странно, я полагаю, что школу следует разгрузить :))) На мой взгляд, в советской-то 10 лет было абсолютно нечего делать, а 12 в нынешней - это вообще садизм какой-то... :)
Во-вторых, почти так же очевидно, что школы должны быть разными. Где-то должна сохраниться старая жесткая советская система, может даже интернат, с домашними заданиями каждый день по всем предметам, посещением уроков и т.п., а где-то вообще свободное посещение, свободное изучение и сдача экстерном. Это два противоположных полюса, все остальное должно лежать между ними и этого "остального" должно быть много.
А можно было бы раскатать губу и помечтать, это все объединить в одной школе. Почему нет? В университете же вы можете взять да не ходить на занятия, явиться на зачет (ну, и промежуточные сдачи, конечно) и экзамен (у нас это точно можно). Если вы все сдали - ну, молодец, валите себе дальше...
Я из чего исхожу? Я терпеть не могла вот нашу учительницу математики и благополучно прогуливала эту самую алгебру с геометрией в старших классах. На меня это слабо влияло по той простой причине, что к этому моменту я уже закончила школьное обучение, попросту прочитав все учебники до конца школьной программы, и в школе откровенно скучала. Так что "экстерн" стал выходом (и не только по математике). Ну, практически это выразилось в том, что меня пытались застращать, что я не сдам экзамены, но я их благополучно сдала, заодно предъявила комиссии общую тетрадь с полностью решенными всеми задачками из учебника и доп.метод.пособия. На этом все и закончилось.
Нехороший пример для молодежи, но факт. Мне не требовалась к этому моменту жесткая система обучения, она просто мне мешала. Но есть люди, которым наоборот нужна поддержка снаружи - от внешнего давления школы. Не вижу причин, почему бы в мечтах об идеальной школе этого не учесть.
Кстати, и второе - при этом иностранный язык вот я посещала полностью, ибо с английским у меня всегда были проблемы... да, можно смеяться. Все языки, которые я учила сама, давались мне легко и спокойно, а обязательный английский всегда был камнем на душе и ножом в горле :) Вплоть до аспирантуры.
Итак, лучше если школа допускает любые возможности для обучения в смысле посещаемости.
Кстати, а учителя должны получать за часы, а не количество учеников.
Положение нумбер два.
Обязательная программа обязана быть, и все школы должны ее предъявлять к проверке (а учащимся к выполнению), гос.сертификация этого обязательна. В эту программу что должно входить? Дайте подумаем... (я прикидываю на старшие классы, точнее к окончанию школы, а когда уж там изучали - дело десятое почти. Лишь бы не в начальной школе :)))
русский, литература, иностранный, история, химия, физика, география, биология, алгебра, геометрия, обзовем предмет "цифровые технологии", астрономия... а, да, и нечто, что можно назвать эстетическим обучением, куда загнать самые разные уроки вроде музыки и рисования.
Список вопросов (тем) по каждому предмету...
Замечу, что я предположу возможность преподавания этих предметов отдельно или единым курсом - на усмотрение школы. В случае, если, скажем... ну, пусть мм... 30% учащихся не переваливает барьер с оценками 4 и 5 - требуется смена курса или формы преподавания. Или преподавателя. А экзамен должен идти по типу ЕГЭ в том смысле, что он должен быть общий и относительно объективный (иначе купят). И каждый год (в смысле год обучения, а не на выпуске).
То бишь должны существовать списки пунктов учебной программы, которые дети должны знать на каждом этапе обучения (это важно, что не в конце, иначе начнутся проблемы с переходами и переводами в другие школы).
К списку обязательной программы - по американской системе - я бы потребовала дополнительный полуобязательный список других дисциплин по выбору.
Но не полная свобода (как у американцев), а относительная. То есть физкультура, скажем, может быть школьная, а может быть спортивная школа или кружок, и привет. Но что-то должно быть. А ходить и туда, и сюда - бессмысленная нагрузка. Примерно так же с уроками музыки. Если чел. ходит в муз.школу - нафига ему, извините, школьный урок музыки? Ну, пусть он его прогуляет и отдохнет. Примерно так же с рисованием, физ-мат., хим-био, вычислительными, иностранными и прочими школами и кружками (сертификат, что программа этих доп.занятий по меньшей мере достаточна для обязательного минимума, должен быть, это везде подразумевается)
В полуобязательный список должны входить: физкультура, нечто эстетическое, гуманитарное, естественнонаучное и точное, цифровые технологии и ин. язык (о, да, я садист, я знаю)
Полуобязательный набор должен иметь, скажем 2-3 стадии обучения, если уж ты выбрал одну - то ее должен довести до конца, после этого можно сменить, причем на начальную по другим предметам.
По-прежнему, везде можно никуда не ходить и все или что-то отдельно сдать самостоятельно.
Трудовая повинность должна иметь место, ибо это полезно для жизни. Выбор - добровольный. Можешь улицы мести, на ферму отправиться, в какой-нибудь зеленхоз, можешь научиться машину собирать, можешь на завод пойти (а че, я научилась когда-то :))) Но допускаю мысль, что это может быть не с 10 лет, а где-нибудь с 14, когда законодательство позволяет получить относительно нормальную работу. И да - допускается летняя практика вместо того, чтобы тянуть это параллельно основному курсу. Отчет обязателен (да, махинации возможны, но у нас и диплом можно купить... а вообще-то большинство небось к себе на работу возьмут или еще как)...
Нет, у меня идея получше. Обязателен отчет в налоговую инспекцию в получении зарплаты :))))
Разумеется, энное число предприятий обязать к приему этих зеленых, их обучению и т.п. В качестве пряника можно ввести те же налоговые льготы, да мало ли чего еще...
И это еще не все (ибо я все же садист в душе, точно)
Вводим еще и необязательный набор, куда можно - уже по американской системе - включить уже почти что что угодно душе, в определенном количестве часов. Можно ходить вышивать бисером или изучать связность топологических пространств. Это никуда не идет, кроме как в список факультативов.
Ну, чего еще придумать? :)))